|
Выпуск № 46 от 13.11.2013 г. |
«Вместе мы – Россия» С 28 сентября по 1 октября 2013 г. в городе Томске проходил региональный этап Всероссийского фестиваля народного творчества «Вместе мы – Россия», на котором при содействии Дарасунского Дома культуры мне посчастливилось побывать в качестве участника, в связи с чем хочется поделиться своими впечатлениями.
В общей сложности Томск принял около 1000 гостей – 16 делегаций из 15 регионов Сибири и Дальнего Востока – Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Сахалинской областей, Республик Бурятия, Саха (Якутия), Тывы, Хакасии, Алтая, Камчатки, Красноярского, Хабаровского и Забайкальского краёв были с комфортом размещены в гостиницах города. В фестивале приняли участие самодеятельные фольклорные коллективы, ансамбли народной песни, музыки, танца и исполнители-солисты. Представителями от Забайкальского края стали творческие коллективы из Агинского района – народный фольклорный ансамбль «Этигэл» (руководитель – заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа Цыржимыдык Шагдаровна Ванданова) и детский фольклорный ансамбль «Тэршээхен Унаган» (руководитель – заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа Цынжидма Шойдоковна Цырендашиева). Также в рамках фестиваля была организована выставка-конкурс произведений декоративно-прикладного искусства современных мастеров Сибири и Дальнего Востока, о которой мне, как непосредственному участник этого события, и хочется рассказать подробнее.
Забайкальский вклад Представлять Забайкалье на данном мероприятии мне довелось вместе с руководителем этнографического социокультурного центра с. Тунгокочен Светланой Валерьевной Мальцевой, сотрудницей этого же учреждения, мастером декоративно-прикладного творчества Еленой Владимировной Горбуновой и мастером-модельером по пошиву национальной одежды Светланой Баторовной Цыдыповой из п. Агинское. Светлана Валерьевна и Елена Владимировна, представляя эвенкийскую культуру, приготовили на суд жюри выставочную композицию «Дылача» (Солнышко), основу которой составили меховые изделия – кумаланы, с любовью созданные самобытными мастерицами села Тунгокочен Найканчиной Тамарой Федоровной и Найканчиной Натальей Витальевной. Вошли в неё также и работы самой Елены Владимировны. Дополняли композицию берестяные туеса, изготовленные тунгокоченскими мастерами. Светлана Баторовна привезла с собой замечательную коллекцию стилизованных бурятских национальных костюмов, включавшую в себя также образцы одежды, изготовленной с полным соблюдением традиций. Мой вклад в создание экспозиции представлял собой небольшую подборку резных деревянных и берестяных изделий, в которую вошли несколько подсвечников различных форм, пепельница из берёзового капа, миниатюрная шкатулка из берёзы, ложка, туес, берестяная кружка. Также на обозрение членов жюри и посетителей я выставил несколько музыкальных инструментов своего изготовления – язычковый инструмент варган и народные флейты двух разновидностей: поперечную и свистковую. Нашими соседями по залу были делегации Республик Алтай, Саха-Якутия, а также Хабаровского края. Количество и качество работ, представленных только в нашем зале, способно было вызвать (и вызывало!) реакцию, которую принято называть «культурный шок».
Мир древнего Алтая Экспозиция Алтайского края расположилась скромно и незатейливо, но то, что она содержала в себе, было достойно самого пристального внимания и восхищения. Работы из цветного войлока – ковры, национальные костюмы, декоративные панно, выполненные мастерицей Айсулу Такиной – скромной хрупкой девушкой, присутствующей здесь же, погружали в мир древнего Алтая. «Она одна у нас такая, художница, традиционной технологией валяния очень хорошо владеет» – негромко сказал мне земляк Айсулу, Аржан Кухаев, заметив мой интерес к экспозиции. Я разговорился с Аржаном. Оказалось, что он литейщик и ювелир, реконструктор художественного стиля и элементов материального быта древних алтайцев. Изделия этого мастера держали моё внимание в плену в течение всех фестивальных дней. Медальоны с изящными рисунками, крохотные сувенирные колокольчики, украшения для конской упряжи, удивительных форм ременные пряжки, поразили моё воображение ещё больше, когда Аржан рассказал о технологии создания своих работ. Оказалось, для изготовления каждой из этих вещей необходимо вырезать модель будущего изделия – из камня… Мастер показал мне маленькую, чуть больше 3 см. в длину, каменную фигурку барса в прыжке – будущую пряжку для крепления к поясу ножен охотничьего ножа.
«На рыбьем меху» Невозможно было обойти вниманием и экспозицию Хабаровского края. Национальные костюмы народов Приамурья, на первый взгляд представляющие собой сочетания вполне обычных предметов одежды (рубаха, передник, рукавицы), являли собой настоящее чудо, поскольку выполнены были они из искусно выделанной рыбьей(!) кожи. Автор этих работ – директор муниципального бюджетного учреждения «Национальный этнокультурный центр «СЭНКЭ» Варшавская Любовь Егоровна, освоила древнее ремесло по воле случая: в начале 90-х годов, оказавшись в «первой волне» безработных, по направлению районного центра занятости населения обучалась традиционным ремеслам у мастериц национального села Булава. Любовь Егоровна досконально изучила технологию и орнаментацию Приамурской традиции (искусство нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев), освоила чрезвычайно трудоемкую технологию выделки рыбьей кожи и ныне является единственным славянским мастером, в совершенстве владеющим этим уникальным видом народного промысла. Находясь в составе хабаровской делегации, свои работы представлял талантливый мастер-керамист, гончар Шахназар оглы Шахназаров. Кувшины и тарелки, выполненные Шахназаровым, отличал высочайший уровень исполнения – это касалось как безупречности форм изделий, в совокупности с качеством отделки, так и высокой эстетичности художественного оформления. (Продолжение следует). Михаил Семёнович Сысюк |
|
|
|
|