|
Выпуск № 47 от 20.11.2013 г. |
«Вместе мы – Россия» С 28 сентября по 1 октяб-ря 2013 г. в городе Томске проходил региональный этап Всероссийского фестиваля народного творчества «Вместе мы – Россия», на котором при содействии Дарасунского дома культуры мне посчастливилось побывать в качестве участника, в связи с чем хочется поделиться своими впечатлениями.
(Продолжение. Начало в № 46).
Есть поддержка – есть и развитие Отдельно стоит сказать о мастерах Саха-Якутии. Народное творчество в Якутии пользуется всесторонней поддержкой правительства республики, немалые средства вкладываются в развитие национальной культуры и поддержание её на должном уровне: с 1969 г. действует сувенирная фабрика «Сардаана», существующая ныне в виде акционерной фирмы, органично сочетая в своей работе сохранение национального декоративно-прикладного искусства народа Саха и коммерческую деятельность. Фабрика обеспечивает работой опытных, квалифицированных специалистов, профессиональных художников, выпускников художественных училищ и народных мастеров. В целях возрождения и развития традиционных якутских народных промыслов 24 июня 1991 г. Совет Министерств Республики принял постановление о создании фонда традиционных якутских народных промыслов и декоративно-прикладного искусства при Совете Министров Республики. В этом же качестве фонд, получивший название «Кудай Бахсы» – имя сказочного кузнеца, действует и в настоящее время. Фонд ведёт индивидуальную работу с народными умельцами-мастерами. На каждого мастера заведена картотека, налажено обеспечение их необходимыми материалами, оборудованием, по возможности создаются рабочие условия. Регулярно организуемые министерством культуры Саха-Якутии выставки, конкурсы, обеспеченные солидными призовыми фондами, фестивали народного творчества, как республиканского, так и всероссийского, и даже международного уровня способствуют выявлению новых талантов, обмену опытом между мастерами и стимулируют их дальнейший творческий рост. Закономерно, что столь серьёзное отношение к национальной культуре приносит свои впечатляющие плоды. Много тёплых слов было сказано в адрес делегации Саха. Экспозиция северян отличалась какой-то особой гармоничностью, цельностью, законченностью, эти же качества характеризовали все её экспонаты, немалую часть которых вполне можно было отнести к шедеврам народного искусства.
Шедевры из костей Невозможно представить себе, чтобы кого-то из присутствующих на выставке оставили равнодушными работы якутских резчиков по кости: исполненные завораживающей пластики композиции Константина Меркурьевича Мамонтова, изображающие животных, созданные мастером с помощью комбинирования различных видов материала (бивень мамонта, зуб мамонта, рог лося, рог горного барана), скульптура «Якутский богатырь» Гавриила Ивановича Никифорова, выполненная из бивня мамонта в виде всадника, крепко сидящего на коне, бьющем копытом землю, миниатюрный сувенирный сосуд для кумыса – чорон, также изготовленный из ископаемой кости Егором Петровичем Саввиным, покрытый изящным орнаментом и украшенный крохотными фигурками танцующих людей, вырезанными с максимальной передачей объёма в массиве бивня – каждое из этих изделий воплощало древний миф, сказку, просто не оставляя место для скепсиса и казалось созданием не рук человеческих, но самой природы. Восхищали и вызывали изумление тонкостью работы традиционные якутские налобные и нагрудные женские украшения из мельхиора, изготовленные ювелиром Колесовым Иннокентием Петровичем. Немало восторгов и вопросов к хозяевам экспозиции относительно технологии изготовления вызвали образцы декоративного шитья, привезённые Людмилой Жирковой и Радомирой Баишевой – узорчатые суконные и войлочные коврики и миниатюрные сумочки-кисеты, украшенные вручную с применением старинной якутской техники вышивки. Также Людмила Петровна демонстрировала национальные женские костюмы собственного изготовления – сшиты они были с поразительной аккуратностью, впечатляли плавностью и изяществом линий. В коллекцию входило несколько платьев современного покроя, представляющих собой великолепную стилизацию национальных костюмов – Людмила Петровна объяснила это своим желанием популяризовать традиционный якутский стиль. (Можно предположить, что получится). Настоящим бриллиантом в оправе экспозиции Саха можно было назвать народного мастера Якутии Романа Готовцева, в совершенстве владеющего искусством обработки различных материалов – от дерева до стали и драгоценных металлов. О масштабе таланта этого человека говорит тот факт, что ещё будучи учеником 8 класса общеобразовательной школы, Роман Ильич был удостоен медали ВДНХ за косторезную работу. Со временем талант Р.И. Готовцева достиг такого развития, что к настоящему моменту один лишь список наград, званий, заслуг мастера, может занять не меньше страницы текста. Ограничусь кратким перечислением достижений Готовцева. В 1991 году на Международной выставке II Конгресса варганной музыки, проводимого в г. Якутске в номинации «Лучший варган мира» среди мастеров-изготовителей, Роман Ильич занял II место, получив степень Мастера международного класса по изготовлению варгана (хомуса). Роман Ильич – участник фестивалей народов Севера, проходивших на Аляске (США) в 1993 году и во Франции в 1994г., обладатель гранта президента РС(Я) М.Е. Николаева для поддержки и стимулирования перспективных направлений семейной экономики, в номинации «Ремесленничество» (1999г.). С декабря 2008 по декабрь 2009 года в Постпредстве Республики Саха (Якутия) г. Москве на выставке «Якутский хомус» были выставлены сувенирный хомус и мужской пояс с серебряными вставками и якутским ножом Романа Готовцева. В июне 2009 года на форуме-конкурсе мастеров-изготовителей разновидностей хомуса – награждение знаком отличия Министерства культуры и духовного развития РС(Я) «За вклад в художественное народное творчество» и победа в номинации «Лучший мастер-исполнитель на хомусе». В январе 2012 г. – получение гранта президента РС(Я) Е.А. Борисова по кузнечному делу. В 2011 г. статья о Р.И. Готовцеве включена в раздел о работниках и известных деятелях искусства Якутии «Энциклопедии культуры и искусства Якутии».
Диву даёшься! Знакомство с этим мастером и его творчеством стало для меня одним из самых ярких впечатлений фестиваля, тем более, что с работами Готовцева я был знаком заочно: более двух лет фотографии изделий Романа Ильича, будучи однажды найденными в Интернете, хранились на жёстком диске моего компьютера. И вот теперь, благодаря участию в выставке, я получил возможность увидеть произведения мастера воочию. «Увидев его изделия, диву дивишься, насколько тонкая работа проделана из вроде бы непокоримого материала. Его хомус из красного золота, инкрустированный 9 бриллиантами под названием «Жаворонок моего алааса», заставляет задержать дыхание – золото с тонкими изгибами, словно кружево, сплетается и образует маленького жаворонка... А ножи, украшенные красивыми якутскими узорами, заставляют верить в свою прочность и непобедимость» – так описывает работы Р.И. Готовцева в своей заметке о мастере Надежда Гурьева, сотрудник пресс-службы Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я). Подобные чувства испытал и я, когда стоял возле витрины с работами Романа Ильича. Особенно потрясла меня композиция «Памяти Мастера», представлявшая собой золотой хомус, укреплённый на символизирующем землю шаре, изготовленном из полированного берёзового капа, из-под которого вылетала стая золотых журавлей. Лицевую часть хомуса украшала пластина, на которой был выгравирован портрет человека в очках. Оказалось, что эту работу Р.И. Готовцев изготовил в память о наставнике, Якове Прокопьеве, мастере-изготовителе якутского национального инструмента, обучавшем Романа Ильича своему искусству. Всеобщее восхищение вызвал нож работы Р.И. Готовцева с рукоятью и ножнами из капа берёзы, украшенный традиционным якутским орнаментом из серебра, вставками из бивня мамонта, гранатами и аметистовыми фианитами. Во время презентации якутской экспозиции мастер продемонстрировал рабочие качества своего изделия: взяв нож, Роман Ильич на глазах изумлённых членов жюри рассёк на множество аккуратных ровных полосок тетрадный лист, удерживаемый на весу за уголок. Мне очень хотелось побеседовать с мастером, однако, видя его сдержанность в общении с гостями фестиваля, я не решался завести разговор. Повод для беседы дал сам Роман Ильич, заинтересовавшись моими флейтами. Итогом нашего общения стал обмен изделиями: мастер, по его словам, с детства мечтавший «научиться играть на дудочке», предложил обменять один из хомусов своего изготовления на какой-нибудь из моих инструментов. Я предложил Роману Ильичу маленькую свистковую металлическую флейту, собственно, дудочку, с громким высоким звуком, как наиболее лёгкую для освоения, мне же было позволено самостоятельно выбрать любой из сияющих стальных инструментов в футлярах из берёзового капа. Так, к огромной моей радости, я стал обладателем настоящего якутского хомуса, о котором, хоть и не с самого детства, но всё-таки тоже мечтал, тем более приятно было получить его непосредственно из рук мастера. Стремительно промчались насыщенные яркими эмоциями три дня фестиваля, а на четвёртый день, 1 октября, состоялось подведение итогов выставки, торжественное награждение победителей и участников которой проводилось в актовом зале Художественного музея. Перед участниками фестиваля выступили члены жюри: председатель жюри, Греков Александр Умарович – заведующий отделом народного и декоративного искусства НИИ Российской академии художеств, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, председатель комиссии по народному искусству Союза художников России, член корреспондент РАХ, Рындина Ольга Михайловна – доктор исторических наук, профессор кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры национально – исследовательского Томского государственного университета, Микуцкая Татьяна Николаевна – искусствовед, заведующая научно-исследовательским отделом Томского областного художественного музея, член Союза художников РФ. Лауреатами межрегиональной выставки-конкурса стали: Жиркова Людмила Петровна (республика Саха (Якутия) и Такина Айсулу Ивановна (республика Алтай). Диплом за лучшую экспозицию был вручен делегации республики Саха (Якутия). Лучшие презентации регионов были отмечены дипломами I, II и III степеней: диплом I степени получила делегация республики Хакасия, II степени – делегация республики Тыва. Два диплома III степени было присуждено делегациям Сахалинской и Иркутской областей. Дальнейшее награждение осуществлялось по номинациям, для каждой из которых также предусматривались дипломы 3-х степеней, вручаемые мастерам индивидуально. Наша делегация стала обладателем трёх дипломов: дипломом I степени была награждена Найканчина Тамара Фёдоровна в номинации «Художественные произведения из меха», мне достался диплом II степени в номинации «Национальные музыкальные инструменты», диплом III степени в номинации «Народный костюм» получила Цыдыпова Светлана Баторовна. Также, независимо от победы в номинации, каждый участник выставки получил диплом за участие. Прошедший этап фестиваля – второй из запланированных четырёх. По плану организаторов, третий и четвёртый региональные этапы состоятся во II и IV кварталах 2014 года и охватят Центральный, Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Заключительный этап пройдёт в Москве 4 ноября в День народного единства в форме гала-концерта и выставки мастеров декоративно-прикладного искусства на одной из главных сценических площадок города, в нём примут участие лауреаты межрегиональных этапов после рассмотрения и утверждения всех кандидатур оргкомитетом фестиваля. Михаил Семёнович СЫСЮК |
|
|
|
|