Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ЭКОНОМИКА И МЫ
    Что нам несёт июль грядущий?
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Мосты над пустырями
ИХ ПРИМЕР - ДРУГИМ НАУКА
    Крестьянский азарт на Васильевском хуторе
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
    Тергень: не вымираем и не собираемся!
ПРОШУ СЛОВА!
    О скором съезде казаков
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Но чё, моя, как съездила-то?
РЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ
    Лапы и хвост – их документы!
1941-1945
    Два солдата
ТелеМАНИЯ
    БензоКоролева, колонка и кино. Часть 1
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ТОНКОРУННОЙ – 60!
    Этапы большого пути
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Легенды о зубастой
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Пустыня Гоби? А почему бы и нет!
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    С Верой, Надеждой и Любовью
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Вопрос юристу
ФАЗЕНДА
    Экспериментальная дача
    Капельный полив в огуречной теплице
Выпуск № 25 от 21.06.2016 г.
Но чё, моя, как съездила-то?
Собрав накануне скромную часть реквизита в баулы, с утра 10 июня двинулись мы нашей театральной труппой с музыкальным оформителем К. Синегузовым в дорогу – из Улёт в Красный Чикой, на фестиваль «Семейская круговая».  Там, в Чикое, в селе Хилкотой, – корни моего родового дерева, а откуда уж тянутся туда – пока не докопалась. И каждый раз втайне мечтаю найти родных, и тянет меня туда не просто, как корреспондента или актёра, а словно домой, к родне, в поисках истоков. Как потом оказалось, не одну меня…
Первые встречи 
    С утра путь лежал до села Дешулан, где нужно было встретить автопоезд из Читы, в котором были гости «Круговой» (журналисты, представители разных районов, люди мастеровые), а ещё гости из Белоруссии – преподаватели Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат филологических наук Иван Крук и Оксана Котович, магистр педагогических наук.
    Дешуланцы не подкачали. Выехали к «федералке» на трёх машинах, самовар сгоношили, стол накрыли – всё чин-чинарём! Пампушки, блины, мёд и сметана, отборная картошечка в чугунке да какой- то необычный квас… О встрече на дешуланской земле долго потом вспоминали пассажиры автопоезда. А ещё были песни о Дешулане. Как же ими не похвалиться: написаны своими доморощенными поэтами да композиторами – М.С. Семёновой, А. Д. Цыпыловым.
    Журналисты – народ к пышным встречам привычный, а белорусы были тронуты до слёз. На белорусском сказали приветствие, достаточно витиеватое. Но дешуланцы его перевели без всякого толмача, потому что слова были похожие на наши и на соседские, (украинские), которые тоже с малолетства привыкли понимать, работая одним колхозом. 
 Напотчевавшись, получив в подарок для чикоян квас с неведомым никому рецептом (мы так и не смогли его выпытать), двинулся дальше – до Новосалии. 
    И там угостились, послушали новосалинские семейские песни. К сожалению, приходилось поторапливаться, потому что путь лежал неблизкий. И новосалинские «Багулушки» тоже пустились в путь, на автоклубе, поскольку автобус уже был полон. 
     До Чикоя добрались уже к вечеру. Разместились в лагере «Лесная сказка». Ужин ещё не закончился, а на территории разгорались костры и начинались «разминки» перед предстоящим песенным конкурсом. Да собственно, о конкурсе участники фестиваля вряд ли и думали: практически все знакомы друг с другом – и мастера, и фольклористы, и практически сразу отправились на поиски друзей. Песни не смолкали до самого утра, и одна группа перенимала у другой забытые мотивы, манеру исполнения.
     Постельки были жестковаты. Утро – ощутимо прохладным. А «ночными сорочками» были припасённые с собой курточки и шерстяные носки с тёплыми штанами. Утром, встречаясь у умывальника, бабульки подшучивали друг над другом:
    – Но чё, моя, мятинько спали? 
    – Ой, не говори, моя, как срок отбывали до утра на нарах. 
     Однако это нисколько не снизило градус праздника и радости. Каждый, с кем общалась, говорил: «Снова приеду. Ради такого праздника всё можно перетерпеть».
   
«Какая Белорусь. Это ж Укыр!» 
    На следующее утро после завтрака состоялось открытие фестиваля. В программе оно было запрограммировано как «торжественное». Однако проходило совершенно по- семейному: хозяйка импровизированной избы, Вера Ивановна Андреевская, давала нагоняю дочке и зятю, чтобы готовились принять гостей:
    – Неси медовуху с сенцев, чтоб всё было путём! От же бяядаа, пока не пошавелишь, никакова толку с этих молодых, – ворчала она, подгоняя нерасторопных. И вот торжественные «ворота» из рушников подняты над сценой, и в дом с открытыми сердцами проходят представители делегаций из районов и краёв с подарками. Так открылся праздник. От каждого коллектива прозвучали визитки, белорусы привезли с собой двух студенток, подарившим семейской земле белорусские напевы, по мелодике схожие с нашими семейскими. Тронуло и то, что сюда, на Чикой они привезли землю предков, насыпав перед сценой холмик – ещё, мол, у вас будет одна сопочка, с родины. 
    То, что белорусы и чикояне одних родовых корней, стало совершенно очевидно с первой минуты встреч в Забайкалье. Это подтвердила сначала и встреча с дешуланцами, свободно понимающими их язык, а потом гость из Белоруссии испытал настоящее потрясение от говора хозяйки импровизированной избы. 
     – Я ещё не адаптировался к временному разрыву в шесть часов, а тут, с первых минут возникло ощущение, что я никуда не уезжал из дома», – удивлялся Иван Иванович.
     Позднее на одной из площадок белорусские гости показывали фильмы, снятые в деревнях, где живут обособленным анклавом старообрядцы. Избы, лица – всё, казалось, наше, семейское. И даже речь совершенно идентичная, характерная для жителей Укыра, Урлука. Чикойцы просто со смеху покатывались: «Какая Белорусь. Это ж Укыр!» 
    Лекция об обрядах в Белоруссии ещё больше укрепила в убеждении, что корни чикойских переселенцев откуда-то из белорусских краёв. 
    А Оксана Котович (тоже гостья из Белоруссии), обходя мастер классы, наткнулась на куклы-обереги нашей Юлии Лещенко. Юля давно занимается этим, обучает детей создавать удивительно тёплые домашние комочки тепла и света. Юлия подарила Ивану Ивановичу куклу в семейском наряде, а Оксане – ведучку (куклу-оберег в виде женщины, прижимающей к себе малыша, ведущая его правильным путём). Кукла и сама тема оберегания ребёнка от чужого, негативного, от инородных «барби» и «свинксов» настолько была родной для Оксаны Котович, изучающей традиции и обряды своего народа, что она была ошарашена совпадением. Каким чувством угадала Юлия Сергеевна именно этот оберег для подарка, неизвестно, но вызвал он слёзы, которые долго не хотели останавливаться. И лёг не в руки, а в самое сердце. Что это, как ни проявление далёкого родства душ?
    
По песням и награды 
    Обходя площадки фестиваля, по голосам узнаю тех, кто в это время поёт: и мощную «Верею», и звонкую «Селяночку», и шимбиликскую «Ваталинку», голосистую Бичуру с их самородком Сашей Утенковым… 
    Фольклорный ансамбль «Читинская Слобода» уже, можно сказать, на правах хозяина фестиваля: слободчане давно дружат с чикойскими коллективами и любимы зрителем за подлинную верность всем канонам старинной песни. 
    Появились в этом году и новые знакомые –  артисты Дома дружбы народов Якутска. Ансамбль потомков государевых ямщиков «Ямские бубенцы» привёз песни, записанные на почтовых станциях Иркутско-Якутского тракта. Таких гостей ещё не было на Круговой. Якутских же артистов больше всего поразила массовость праздника, признались, что в части сохранения песенных традиций чикойцы здорово обошли якутян. 
    Как рассказывает «душа фестиваля» Татьяна Михайловна Зенкова, директор краевого «Учебно-методического центра культуры и народного творчества», неустанная собирательница семейских традиций, такого фестиваля нет нигде в мире. Подобный проводится в Бурятии, но и тот несколько иной, не фольклорный. 
    Те, кто приехал в первый раз, спрашивают: «А где сцена-то?» А сцена под каждым кустом, на каждой полянке. Там частушки, тут мастерклассы на творческих площадках, тут пляски, там игры и хороводы, тут балалаечная, где любого учат играть на балалайке. Даже я попыталась, но оказалось: пальцы заточены под грабли, хоть и обучала именитая «Читинская Слобода».


По ком рыдает скрипка
Буквально за 10 дней до Круговой трагически ушёл из жизни талантливейший музыкант, настоящий чикойский самородок Алексей Жарихин. Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива «Кудёсы», он работал в детском эстетическом центре «Орешки» концертмейстером на баяне. С 2001 года – в комитете культуры района аккомпаниатором и одновременно преподавал в Красночикойской детской школе искусств по классу саксофона и трубы, флейты. Играл на всех инструментах, до каких только мог добраться. Недавно получили новую аппаратуру – возился с нею сутками. 
    Казалось, радости не будет конца – новый дом культуры (он был его директором), новая аппаратура, талантливые ученики. Кроме того, Алексей Жарихин руководил детским духовым оркестром. Писал оркестровые партии, минусовки. Жил музыкой и работой. Имел множество наград районного, краевого уровня. Недавно ему присвоили звание «Заслуженный работник культуры». Сокрушался, что не может отпраздновать это событие с коллегами: зарплату задержали… И вдруг – обострение болезни, приступ и – оборвалась звонкая струна. В будущем году Лёше исполнилось бы сорок.
    Хотели даже отменять Круговую. Но люди были приглашены, билеты куплены. До последнего дня настрой был тяжёлый. И вот буквально накануне Алексей приснился двум своим коллегам и благословил их на проведение Круговой. Он не мог допустить срыва фестиваля, в который вложил столько души. 
    Первую часть гала-концерта в завершение фестиваля посвятили Алексею. Плакали труба и саксофон в руках учеников, плакали зрители. Вдруг среди солнечного полдня зашла чёрная туча, упали на землю капли-дождинки. А когда слободчанин Владимир Кравцов запел песню в память об Алексее, туча ушла, и снова солнце осветило сцену.

    – Куда душа лежит, туда и идти надо, – учит Татьяна Михайловна. Я же в который раз поражаюсь пласту культуры, который она успела разворошить. Все эти песенные традиции, собранные в былые времена от подлинных носителей, в запасниках у специалистов слёживались, как старое сено. Когда хватились изучать, уже и носителей нет, записи не расшифрованы. Вот и появилось этнохудожественное отделение в училище культуры (её детище). Началась работа по расшифровкам и, самое главное, обучение молодёжи. Традиции стариков утрачены, а более молодые певуньи (рождённые в 40-х и позднее) их не переняли в полной мере. Самая главная победа педагога – подготовка специалистов такого уровня, который позволяет учить на местах новое поколение, знающее каноны семейского пения. Ярким примером могут служить детский образцовый ансамбль «Дигомор», ансамбль «Живая старина». Послушав в один из вечеров, с каким мастерством выплетает древнеславянскую вязь вокруг основного текста одна из певуний «Живой старины», я поняла, что это совершенно иной уровень исполнения!
    
Татьяна Зенкова: «Особенностями традиционного семейского распева являются многоголосный склад с подголосочно-полифонической фактурой изложения, ладовая переменность, импровизационная природа подголосков, и характерные приёмы голосоведения, подчинение песенного текста напеву, «текстовая полифония». Мелодии отличаются большой распевностью, с неторопливым степенным изложением. Кажется, ей нет конца, один её неожиданный изгиб следует за другим, эти навороты и есть «колены» песни». 
    
    Подобное пение свойственно далеко не всем коллективам. Обладая прекрасными вокальными данными, некоторые потеряли многоголосность, аутентичность. Строгое жюри нынешнего конкурса «Наше наследие» из полусотни коллективов выбирали именно тех, кто следует канонам аутентичности. 
    Победителей по номинациям было столь много, что перечислять их – значит занять ещё очень много газетной полосы. Скажу только, что первое место среди песенных коллективов взяла «Живая старина» (г. Чита) и «Рябинушка» (с. Билютай, Бурятия). Гран При фестиваля достался фольклорной группе под руководством Анны Тихоновны Титовой из села Архангельское Красночикойского района.
     В номинации «Декоративно - прикладное творчество» победили Ольга Степановна Титова - Кижинга (третье место), Марина Валерьевна Фёдорова из Читы (второе), диплом 1-й степени у чикоянина Владимира Москалёва – поразили жюри мастерски изготовленные им предметы интерьера, деревянные прялки, кухонная утварь, украшенные искусной резьбой.
     
Куда ж бравей!
    Так оценила закрывающая фестиваль хозяйка избы, Вера Ивановна. И впрямь, праздник получился на славу и понравился всем.  Не зря всех организаторов: от главы района Михаила Сергеевича Куприянова до «шеф-повара» Галины Николаевны Никитиной наградили дипломами. А уж как было трудно культработникам после свалившейся на них утраты провести такое масштабное мероприятие – один Бог знает. 
    И пусть в блогах и комментариях ядовито подсчитывают расходы на проведение Круговой, считая фестиваль ненужным, я в корне с таким суждением не соглашусь. Идея единения традиций, того, что люди – это веточки одного огромного дерева и жить должны в радости и мире, мне лично намного ближе, чем культура краевого центра, увешанного плакатами с полуголыми красотками. Жизнеутверждающую идею несёт фестиваль. Им настоящая культура и русский дух сохраняются.
    Ну и напоследок о том, как сами-то выступили. Актёры Улётовского народного театра переживали, что могут прийтись не ко двору самому духу песенного Чикоя, но отыграли свой спектакль на приспособленной для этого площадке-веранде. Формат спектакля вполне вписался в канву семейского полотна. Коллектив театра им. Н.Н. Буракова пригласили в Нерчинск, Карымскую, Горный, Верх-Читу, Бичуру, Петровск и в Красный Чикой.
    Не прощаемся!
    Елена Чубенко, фото автора и минкультуры края
Яндекс цитирования