Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Японская делегация приехала посмотреть на Читу
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Как куют гимнастов в Забайкалье
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    69 минут красноречия
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Три относительно честных способа отъёма денег
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    В стороне от большаков
ЭКОНОМИКА И МЫ
    Оптимизационная инъекция для больных финансов
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Опять «двойка»?!
ОФИЦИАЛЬНО
    Рублём по цели
ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ
    Две подруги – две судьбы
1941-1945
    «Только он не вернулся из боя…»
ТелеМАНИЯ
    «Беспризорная» республика: 90+50! Часть 2
ВЫ ПИШИТЕ НАМ
    Бендер отдыхает
    Наталья Николаевна, помогите!
    Как карта ляжет?
    Как наши дети будут жить?
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Гори-гори, моя звезда…»
    Покашеварим?
ПОДРОБНОСТИ
    Об учительстве, счетах и счётах
ФАЗЕНДА
    Литературная гостинная
    Защитим питомцев от чумы
Возвращаясь к публикации
    Поздно, доктор…
Выпуск № 49 от 06.12.2016 г.
В стороне от большаков
Село Оленгуй расположено в стороне от больших дорог на юге Забайкальского края в Читинском районе – в живописном месте, среди бескрайней тайги. Деревню нежно огибает хрустальная река Оленгуй. С давних пор люди в этих краях мыли золото и заготавливали древесину. Но не только богатство и красота природы манят сюда, а прежде всего – некая тайна времён... Когда впервые проходишь по улицам Оленгуя, то невольно насыщаешься дыханием старины. А всё потому, что большинство его строений – бревенчатые избы, срубленные ещё дедами и прадедами до революции! Год основания села никто точно не знает. Старожилы утверждают, стоял Оленгуй и при царе батюшке…
Как в романе «Даурия»
    Сегодня село является административным центром одноимённого поселения, в которое входит и соседний населённый пункт Сыпчегур.
    Старожилка Нина Разментиновна, вспоминает:
    – Когда-то Оленгуй был уютным и развитым селом. Выйдешь на улицу – душа радуется. Дома ухоженные, ставни покрашены, во дворах порядок и амбары полны зерна… Всюду чувствовалась хозяйская рука.
    С юности она интересовалась историей родной деревни. Вспоминает, что как-то живущая по соседству старушка Олимпиада Ивановна поведала такой случай. В далёкие годы приехали в эти места на подводах три семьи из Красного Чикоя: Горюновы, Рыбаковы и Ланцевы. Они и стали основателями деревни (сегодня их потомки живут здесь и носят эти фамилии). До того времени здесь стояли юрты, коренное бурятское население не знало запаха хлеба. Так и возникло село: с семейскими корнями и бурятским названием.
    В былые лета заезжали в село семёновцы, чтобы отобрать на службу молодых парней. Однажды забрали с собой и трёх сыновей Олимпиады Ивановны. Те при первой возможности бежали. Мать дома сорвала погоны и только хотела их сжечь, как на пороге вновь появились семёновцы. Олимпиада Ивановна не растерялась, показала незваным гостям погоны и сказала: «Мои сыновья у вас служат, приехали навестить меня». Так и спасла своих детей. В то время в селе уже успели расстрелять агитаторов за советскую власть.
    Чем не сюжет из известного романа «Даурия»?
    
Строили на века
    Всего четыре километра отделяют Оленгуй от Сыпчегура, где дома в основном из бруса, в некоторых есть паровое отопление. В Оленгуе новых зданий почти нет. Магазины и почта находятся в крепких бревенчатых избах. Исключение – дом местного предпринимателя Владимира Зиновенко. На въезде уже виден его новый коттедж. Ещё одна новая постройка – двухэтажный гараж: на первом этаже стоит техника, на втором – общежитие для рабочих. Здание принадлежит лесозаготовительному частному предприятию, которым руководит тот же оленгуйский бизнесмен. Сама лесопилорама находиться в Сыпчегуре.
    Жители говорят, что в годы перестройки много домов, построенных до революции, вывезли из Оленгуя. А куда – никто не знает, такой вот хаос и беспорядок были тогда. С тех пор улицы стали щербатыми, с некрасивыми прогалинами.
    Нина Разментиновна вспоминает:
    – Раньше моя семья жила в доме, которого уж нет. Он был старинной постройки, в виде буквы «Г». В войну ещё мы в нём жили. Просторный, с русской печкой, терраса удобная, амбары для хранения зерна. Такой же красивый дом под железной крышей стоял на центральной улице, но сгорел. Мне не нравятся дома из бруса, люблю бревенчатые, как у меня. Сотри с руки кожу – будет мясо. Тоже самое – брус. Что в нём остаётся от бревна? Серёдка одна! Дом из неё быстро сгниёт. Сегодня строят дома мастера уже не те. В старину наши деды рубили лес к Петрову дню – ближе к середине июля. Потом он год лежал в ограде, чтобы высохнуть. Строили на века…
    
О «деревянном» телефоне
    В войну в Оленгуе ещё не было электричества. Оно появилось где-то в начале 50-х годов. Зато на почте висел «деревянный ящик» – телефон. Это было самое надёжное средство связи, и, на удивление, оно ни разу не подводило! А вот на современные спутниковые селяне жалуются: то из строя выходят, то слишком высокая плата за минуты общения. До настоящего времени нет в Оленгуе и окрестных сёлах сотовой связи.
    О прошлом жители вспоминают с ностальгией. До перестройки в оленгуйском колхозе держали более 1000 голов скота. Около двух тысяч гектаров было занято посевными – выращивали пшеницу, овёс, сеяли рапс, кукурузу, горох и зелёнку на корм скоту. Была развита лесная промышленность. Приезжали сюда люди со всего Забайкалья. Рабочих мест было достаточно.
    Соседний Сыпчегур стал развиваться в конце 40-х годов прошлого века. После войны там возвели три барака для переселенцев с Украины. Зимой их дети, укутавшись в тёплые материнские платки, шли из Сыпчегура в Оленгуй на занятия. Сегодня школы в Оленгуе нет – ребята ездят учиться в Сыпчегур.
    Рядом же с Оленгуем находиться село Верхняя Саля, которое возникло после войны. Это была большая деревня, жили в ней когда-то «западные» люди – в основном из Воронежа. Говорили на свой манер, любили работать на земле. Теперь село, словно вымерло: одна часть жителей перекочевала в Ленинск, другая вернулась на родину, а оставшиеся сельчане, как могут, обеспечивают свою жизнь скотоводством.
    
От чистого истока
    В послевоенные годы активно развивалась в этих краях лесная промышленность. Заготовка леса велась на отведённых участках вблизи Сыпчегура и Оленгуя. Потом его сплавляли по реке Оленгуй до станции Новая, там находилась контора лесхоза. Коренные жители вспоминают, что река после добычи леса сильно обмелела, берега «сдвинулись» друг к другу.
    Река Оленгуй – уникальная, правый приток Ингоды, а её воды добираются до самого Тихого океана! Освоение речных просторов лесозаготовителями началось примерно с 1925 года. Оленгуйский лесхоз был образован в 1993 году, до этого времени он назывался комплексный лесокомбинат, до 1947 года входил в читинский леспромхоз.
    Лес по реке уже давно не сплавляют, а транспортируют на лесовозах. Да и лесозаготовки в былых масштабах уже не ведутся.
    Но есть другая беда. Экологию этих мест нарушают золотодобытчики. Если ехать по песчаной дороге, идущей от федеральной трассы к сёлам Сыпчегур и Оленгуй, то увидишь «лунный пейзаж» – такое наследие оставляет после себя золотодобывающая артель. Километры перекопанной земли, на которой нет ни травинки. Как тут не вспомнишь с печалью слова из некогда популярной песенки: «Драга – не корыто. Вся земля изрыта…».
    В последнее время вода в Оленгуе часто бывает мутной. Почему, никто точно не знает. Река вдруг окрашивается в цвет кофе с молоком и приобретает неприятный запах. Правда, когда быстрое течение уносит грязь, вода вновь становится чистой и мягкой. Чай из неё особенно вкусен. Это объясняется тем, что чистейший исток Оленгуя расположен на пересечении Черского и Даурского хребтов.
    
Хлеб – всему голова
    Оленгуйский фельдшерско-акушерский пункт расположен в маленьком неприметном здании. Его санитарка – Роза Александровна Прохорова – родилась в далёкой Башкирии, но в Оленгуе живёт с юных лет. Дом семьи Прохоровых построен в 1903 году!
    – Полы у нас из половинок брё-вен, – рассказывает она. Когда закочевали в дом, там стояла большая русская печь, которую мы вскоре переделали – уж больно много место занимала. Крыша для сохранения тепла укрыта слоем земли. Дом у нас крепкий и тёплый, в нём выросли дочки, и внуков здесь воспитаю. 
    – В селе жить можно, – продолжает Роза Александровна, – нас земля кормит. В этом году удался хороший урожай картофеля. Много голубицы и грибов заготовил народ, и своя садовая ягода уродилась. Большинство семей в Оленгуе держат по несколько голов скота. Из Сыпчегура люди приезжают по делам в администрацию. Есть несколько магазинов, хлебопекарня индивидуального предпринимателя Михаила Стукова.
    Хлеб в Оленгуй ещё привозят и из Курорта-Дарасуна и Сыпчегура. Это самый ходовой товар, по цене 22 рубля за булку он на прилавках магазинов не залёживается.
    
Возродится ли село?
    До горбачёвской перестройки в Оленгуе работала большая участковая больница. Она располагалась в специализированном просторном помещении. Трудились в ней хорошие специалисты. Был стационар на 25 коек, родильное отделение, рентген. Приезжали больные с Сыпчегура и Ленинска. В перестройку больницу закрыли, а её просторное здание буквально растащили…
    - У нас отзывчивые местные предприниматели, – говорит Роза Прохорова, – они помогали делать ремонт в медицинском пункте и по возможности всегда поддерживают нас. Например, Владимир Зиновенко подарил нашему учреждению тележку дров. Он и дороги в селе приводит в порядок – садиться за руль грейдера и выравнивает.
    Каждое утро приезжает на работу из Сыпчегура фельдшер Елена Гавриловна Дешёвых. Из-за нехватки медицинских кадров она обслуживает и население Ленинска.
    Как-то в Оленгуй прибыл молодой фельдшер, посмотрел на сельскую жизнь без комфорта и особых перспектив, и в первый же день в панике покинул деревню.
    Местная молодёжь тоже уезжает из родного села в город. Основная причина – нет работы. Так что не так уж много инициативных и отзывчивых людей остаётся. А ведь на них, в первую очередь, село и держится.
    …Обратно из Оленгуя до Сыпчегура я добиралась на школьном автобусе. Вот уже семь лет водитель Игорь Шестаков ездит этим маршрутом. С утра возит оленгуйских учеников на занятия, а в обед забирает их из Сыпчегура и развозит по домам. Рассказывает: с каждым годом ребятишек в селах всё меньше. В нынешнем учебном году из двух сёл в первый класс пошли всего четыре ученика, трое из которых – оленгуйцы…
    Кто завтра сядет за парты сельской школы? Вопрос равносилен вопросу: есть ли будущее у села, пережившего гражданскую войну, коллективизацию, тяжёлые годы Отечественной войны, но потерявшее свою былую силу в смутные годы перестройки?
    Анна Матвеева, фото автора
Яндекс цитирования