Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Всё тернистее путь «дачной амнистии»…
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Как накормить Россию
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Ностальгия по офшорам
И Я ТАМ БЫЛ...
    Прицельный шар
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Эйнштейн позавидовал бы!
НАШЕ ДЕЛО
    Поставить кооперацию на ноги
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Крестьянская «зебра» без конца и края
НА ТЕМУ ДНЯ
    Задача: перезимовать
ДАТА
    Славное время по имени Молодость…
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
    Кон брио, импетуозо, инкальцандо
ТелеМАНИЯ
    Сколько мультиков на свете?!
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
    Счастливый причал у реки
ПРОШУ СЛОВА!
    РАЗДОБРЕЕВЫ
Повод для гордости
    Школа-медалистка
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Беклемишево. История одного боя
НАШИ ЛЮДИ
    Своим трудом, своим умением…
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Каждому своё…
    Вольная забайкальская поэзия
ПОКУПАТЕЛЬ
    Лучшая рыба – это колбаса!
ФАЗЕНДА
    Не боги горшки обжигают
    От скорлупы до бисера
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Кому выгоден бруцеллёз в Ульхуне?
Выпуск № 2 от 17.01.2017 г.
Сколько мультиков на свете?!
Анимационные фильмы… Недавние «Три богатыря и Морской царь», а также: «Лего фильм: Бэтмен», «Босс-молокосос», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Гадкий я – 3», «Зверопой», «Рыбки», «Тачки-3», «Смурфики: Затерянная деревня» и другие захватывающие полнометражные мультики, которые обещают подарить нам кинотеатры в ближайшие месяцы первой половины  года – вся эта бесконечная вереница красочных, захватывающих зрелищ доступна, в первую очередь, исключительно нашему самому сложному органу восприятия.
Глаз, рисунок и Фантош
    Человеческий глаз сохраняет зрительные впечатления в течение 0,1 секунды. Следовательно, если время между двумя зрительными впечатлениями не превышает 0,1 секунды, они сливаются одно с другим. Именно благодаря этой важной особенности нашего зрения и оживают человечки, которые в детстве многие из нас любили рисовать на краешке десятков листов блокнотов или старых учебников. Странички быстро листались из-под большого пальца руки и рисованные человечки оживали. Благодаря этому же эффекту мы способны воспринимать движущееся киноизображение и мультипликацию.
    Спустя 10 лет после первых сеансов братьев Люмьер, в начале XX века, американец Стюарт Блэктон открыл секрет покадровой мультсъёмки – изображение за изображением названной в США «One turn, one picture» – один поворот, одна картина (когда один поворот ручки киносъёмочного аппарат фиксировал на плёнке один кадр изображения). В первом фильме Стюарта Блэктона «Отель с привидениями» (1906) все вещи без посторонней помощи сами передвигались по комнате. Зрители в шоке смотрели на это жутковатое чудо.
    Секрет живой «чертовщины» быстро раскусили европейцы. «Фантасмагорию» с её простеньким, но забавным героем Фантошем в августе 1908 года создал земляк «первооткрывателей кино», братьев Люмьер, француз, художник-карикатурист Эмиль Коль. Так появился первый в мире рисованный мультфильм.
    
Русское 3D при царе
    Пионерами в создании объёмной мультипликации стали русские. Российский режиссёр, художник и оператор Владислав Старевич создал нечто такое, что весь тогдашний киномир в безграничном удивлении разводил руками. В 1912 году на экраны вышел первый в мире объёмный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Главные роли «играли» насекомые. Фигурки героев были сделаны настолько искусно и двигались настолько естественно, что зрители принимали их за настоящие. Пресса того времени утверждала, что Старевич каким-то образом выдрессировал насекомых и заставил сниматься. Русский гений только тихонько посмеивался и в том же году создал мультфильмы: «Авиационная неделя насекомых», «Месть кинематографического оператора» и т.д. А в 1913-м Старевич снял знаменитый мультфильм «Стрекоза и муравей», который был признан в то время настоящим шедевром мировой мультипликации и остался им по сей день. Царь Николай II закупил картину для экспорта, и она стала жемчужиной раннего русского кино. Интересно, что именно объёмные, кукольные мультики стали в дальнейшем основой ультрасовременной компьютерной 3D мультипликации. 
    Итак, два основных вида мультипликации: рисованная (двухмерная) и объёмная 3D (не путать со стерео). Интересно, что просмотрев за свою жизнь огромное количество мультфильмов, многие зрители до сих пор уверенны, что других видов мультиков, как и методов их съёмки, не бывает. Ничего подобного! Сейчас развеем это заблуждение. Вот они…
    
...Ротоскопирование или «Эклер»
    Сие название произошло от марки французской киноаппаратуры, при помощи которой велись его первые съёмки, а вовсе не от пирожного с кремом. Этот метод создания мультфильмов был придуман американцами ещё в 1914 году, но доведён до почти идеального совершенства советскими мультипликаторами в 1940–1950 годах. При «эклере» сначала на киноплёнку снимали живых актёров, затем перерисовывали их фигуры и движения на бумагу и целлулоид. В первой половине 1950-х почти все человеческие персонажи в фильмах были сделаны при помощи «эклера». Так были сняты красивейшие мультфильмы Льва Атаманова «Аленький цветочек» (1952) и «Золотая антилопа» (1954), ставшие классикой советской мультипликации. 
    Вершиной «эклера» стала картина «Снежная королева», где роль властительницы Севера исполнила актриса Мария Бабабнова. Методом ротоскопирования пользовался и Дисней создав «Белоснежку», «Золушку» и «Бэмби». Ныне этот метод используется очень редко, в виду своей трудоёмкости и главное, дороговизны. Фильм с участием Киану Ривза «Помутнение» является единственным полнометражным фильмом снятым по методу «эклера».
    
Перекладка
    Изначально эта технология появилась, что называется, от бедности. Куда проще вырезать отдельные части фигурки и двигать их под камерой, чем делать рисованный фильм. Однако со временем выяснилось, что перекладка обладает богатейшими возможностями. Первым, ещё в 1964 году это понял знаменитый мультипликатор Фёдор Хитрук («Винни-Пух»), делая фильм «Топтыжка», использовал технику перекладки для того, чтобы сделать персонажей пушистыми. Но истинного совершенства в этой области достиг Юрий Норштейн, чьи два фильма возглавляют самую верхушку мирового мультипликационного Олимпа («Сказка сказок» и «Ёжик в тумане»). Первые части «Приключений кота Леопольда», «Алиса в стране чудес», мегапопулярные «Приключения капитана Врунгеля» были также сняты методом перекладки.
    
Живопись по стеклу
    Художник, он же аниматор, пишет масляными красками картину каждый раз прямо под камерой, постепенно добавляя новые мазки. В такой технике работают российский режиссёр Александр Петров, прославившийся фильмом «Старик и море» (1999), за который получил «Оскара», а также канадский режиссёр Кэролайн Лив. Кстати, вот ссылка на мульт «Старик и море». https://www.youtube.com/watch?v=OQfwyNGf5D0 
    
Техника порошка (Песочная анимация)
    В таких мультиках могут использоваться различные сыпучие материалы – кофейная гуща, соль, чаще, мелко просеянный песок. Как и при работе масляными красками по стеклу, персонажи и декорации рождаются под камерой во время съёмки. Это недорогая, но очень сложная технология, поскольку порошок – материал капризный, и из-за любой ошибки приходится начинать всю работу заново. С некоторого времени песочная анимация стала исполняться «в живую», непосредственно перед публикой. Художник сыпет песок на стеклянную плоскость и рисует на нём прямо руками. С помощью диапроектора или световой доски изображение передаётся на экран. «Картинки» оформляются музыкой. Зрелище просто завораживает. Яркий пример «живой» песочной анимации в исполнении блестящего мастера этого метода, художницы Ксении Симоновой можно посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=XvHX0bgoouc 
    
Игольчатый экран
    Одна из самых редких и чрезвычайно сложных анимационных технологий. Игольчатый экран был изобретён в 1931 году Александром Алексеевым. Он представлял собой вертикальную плоскость, через которую проходили равномерно распределённые длинные тонкие иглы. Эти иглы (их количество достигает от 500 000 тысяч до миллиона!) могли перемещаться перпендикулярно плоскости экрана. Иглы были обращены острием к объективу и потому сами оставались незаметными, но, если были выдвинуты неравномерно, отбрасывали тень. Перемещая источник света, можно было изменять длину теней, и каждый раз получать новое изображение, даже не меняя положения игл. Получаемые картинки (как правило, чёрно-белые) очень необычные, порой призрачные, иногда тревожные, пугающие, «внеземные». В такой технике, например, были сделаны мультфильмы: «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963) и т.д. 
    Ссылки-помощники: 
    https://www.youtube.com/watch?v=vjdUExuKfFE («Ночь на Лысой горе»)
    https://vk.com/video31906440_164131940 («Нос»)
    
Пиксиляция
    Это особый вид одушевления: в качестве объекта покадровой съёмки используются реальные человеческие фигуры. Человек здесь не столько актёр, сколько материал для мультипликатора. Эффектный, простой, но выматывающий для участников съёмок, метод, поскольку на каждый кадрик актёру приходится перемещаться каждый раз на крохотную «фазу» движения. Требуется бездна терпения и усидчивости. Яркий пример метода «пиксиляции» можно увидеть в оригинальном клипе по интернет-координатам
    https://vk.com/video-22607552_159491842
    
Компьютерная анимация
    Под это определение подходят различные технологии. Компьютерная анимация может быть двухмерной и трёхмерной, существует и компьютерная перекладка. Компьютер позволяет имитировать любую технику, любые материалы, любой стиль. Однако даже самая совершенная машина остаётся всего лишь инструментом…
    Разумеется, я рассказал не о всех видах и методах создания мультипликации – их ещё целая масса. Существуют «пластилиновые», «верёвочные», «бумажные», «проволочные», а по технологии даже снятые вообще без камеры (изображение рисуется прямо на киноплёнке. Пример: мульт «Между двумя сёстрами» (http://www.multhistory.ru/videos/two_sisters.htm). Но о них как-нибудь в другой раз. Несмотря на многообразие видов мультипликации, классическая: объёмная и рисованная, всё же царствует над всеми.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования