Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
    Изюминка Востока
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Вернуть забайкальскую землю
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Гей-славяне
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Великий газовый путь
ДАТА
    «Читаем всей семьёй» –
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Семь раз отмерь – один отрежь
    Верните статус участковой
    Только так
    «Я вижу!»
    Не пустяковые вопросы
    Для ханыг закон не писан?
    Одни строят, другие портят
    Живем, как в сказке…
«С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ»
    Высоты мужества летчика-забайкальца
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Семейный тепловоз
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
    В тихом шелесте страниц
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Тот самый кадр» Евгения Епанчинцева
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Соревнования допризывников
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Литературная гостиная
ФАЗЕНДА
    Эксперимент со сладким перцем
Выпуск № 21 от 21.05.2014 г.
«Тот самый кадр» Евгения Епанчинцева
Забайкальского «папарацци»  Евгения Епанчинцева знают, пожалуй, и в самой глухой деревеньке края – бывал, снимал, видел,  и в далеких заграницах –  в Нидерландах, где на Международном конкурсе «Word Press Photo» были представлены его работы, и в Америке, где на редакционном совете всемирно известного журнала «Time» его «Вербное воскресенье» признали одним из лучших кадров недели в апреле 2013-го…

И не было бы километров отснятой и проявленной плёнки, просмотренных сотнями, тысячами снимков на электронных носителях, если бы ни несколько строчек в газете… Открывшаяся 15 мая в Музейно-выставочном центре Забайкальского края фотовыставка так и называется – «Ради нескольких строчек в газете». Итак, в путь!

Застал врасплох

    200 фоторабот, разных, как сама жизнь. На снимках фотометра с 35-летним стажем события, люди, факты: не наигранно, не на камеру. Возможно, поэтому не все рады попасть в кадр Епанчинцева. «Кому понравится, когда его застали врасплох, кому приятно увидеть себя некрасивым?» – делится Епанчинцев.
    Всё же благодарных ценителей фотоискусства больше. Истинное признание от рядовых зрителей – это восхищение, желание мыслить, сопереживать, огорчаться и радоваться, глядя на «тот самый кадр», а от людей с высокими чинами вместе со всем перечисленным, признание – это присвоение звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
    За его вездесущность Евгения в крае прозвали читинским папарацци. Да, вездесущий, а ещё очень настойчивый и упорный… ради нескольких строчек в газете. «Это тот самый, которого из-за съёмки СИЗО, где находился Ходорковский, задержали и самого посадили в следственный изолятор, это тот самый, устроивший скандал и драку в аэропорту с «Ласковым маем», и тот, которого побили на вручении медалей», – говорят те, кто пока не запомнил его фамилию, а обходится кратким «папарацци». Это обыватели, а коллеги не просто знают, они увлеченно следят за творческим путём Епанчинцева. Уважают. И спустя годы и годы помнят снимок из далеких 80-х. Евгений рассказывает: «Как-то приехал я в командировку. Собрались фотографы из разных городов страны. Все мы представились. Один фотограф из Краснодарского края мне говорит: «А у тебя фотография была в «Советской России», там дети подушками кидаются». Фото называется «Тихий час». Газета живёт один день, но человек помнит этот кадр, это самое дорогое, что может быть для фотографа».

Приметы времени
    В его фотографиях приметы времени от доперестроечного 1979-го до путинского 2014-го. Начало 90-х отметилось кадром «Хлеба не будет», 10-е годы века нынешнего – фотографиями «Дети Кока-колы» и «Люди в синем», где «белые воротнички», сидя рядом друг с другом, общаются через гаджеты. А вот деревня, что двадцать лет назад краше и крепче, а вот село сегодня – боль…
    Все когда-то запечатленные в непостановочных кадрах люди оказались здесь и случайно, потому что не по плану, и не случайно – фотограф выбирает характерных персонажей. И это, безусловно, талант. Одна только пенсионерка, глядящая решительно на губернатора чего стоит! Название снимка соответствующее: «Наказ избирателя».
    Сколько фото в его личном фонде, сам Евгений не берётся сказать, но жалеет, что так много не отснял… это и космический корабль, отправляющийся в далёкий путь, и автомобили, которые сейчас не увидишь на улицах городов и, и, и… Но это из прошлого, а бывает и в настоящем – не пригласили на интересное мероприятие, впоследствии нет «того самого» фотомгновения ни в архиве, ни на выставке, ни в памяти сотен забайкальцев. «Приглашайте», – призывает Евгений Валентинович. Ещё бы, ему не привыкать, не лень бежать, лететь, стремиться, это тот счастливый случай, когда увлечение детства, хобби и работа – одно и то же. «Жаль только в Чите фотографы хорошо не зарабатывают», – сетует Евгений. – «Но я никуда не стремлюсь. На свадьбах зарабатываю. Не знали? А мне это дело тоже нравится».
    Всё же больше всего Епанчинцев любит снимать армию. Улыбается: «Девочки играют куклами, а мальчики – машинками, а когда вырастают, машинки становятся больше. Появляется новая военная техника – всё это очень интересно, пострелять хочется, иногда мне дают такую возможность и я с удовольствием ею пользуюсь». При этом, ни за какие деньги не готов Епанчинцев снимать войну. Не из страха, а потому что всей душой желает, чтобы выстрелы были лишь на учениях, чтобы видели другие – на Россию покушаться не стоит! Желает, чтобы над головой было только мирное небо. А ещё признаётся, что тогда – до 90-х работать было приятней – не было железных решёток ни на окнах, ни в душах людей…
    Конечно, и сейчас не все плохо – вот солдаты русский и бурят сидят рядом, едят бузы – это ли не дружба народов? Вот выпускники, что «присели на дорожку» перед отправлением во взрослую жизнь, вот счастливые молодые девчонки на городском празднике, а вот служивая овчарка в солдатской шапке – без улыбки не взглянешь, это, кстати, любимое фото Евгения, называется «Собачья работа».

По зову души
    «Сложно выбирать среди тысяч фотографий те, что хотите показать на выставке?» – интересуюсь у Евгения. «Сложно очень», – отвечает фотограф. – «На нескольких фото я показываю процесс работы фотокорреспондента. Напечатанные кадры – как плёнка. Я сделал раскадровочку, чтобы показать ход мысли: какие фотографии отмечаются и какие из отмеченных потом почему-то будут выбраны, а из них одна будет самой лучшей – выбранной для публикации… Она не самая лучшая, но, на мой взгляд, на данный момент, на данное настроение и отношение к жизни она самая лучшая».
    Признанный мэтр фоторепортажа очень самокритичен. На вопрос: «Когда Вы сами себе сказали – я настоящий фотограф?» отвечает не раздумывая: «Я до сих пор ничего не умею. Иногда смотрю на свои работы и поругиваю себя, критикую. Учусь до сих пор». Учеников же у Евгения немного. «Вредный и требовательный», – не скрывает Евгений Валентинович и отмечает – «Но смена растёт, есть хорошие молодые ребята, имён называть не буду, я им лично говорил о своём отношении».


Если догоняют – дарю
    – Хорошо, когда была плёнка и «тот самый кадр» выбирался из 36 кадров. Это было замечательно. А сейчас есть возможность снимать много – это плохо. На сегодняшний день я стараюсь снимать на цифру так же, как на плёнку. Кадр в кадр, не делая дублей. И всё равно выбирается из сотни кадров, а порой и из двухсот. Это самый минимум, который сделаешь.
    – Щёлкаем? Да, основная масса так называемых «фотографов» считают, что они купили фотоаппарат, а значит, они уже фотографы. На самом деле это сложное дело – увидеть и сфотографировать.
    – С каждым снимком связана какая-то своя история. Они разные – есть весёлые, есть грустные. Тяжело было снимать Дом престарелых. Хоронили бабушку. Привезли на простыне, кладут в гроб косой, кривой, тапочки мешают, гроб не закрывается. Привезли на кладбище, а могила не выкопана, махнули рукой: «А ладно, завтра закопаем».
    – Дарю ли я фото? Это как в мультике, я сначала вас догоняю, чтобы сфотографировать, а потом догоняю, чтобы фотографию отдать. Тут другая история, если догоняют меня – дарю.


    Порой слова мэтра могут решить судьбу. Так случилось и у Епанчинцева. В школьные годы он с удовольствием творил в клубе кинолюбителей, но оператором не стал. За выбор профессии он говорит «спасибо» Юдину Владимиру Фёдоровичу, фотокорреспонденту, который «вытащил» из киносъёмки и окончательно увлёк фотографией. «Спасибо» и самому первому учителю – отцу, это он подарил первый фотоаппарат и научил азам, «спасибо» – Свердлову Леониду Михайловичу. «Он окончил МГУ, отделение фотожурналистики, брал меня 20-летнего в командировки: показывал, как снимать и всё что знал, вложил в меня. Благодарю и Фёдора Николаевича Машечко, у которого учусь до сих пор. Мне важно мнение и моих учителей, и простого зрителя», – рассказывает Евгений.
    Фотовыставка рассчитана на широкую зрительскую аудиторию от 12 лет. Евгений Епанчинцев делится с нами своим взглядом на этом мир. Остановитесь, взгляните – вы непременно увидите то, чего не замечали в круговерти дней и событий. Быть может, на каком-нибудь снимке Вы увидите себя. Не обижайтесь на вездесущего папарацци – порадуйтесь, ведь бесхарактерных и скучных он в кадр не берёт.
    Ксения НОСИКОВА,
    фото Евгения ЕПАНЧИНЦЕВА
 
Яндекс цитирования