|
Выпуск № 25 от 18.06.2014 г. |
Победить дракона Переехав в Москву совсем недавно, изрядно поменять свое представление о столице и ее жителях я уже успел. Ощутил на себе разницу между туризмом и эмиграцией, так сказать. И выводы для себя сделал довольно неожиданные. (Продолжение. Начало в № 24). Лично я оспаривать известное утверждение о наличии дыма без огня все ж не возьмусь. Применительно к поднятой мною ранее теме «Москва: взгляд из Замкадья» это означает наличие некой реальной подосновы, питательной почвы, что ли, для не очень дружелюбного взгляда на москвичей глазами «бедного родственника» из остальной российской глухомани. Не на пустом месте родился этот взгляд. Думаю, что имею моральные основания для заявлений подобного рода, поскольку прожил большой кусок жизни по одну сторону «баррикад», а сейчас вот пытаюсь выжить по другую (если все же считать МКАД баррикадой, отгородившей столицу от России). То есть фактура, позволяющая составлять суждения, мне известна с обеих сторон и не понаслышке. Позиция моя во многом субъективна и однобока, наверное, однако право на жизнь все же имеет, поскольку это право вручили мне сами москвичи. Хотите мыслей в тему? Их есть у нас. Сразу оставим за скобками общеизвестные факты про «все деньги в Москве» и прочие заявления, имеющие цель сравнить толщину кошелька москвича с толщиной аналогичного жизненно важного органа провинциала . Хоть и справедливые во многом, аргументы эти изрядно поистерлись от частого пользования, а потому уже никого и не убеждают. Зайдем с тыла, так сказать…хотя не очень удачное сравнение получилось…двусмысленное какое-то, хотя и вполне актуальное по нынешним временам (все дружно вспомнили Кончиту Вюрст). Короче, я о духовности. В интернете уже неоднократно поднималась тема потери Москвой духовного лидерства. Очень верно, по-моему, однако задирать планку своих заметок на столь геополитическую высоту я не буду, а попытаюсь осветить тему с более приземленных позиций. Итак, получая по праву рождения то, что тьмутараканцу приходится буквально выгрызать из жизни, москвичи воспринимают это, как должное. Лучшие в стране университеты, театры, возможность в любой момент продефилировать по Третьяковке и много где еще москвичами воспринимается, как данность. Оно и понятно вроде бы: это их дом, и чего испытывать телячьи восторги от того, что изначально считается своим и даже где-то поднадоевшим? Но я уверен, что объем культурных ценностей, получаемых с детства в такой концентрации, должен когда-то принести свои духовные плоды и количество неизбежно родит качество. Однако где тогда армия философов, мыслителей и поэтов, в паспорте которых в графе «Место рождения» числится «г. Москва»? Ни для кого не составляет тайны, что подавляющее большинство московских звезд – провинциалы. Из курса истории искусств в детской художественной школе запомнился тогда поразивший меня факт: при Российской Императорской Академии художеств был открыт детский класс. Не то, чтобы отбирали одаренных детей со всей империи, а набрали сирот из ближайших приютов. Помимо общеобразовательных, им давали специальные предметы: живопись, композицию, рисунок. По своей школе вспомните, сколько человек в вашем классе более-менее сносно рисовали? 2 или 3 из 30? А те ребятишки, о которых речь, после окончания почти все стали художниками, посрамив все каноны о «среднестатистической» талантливости. Это я к тому, что в соответствии с диалектикой количество полученных детьми дополнительных знаний привело к качественно новому образованию, прорыву. Почему чего-то подобного не происходит в московских сегодняшних реалиях? Почему, обладая значительной форой на старте, москвичи в целом не стали интеллектуальными сливками российского общества? Ответы на эти вопросы займут, пожалуй, слишком много места, и, наверное, являются темой отдельного разговора, к которому я и приглашаю читателя. Сейчас же просто констатируем факт – гора родила мышь. При значительном гандикапе московская лошадка к финишу приходит далеко не первой. А все «непервые» - звено в пищевой цепочке, обреченное стать кормом для более сильных, жизнеспособных и агрессивных. И никак иначе в существующих реалиях. Именно этот процесс мы и наблюдаем сейчас в столице – активное «поедание» аборигенов более витальными и энергичными «замкадышами». Евгений Панькин |
|
|
|
|