|
Выпуск № 40 от 01.10.2014 г. |
Поездка по Забайкалью Наша группа, состоящая из пресс-секретарей судебных учреждений, за пять дней посетила в общей сложности тринадцать судов края, в том числе – десять районных, два городских и один военный гарнизонный суд. Группа была творческая, а руководителем – я. А потому данную поездку мы решили использовать ещё и для ознакомления с достопримечательностями. Выехали в понедельник, 30 августа, в 8 часов утра. Было пасмурно, накрапывал дождик. Путь лежал в Агинский национальный округ. Выполнив рабочую программу и осмотрев памятники Аги и Могойтуя, поехали в Оловяннинский район, где посетили в том числе и Цугольский Дацан. Впереди – Борзя, Забайкальск, Краснокаменск. После Краснокаменска наш путь лежал в Александрово-Заводский район. Дорога на Калгу грунтовая, но широкая и ровная. Ехали быстро. За редким исключением трассы пролегают в стороне от населённых пунктов, а потому мы видели только указатели: там такое-то село, а там – такое-то. Мы вновь въехали в степную полосу. Тут и климат другой. Хоть и Аргунь далеко, но теплее и мягче. И огромнейшие сенокосные луга, по горизонту – сотни стогов скошенного сена. Проехав по южной кромке Нерчинского хребта, мы вновь въехали в одну из его многочисленных долин. Прямо по курсу лежало старообрядческое село Доно со своей знаменитой церковью. Я пригласил своих спутников посетить её. Церковь была закрыта, но в хозяйственном домике, в её ограде, была открыта дверь, и там слышались голоса. Четыре женщины готовили домик к зиме и занимались покраской. Мы заговорили с ними и попросили открыть церковь. Они приняли нас благосклонно. Староста церкви Татьяна (в миру у неё совсем другое имя), посовещавшись с остальными, открыла замок, и мы вошли вовнутрь. Они показали нам старообрядческие книги, и одна из них, сестра Анастасия, даже прочла что-то вслух. Мы спросили про местную общину. «На момент возрождения её в Доно проживало 17 или 19 верующих старым канонам. Сейчас осталась только одна бабушка. Это из тех, которые считают староверами себя по рождению. Летом кто-то приезжал из Австралии из бывших местных. И пока бегали за ключами, они, не став дожидаться, уехали. Кто такие, даже не знаем. Священник сюда приезжает только из Улан-Удэ. С красночикойскими староверами связи не имеем». В церкви всё просто и чисто, никаких наворотов нет. И ещё женщины пожаловались на местное население – в церковь не ходят, смотреть за ней не хотят. Помогает, правда, немного глава сельской администрации: иногда воду привезут, чтобы цветочки полить на клумбах. И ещё сказали, что из Читинского краеведческого музея часть икон сюда вернули, но далеко не все. Чтобы поддержать местную общину, каждый из нас опустил в специальную урну по сто рублей. Пусть будет людям приятно! Отсюда уже недалеко было до Калги. Там мы ночевали, а утром отправились в Нерчинский Завод. Места в дороге красивейшие. То там, то там, в стороне от дороги, видны современные горные выработки, а рядом - вагончики, видимо, работают вахтовым методом. Проехали мимо большого села Явленка, события тридцатых годов в котором я описывал в своей книге «Крестьянские восстания в Забайкалье» (сельчане отказывались вступать в колхоз). В Нерчинском Заводе нас ожидала культурная программа и экскурсия по историческим местам бывшего центра Горного округа и Нерчинской каторги. По моим планам, мы должны посетить местное старинное кладбище. На занятия судебными делами мы уделили тридцать минут, а потом с моим другом и краеведом, а по совместительству – администратором местного районного суда Романом Федотовым на судебной машине поехали по местным достопримечательностям. Экскурсию начали с осмотра бывшего дворца Кандинских. Историю этого здания я уже знал прекрасно, знал и судьбу владельцев. Сейчас меня интересовало современное его состояние. Оно было построено в начале тридцатых годов XIX века, как я предполагаю, по проекту архитектора Лаврентия Ивановича Иванова. Четыре массивные колонны поддерживают классический портик. В центральной его части, на уровне второго этажа, балкончики. С фасада оно выглядит более пристойно, так как в нём размещается несколько маленьких магазинчиков (в один я даже зашёл и, поговорив с продавцами, сфотографировал его общий вид). На этом магазинчике вывески нет, но выше и по центру здания вывеска «Альянс». Это к другому уже заведению относится. Сбоку ещё один частный магазин имеется, продуктовый «Салют»… На фасаде висит мемориальная доска. «Здесь, в доме купцов Кандинских, в 1827 году останавливались жёны декабристов Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская. В 20-40-е гг. собирался литературный кружок – горные инженеры- поэты Ф.И. Бальдауф, А.Н. Таскин, Н.Ф. Фриш, А.И. Кулибин и др.». А вот дворовый фасад – удручающь. Во дворе, прямо на земле, торгуют китайскими товарами. Далее дырявый забор и брошенный двухэтажный старинный амбар. А вокруг лужи и настоящая свалка мусора, коровы и собаки роются в нём. Нет здесь хозяйского ока, хотя можно было бы всё привести в порядок, так как, если бы не это, местность красива, зелена… (Продолжение следует). Геннадий Жеребцов, член жюри фотоконкурса «Уникальные памятники Забайкалья: территория ответственности» |
|
|
|
|