Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Пилы и ломы против ОМОНа
    ОДН: доказанный моральный ущерб
ПРЯМОЙ РАЗГОВОР
    Почём ветслужба для народа
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Бить или не бить?
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Минфин заберёт процент на пенсию
НАБОЛЕЛО
    Ракеты есть, больниц нет!
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Бедствие сёл и хитромудрая политика
    Доктор и жизнь
НУ И НУ
    Нью-Васюки или «Экономик-Сити»?
ВОПРОС ПСИХОЛОГУ
    Ребёнок мяукает
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Родная земля милее
70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
    «Они сражались за Родину»
КОНКУРС
    Дедушка года
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА
    Путешествие к середине Земли
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Зимние учёты птиц
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Подарите песню
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Литературная гостиная
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Старый стул водой живою
ФАЗЕНДА
    Уникальная система огородничества
    Хозяйки на заметку
Выпуск № 8 от 18.02.2015 г.
«Они сражались за Родину»
Близится юбилей Великой Победы, но нынешний 2015 год будет славен ещё одной, юбилейной датой, овеянной пламенем Великой Отечественной и подвигом её беззаветных героев – русских солдат. В этом году исполняется ровно полвека со дня выхода на экраны шедевра мирового «военного» кинематографа – картины режиссёра Сергея Бондарчука, созданной по мотивам одноимённой повести М.Шолохова  «Они сражались за Родину». Об этой кинокартине сегодня и речь.

По заданию маршала
    Началась история этого классического кинопроизведения в 1974 году. Страна начала готовиться к празднованию тридцатилетия победы над фашистской Германией. Тогдашний министр обороны СССР маршал Гречко вызвал к себе Бондарчука.
    Главнокомандующий протянул режиссёру собственную книгу мемуаров «Битва за Кавказ» вместе с написанным им же самим сценарием, затем в ультимативной форме, по-военному заявил: «Надо сделать фильм». Прославленный на весь мир оскароносным эпическим циклом «Война и мир» (картина изобиловала масштабными батальными сценами, что особо заинтересовало Гречко – прим. автора.) режиссёр оторопел. Тут же, в кабинете, пришлось знакомиться со сценарием. Написанное на дилетантском уровне оказалось настолько плохим и негодным к переводу на экран, что режиссёр сразу отказался. Гречко принялся уговаривать: «А ты, братец, сам всё перепиши, но только сделай точно по книге... Технику, массовку и финансирование мы тебе обеспечим в любом количестве...» Бондарчук понял, что с военным министром спорить бесполезно, согласился и на «Мосфильме» запустил в производство картину по... главам недописанного Шолоховым романа «Они сражались за Родину».
    Позже такое своеволие вызвало бурю гнева генералитета, из-за чего ленту долго не пускали в прокат. Но Бондарчук пошёл «против течения». Причём масштабность «бунта» поразила многих. Ассистенты режиссера ездили по всей стране: нужно было подобрать 57 актёров на значимые роли, более восьми десятков – на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку. Исполнителей главных ролей Бондарчук утвердил не задумываясь: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский). Все они помнили войну не понаслышке. А Юрий Никулин и Пётр Лапиков воевали. Для Бондарчука это было крайне важно. Одного из главных персонажей фильма, бронебойщика Петра Лопахина, режиссёр видел только в Василии Шукшине. На предложение сниматься Василий Макарович отказался наотрез – он начинал работу над своей творческой мечтой – историческом фильме о Степане Разине, где собирался сняться в главной роли. На «Мосфильме» Шукшину сказали прямо: «Снимаешься у Бондарчука, а затем можешь запускать в работу своего Стеньку, а если не снимаешься, то...»
    В конце концов Шукшин согласился и вскоре уже не жалел.

Восстанавливая войну
    Долго не могли определиться с местом съёмок, но неожиданно помог Шолохов. Писатель посоветовал снимать там, где 30 лет назад шли бои, там, где и происходило действие книги. Донские степи, хутор Мелологовский Волгоградской области...
    В мае киногруппа выехала на съёмки. Ландшафт неподалёку от хутора с войны остался почти нетронутым: руины и наполовину осыпавшиеся окопы. Солдаты сводного полка, который дали в помощь киногруппе, готовя место для съёмок, каждый раз наталкивались на следы войны – ржавые осколки, мины, снаряды. Их тут же обезвреживали. «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали останки и отдавали на захоронение» – вспоминал главный оператор картины Владимир Юсов.
    Однажды, уже во время съёмок, он едва не поплатился жизнью – в один из перерывов оператор прилёг отдохнуть рядом с... неразорвавшейся миной. Её тут же откопали и взорвали сапёры. И все-таки выбранное место идеально подходило ещё и потому, что находилось вдалеке от крупных населённых пунктов. Это было крайне важно, ведь авторам предстояло фактически «воскресить» страшную войну.
    Декорации для фильма – три хутора, переправу через Дон, окопы, дамбу – пришлось создавать в короткие сроки. Помогали военные – Генштабом был выделен для этого целый полк. Новые окопы для съёмок рыли на тех же позициях, где когда-то проходила линия обороны. Сложнейшие съёмки пришлось проводить в рекордные, для картин такого масштаба, сроки: фильм требовалось закончить к юбилею Победы. Поэтому вместо двух сезонов, необходимых для работы, снимать пришлось за один. Как удалось за столь короткие сроки снять настолько документально точную картину, для многих по сей день остаётся загадкой. Технологию создания фильма «Они сражались за Родину» в творческих вузах студенты изучают не один год.

Кадр… Дубль… Мотор…

    В фильме действительно есть эпизоды, поражающие своей масштабностью. Например, в съёмках сцены авиабомбёжки переправы и хутора принимали участие все воинские подразделения, выделенные Генштабом, военная и гражданская техника, стада коров и овец, 15 «загримированных» под «мессершмиты» и «штуки» самолетов ДОСААФ, которые базировались в трёхстах километрах от места съёмок. Самолёты в кадре находились всего семь минут – потом они должны были вернуться на базу для дозаправки.
    И всё-таки это была не единственная сложность, с которой столкнулись киношники. Сама местность оказалась неудобной для манёвров. Да и воспроизвести взрывы, артобстрелы было далеко не просто. Для съёмок было израсходовано 5 тонн тротила (для сравнения: чтобы взорвать машину, достаточно всего двухсот грамм)! Взрывы оказались настолько мощными, что снимать приходилось издалека – иначе ударная волна могла покалечить людей.

Опасные съёмки
    Были и непредвиденные ситуации. Как-то один танкист, не услышав команды второго режиссёра, не остановил танк, а пошёл полным ходом на массовку. К счастью, никто из людей не пострадал. Один из знаменитых кадров фильма появился также благодаря случайности. Неопытный солдат-первогодок не справился с рычагами управления «подбитого» немецкого «Тигра». Многотонная махина завалилась с края небольшого оврага. Вначале отвалилась полыхнувшая башня, а затем перевернулся и сам танк. Гусеницы, вращаясь, неспешно молотили воздух. Водитель танка остался цел и невредим. От военного руководства ему крепко влетело, зато киношники ликовали от необычайно эффектного, реалистичного кадра.
    Случались съёмки кадров, когда актёрам приходилось, рискуя жизнью, бросаться под бронетехнику. Так, молодому начинающему актёру Андрею Ростоцкому, исполняющему роль рядового Кочетыгина, пришлось без всяких каскадёров ложиться под танк и затем поджигать его. Ростоцкий даже подписал бумагу, что за его риск съёмочная группа ответственности не несёт. Было сделано два опасных дубля, и в последнем Ростоцкий действительно спалил вполне реальную боевую машину, и в дирекции картины разразился страшный скандал из-за «военной потери танковой мощи противника».
    С самых первых дней все, кто снимался в фильме, носили армейскую одежду. Так, по мнению Бондарчука, людям было проще прочувствовать свои роли. По наблюдению того же фронтовика Никулина – «странно и необычно выглядели актёры в гимнастёрках, сапогах и пилотках. Даже лица становились другими. Особенно ладно форма сидела на Лапикове и Шукшине. Казалось, будто они носили её всю жизнь. Хотя Шукшин и не был на войне...»

Позволено только Бондарчуку
    В конце апреля 1975 года Бондарчук представил картину на утверждение «высокому начальству». Больше всего режиссёр опасался, что из картины уберут ряд наиболее ярких эпизодов и диалогов. Одна фраза бойца Лопахина в ответ на жалобу его приятеля Копытовского, что он не умеет плавать: «...А ты не утонешь. Г..но не тонет». – чего стоила для пуритаского советского кино!
    Особые нарекания у комиссии в погонах вызвал эпизод, где во время атаки сидящий в окопе герой Бондарчука – Звягинцев начинает молиться: «Господи, спаси! Не дай меня в трату, господи!» А после, преодолевая слабость, он рассудил: «Эка беда-то какая, что помолился немножко... Смерть-то, она не родная тётка, она, стерва, всем одинаково страшна – и партийному, и беспартийному, и всякому иному-прочему человеку...» Однако эпизод было решено оставить. Такое могли позволить лишь мастеру Бондарчуку.
    Коллеги режиссёра и критики восторженно приняли картину. Многие воевавшие отметили её документальность. Особо тепло принял фильм главный автор, Михаил Шолохов.
    Крайне недовольными остались, пожалуй, только... военные, которым казалось, что режиссёр сделал недостаточный акцент на заслугах военного руководства. Так чины из Мин-обороны во главе с Гречко требовали, чтобы Бондарчук непременно ввёл в фильм старших чинов и политруков. Режиссёр после одной из таких «бесед», по воспоминаниям оператора Юсова, «ходил всю неделю чёрный».
    Из-за постоянных замечаний премьера картины «Они сражались за Родину» состоялась только 16 ноября 1975 года. Несмотря на то, что картина не вышла в юбилейную дату, её ожидал полный триумф и сплошные аншлаги во всех кинотеатрах страны, а потом и зарубежья. До конца года, то есть всего за полтора месяца, новый шедевр советского кино увидел 41 миллион зрителей!
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования