Выпуск № 8 от 18.02.2015 г. |
Старый стул водой живою Столы с витыми ножками, сундуки, нутро которых прабабушки оклеивали открытками и хранили под тяжёлой крышкой узорчатые шали; венские стулья, рассохшиеся от недогляда и старости. Этого добра хватает, кажется, в любом домохозяйстве. А ведь ему цены нет. В умелых руках. «Мужа нет, диван остался…» – Тут необходимо уточнить: старую мебель приводить в порядок или старинную, – предупреждает меня собеседница на другом конце провода (несколько лет работает в фирме по перетяжке мягкой мебели). – За старинную не берёмся: уж слишком хлопотное дело – почти искусство, и требует специальных знаний. Но люди обращаются. Лет шесть назад жители Опытного городка привезли кресло 17-18 века (судя по стилю). Безумно красивое (когда-то), но представляете, в каком состоянии?! Парча на сиденье истлела, дерево рассохлось. Мы честно сказали, что не обладаем компетенцией, достаточной для этой уникальной вещи. Посоветовали обратиться к музейным работникам. Но, к сожалению, редко кто понимает, каким сокровищем обладает. Хозяева этого кресла просили нас не просто отреставрировать, а… осовременить его. И – добавила она с сожалением – даже если наследники способны оценить вещь по достоинству, то вряд ли найдутся в Чите мастера, которые не испортят, а возродят. Во второй организации (я находила их по объявлениям, набрав в поисковике «реставрация мебели, Чита) ответили, что старину оживляют. Но не всякую. Берут в работу гарнитуры 70-80 годов прошлого столетия. Чаще всего мебельные гарнитуры союзных республик – Болгарии, Чехословакии, стран Прибалтики. – Меняем обивку, реставрируем деревянные детали. Качество древесины изумительное, – рассказывает сотрудница реставрационной мастерской. – Сейчас такого нет. – Нет. Это точно. Деды наши делали мебель на совесть. Чаще всего из бука. А сейчас даже из сосны норовят слепить – всё, чтобы вещь скорее пришла в негодность, и пришлось опять идти в магазин, – охотно подключается к теме мастер читинской фирмы «Restyle-мебель» Василий (привожу название фирмы, потому что из опрошенных она единственная не боится взять в переделку откровенную старину). Сундуки, по словам Василия, пока не приносили. Может, оттого, что с ними меньше возни, а что-то более сложное по конфигурации стремятся доверить профессионалам. – Отреставрировать мебель люди решаются по самым разным причинам, – делится наблюдениями мастеровой человек. – Кто-то подбирает мебель под стиль интерьера, а европейские производители сейчас очень дороги. Кто-то ценит комоды и буфеты как раритет. Для кого-то с ними связаны личные воспоминания. Однажды бабушка попросила отреставрировать диван: они в молодости покупали его вместе с мужем. Супруг скончался, и диван дорог ей как память. Отреставрировали… Удовольствие это, прямо скажем, не из дешёвых. Цена зависит от сложности работы и состояния любимого раритета. Более всего «пациенты» Василия подвержены мебельному радикулиту – расшатаны и скрипят. Ветхости – дерево рассыхается. И внешне до «лечебных» процедур не очень приглядны. Требования к внешнему виду отреставрированной мебели у заказчиков тоже разные: кто-то хочет вписать бабушкин комод в современный интерьер, и тогда ему делают, если переводить на человеческие термины, «пластическую операцию». Многие просят оставить колорит былой эпохи. Немало желающих даже «состарить» абсолютно новую мебель. Поэтому цените, что имеете. – Бриллианты в обшивке не находили? – смеюсь. – Нет, но очень надеемся! – улыбается, памятуя Ильфа и Петрова, Василий. А если мастерских поблизости нет, да и тратить деньг на чужие услуги не хочется (иногда реставрация обходится в 2-3 раза дороже покупки новодела!)… Прошу знатока подсказать азы реставрации для дилетантов. Нюансов много, но если рисовать кропотливый процесс широкими мазками, то вот: Разобрать. Ошкурить все детали, чтобы снять слои лака и краски (часто шедевры деревянного искусства покрыты толстым слоем эмали для полов…). Очищенное дерево шпаклюется – это позволяет скрыть шероховатости и оббитые места. Грунтуется. Снова зачищается. Затем – слои лака. Каждый следующий – после полного высыхания предыдущего. Мои надежды на то, что наука и техника дошли до специальных составов, «поднимающих» старые слои краски, реставратор разбивает в пух и прах: «Только наждачка. Ручками!»
Сами с усами Теснейшим знакомством с наждачной шкуркой читинец Сергей Афанасьев обязан собственному трудолюбию и художественным талантам жены: – Красота какая! – разглядела изящные венские стулья под коркой краски Елена Алексеевна. У Сергея Александровича (хоть и городской житель) в полуподвале устроена мастерская. Там и получили шесть стульев вторую жизнь. – Стулья были расшатанные, потёртые. Не говоря уже, что перекрашенные на сто рядов, – с гордостью показывают разницу между «было» и «стало» творческие супруги. Разобрав всё до мельчайших деталей, Сергей каждую тщательно ошкурил, защищая органы дыхания от мелкой пыли респиратором. Со столом было проще: крышку полировал с помощью насадок на дрель. Ножки – вручную. Несколько месяцев (трудился вечерами, после работы) посвятил старому гарнитуру. Но разве результат не стоил того! Засияла старая древесина, освободившись от душащих её инородных слоёв. А до того, как взяться за лак, Елена Алексеевна расписала стулья масляными красками, не закрывая, конечно, природную текстуру дерева. Последние слои лака – особые: для наружных работ. Так что стол не требуется покрывать никакими скатертями – несколько лет стоит нарядный и до правнуков достоит! До сундука, который лет 80 назад собственноручно сделал дед Сергея, талантливый столяр, руки до-шли позже. И тоже, как Иван Царевич после трёх котлов, красавцем стал. Теперь Афанасьевы хранят в нём грамоты сыновей, дорогие сердцу предметы. – Масляные краски долго не высыхали и не впитывались. Помог лак, который можно распылять, – он закрепил рисунок и подготовил поверхность к дальнейшей лакировке, – советует последователям мастерица. А что такие найдутся, сомнений нет – что нам заморская мебель по бешеным ценам, когда в сараях пылится и ждёт своего часа истинная красота… Елена СЛАСТИНА, фото автора |
|
|