Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ГЛАС НАРОДА
    Наломал дров...
ПРЯМОЙ РАЗГОВОР
    Ирина Хакамада: «В семье я – энергетический спонсор»
С МЕСТА СОБЫТИЯ
    От игумена к епископу
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Как закаляется стать
СИТУАЦИЯ
    Земский доктор по-забайкальски
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Шелопугинская лыжня
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
    Крестный ход от Читы до Севастополя
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Памяти Андрея Десятника
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ
    Зинаида-воительница
    Вам, забайкальские музы!
70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
    Участник войны и труда
    Тайны экранных сражений
ПО ЗОВУ ДУШИ
    На «Золотые планочки»
КОНКУРС
    Дедушка года
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостиная
ФАЗЕНДА
    Совет огородника
    Хозяйки на заметку
ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Великую Китайскую стену строили... Не китайцы!
Выпуск № 10 от 04.03.2015 г.
Тайны экранных сражений.Часть2
Мы продолжаем разговор о истории железных «артистов» отечественных кинолент – военной технике, а также секретах трюковых и комбинированных съёмок боёв. Сегодня – о самых горячих, смертоносных и взрывных «парнях»…

…О «бабахнутых» «актёрах»
    ...Если проблема с «актёрами» – танками (нашими и вражескими) в советском кинематографе была с блеском решена, то с орудиями, прежде всего, трофейными, ситуация, начиная ещё с 60-х годов, и по сей день, остаётся сложной. Причина: большинство настоящих немецких орудий вскоре после войны были отправлены на переплавку, единицы, что остались для съёмок фильмов, вскоре пришли в негодность, другие «разбрелись» по музеям и мемориалам. Поэтому в кино нередко можно видеть советские пушки с «немецкими» расчётами.
    Надо заметить, что не всякое «игровое» орудие способно выдержать даже ослабленный заряд холостого выстрела. Поэтому стреляют в кино чаще всего при помощи пиротехнических патронов соединённых с электрическим запалом и заряженных бездымным порохом. Стрельба такими патронами ведётся при съёмках кадров с крупными (до трёх метров) и средними планами (до 10–15 м.), а также сцен, снимаемых в темноте. Однако в ясную погоду, особенно зимой на фоне снега, стрельба холостыми с бездымным порохом, не даёт нужного зрительного эффекта: едва видимая вспышка, ба-бах и ...всё. В этих случаях бездымный порох заменяют дымным или смесью магния с азотнокислым барием.
    Другая проблема киношных пушек – маломощные заряды не откатывают ствол назад, не подбрасывают орудие при выстреле. Здесь киноспецы – оружейники-пиротехники идут на различные ухищрения. Так, полную иллюзию боевого выстрела с отдачей можно добиться, залив в гаубичный ствол ведро воды. Но так способны «стрелять» орудия калибром свыше 122 мм. В остальных случаях приходится пользоваться устаревшими, но действующими орудиями послевоенного производства, максимально «гримируя» их под закопчённые, с вмятинами, царапинами, если надо, то и с пробоинами, фронтовые.
    Результат «творчества» орудийно-миномётных и авиабомбовых «актёров» – поражающие кинозрителя взрывы различной мощности на местах сражений. Это сегодня российские кинематографисты нередко прибегают к относительно недорогой и абсолютно безопасной компьютерной графике, а в «золотую эпоху» советского военного кино скорее всего рванули бы настоящий боеприпас, максимально соблюдая, конечно, технику безопасности.

Что в кадре взрывается?
    Для этой цели пиротехники изготавливали специальные заряды, оболочкой которых служил хлопчатобумажный или хлорвиниловый мешок. В мешок помещали взрывчатое вещество: дымный порох, аммонит, аммонал, динамон, тротил. Готовый фугасный заряд укладывали в заранее вырытую воронку. Концы электрозапала соединялись с проводами, идущими к пульту управления. Затем заряд засыпался просеянным, хорошо пылящим, земляным грунтом, а если надо, то пресованным снегом или комьями грязи и глины. В нужный момент взрыв в кадре «расцветал» во всей «красе».
    Лидерами по количеству взрывов в кино можно по праву считать фильмы «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Они сражались за Родину». В последнем было израсходовано пять тонн тротила (для сравнения: чтобы взорвать машину, достаточно всего двухсот грамм)! Однако «чемпионом» во взрывном киноделе является попавшая в книгу рекордов Гиннеса эпопея «Освобождение». В масштабной киновойне Ю.Озерова было поднято на воздух, в общей сложности, свыше 20 тонн взрывчатки!
    В военных фильмах нередко приходится видеть, как люди подрываются на минах: на месте взрыва от поверхности земли отрывается клуб рассеянного дыма и пыли, в воздух летят земляные комья, а у основания взрыва вспыхивает пламя. Для имитации такого эффекта применяется «хитрая» смесь порохового заряда и аммонала с магнием и бертолетовой солью – именно последние дают вспышку и огонь.

Актёры «мелкого калибра»
    Говоря о киносмертоносных «актёрах», нельзя не упомянуть о «массовке», которая сопровождает каждый «военный» фильм: пулемётах, винтовках, автоматах, пистолетах.
    Чаще всего стрелковое оружие являлось точной имитацией настоящего и если требовалось, могло стрелять. Впрочем, советские кинематографисты нередко пользовались и вполне боеспособным оружием, которым щедро и безвозмездно снабжало Министерство обороны СССР. В таких случаях приходилось оформлять ряд специальных разрешительных документов.
    Копии личного стрелкового оружия могли быть не только металлическими, но и  деревянными и даже... резиновыми, а затем и пластиковыми.

Когда пуля не «дура»
    Стрельба во время съёмок, как правило, ведётся холостыми патронами. Исключением можно назвать, вероятно, единственный фильм в мире, где по актёру, вернее, по актрисе Елене Кузьминой, стреляли... настоящими пулями! Это было в картине Михаила Ромма о советских военных разведчиках «Секретная миссия» (1950 г.). Поскольку технические возможности цеха комбинированных съёмок студии не давали нужного «пулевого эффекта»,  а время, отпущенное на производство фильма, поджимало, режиссёр пригласил на съёмки снайпера-фронтовика. Кузьмина дала соответствующую подписку, и вскоре настоящие пули засвистали вокруг мужественной актрисы «мчащейся» в декорации автомобиля «Опель». Снайпер стрелял так метко, что когда шесть пластиковых лобовых стёкол авто после съёмок шести опаснейших дублей сложили вместе, пулевые отверстия сошлись один к одному. Об этой уникальной сцене в «Секретной миссии» стоит как-нибудь при случае рассказать особо...

Водяные и прыгающие
    Все видели не раз, как в фильмах пули молотят по поверхности воды. Чтобы создать такой эффект используют электродетонаторы в бумажных гильзах, пропитанных парафином, которые затем погружают на необходимую глубину и в нужный момент «стреляют» при помощи системы тонких проводов. Эффект удара пули об воду идеален и зритель даже не догадывается, что «шарахнуло» на самом деле под её поверхностью. При съёмке крупных планов детонаторы «бьют» с глубины 30-35 см., общих - с 15-20 см.
    А теперь с поля боя – в воздух!
    В третьей части нашего рассказа о комбинированных и трюковых съёмках в фильмах о войне вы узнаете, уважаемые друзья, о тайнах работы крылатых «актёров».
    Сергей Балахнин, иллюстрации автора
Яндекс цитирования