Выпуск № 13 от 25.03.2015 г. |
Чтобы самим сделать жизнь лучше По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года за восемь лет с карты Забайкалья исчезло 11 сельских поселений. Джида, Зашулан, Поперечный Зерентуй, Посельское и другие названия в этом печальном списке. Население в 45% сельских поселениях на территории края составляет от 100 до 500 человек. Как говорится, против «сокращающей цифири» не попрёшь, так же как и не оспоришь выражения, которыми чаще всего характеризуют сельскую действительность. «Разруха» – это значит, «останки» кошар и ферм, пепелища брошенных домов и потихоньку стареющие домишки тех, кто отдал селу все годы своей жизни. Как островки благополучия и цивилизации редкие дома с новой крышей и модным забором из профлиста да магазин, принадлежащий предпринимателю, который постарался придать зданию современный вид.
Зачем понадобились ТОСы? Наш язык настолько богат на крылатые выражения, что не стоит что-то выдумывать, чтобы объяснить суть дела, достаточно привести такую поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно её вспомнила я во время поездки в Дульдургинский район летом 2014 года. Главной целью поездки делегации Нерчинского района стало ознакомление с работой на территории не только этого, но и других районов округа территориально-общественного самоуправления (ТОСов). Всего в Агинском округе 27 ТОСов, большинство из которых функционируют с 2011 года. Интересен тот факт, что за опытом агинцы ездили в Еравнинский район республики Бурятия, чтобы увидеть всё своими глазами. Стартовым капиталом для развития многих ТОСов в Бурятии стали выигранные районные гранты, а в годовом бюджете республики для развития территориального общественного самоуправления заложено 30 миллионов рублей. Почему возникла необходимость в организации ТОСов? Ответ очевиден и лежит на поверхности: скудное финансирование бюджетов всех уровней, что уж там говорить о сельских поселениях, куда достаются крохи. Благоустройство сёл, санитарная очистка, уличное освещение, снабжение водой – чаще всего те статьи, на которые в графе «финансирование» стоит ноль. Кроме этого, отсутствие крупных коллективных хозяйств в сёлах разъединило людей, что часто затрудняет работу сельских администраций с населением. А между тем, люди, пусть и не все, хотят видеть своё село чистым и красивым, чтобы было чем заняться детям и, конечно, сделать жизнь интересней.
Таптанайское благополучие Численность населения в сельском поселении «Таптанай» составляет 817 человек. Здесь 226 дворов, где насчитывается 1689 голов крупного рогатого скота, также имеются лошади и овцы. Бюджетных средств хватает только на заработную плату и коммунальные, а между тем в селе поразительная чистота, ухоженные дома и административные здания. Здесь 53 многодетных семьи и две неблагополучных, с которыми работают не только специалисты администрации, но и члены ТОСов. Шесть ТОСов создали в селе в 2012 году, и сказать, что всё пошло гладко нельзя: два из них не работают, а остальные – это реальная сила в ситуации бюджетного безденежья. Один из Таптанайских ТОСов уже участвовал в краевом конкурсе территориально-общественного самоуправления и занял третье место, получив премию в размере 50 тысяч рублей. Собственные доходы поселения составляют 135 тысяч рублей, а между тем селяне не платят налог за пастбище (здесь велика доля невостребованных земель) и практически не платят за воду. В Таптанае пять водокачек, и плата составляет 50 рублей с человека, причём оплачивают не все. За счёт каких средств живут ТОСы? 500 рублей самообложения в год со двора (и тоже не каждая семья может себе это позволить, и в администрации это хорошо понимают). Специалист администрации Т. Лубсанова сказала, что село живёт за счёт того, что есть люди, которые верят, что оно не умрёт. Что ещё можно к этому добавить? Слова работников культуры, что оно с каждым годом становится краше, а многолетняя привычка после выгона скота на пастбище убрать возле своего двора, давно прижилась в Таптанае так, что никому и напоминать не надо. А ещё сильно село тем, что здесь помнят и гордятся своей историей. Сельской школе 105 лет, и она носит имя Петра Бадмаева, основоположника тибетской медицины и личного лекаря Николая II, его потомки живут в Таптанае. В селе есть свой музей, он носит имя Жамсо Тумунова и открыт на средства его потомков. Его роман «Степь проснулась» стал первым произведением на бурятском языке и издан на 10 языках мира. Из Таптаная вышли четыре доктора наук, в селе 19 орденоносцев, портреты ветеранов труда, тружеников тыла, участников Великой Отечественной войны и информация о них размещена в музее, где не уменьшается число посетителей.
Немного сравнений В ответ на многие вопросы участников нерчинской делегации мы часто слышали: «У нас, как у вас». Только в двух вышеупомянутых сёлах функционируют физкультурно-оздоровительные комплексы, пять видов спорта могут позволить себе в районе. Призёры первенств Европы и победители соревнований различного уровня по стрельбе из лука, вольной борьбе и лёгкой атлетике вырастают в сёлах Дульдургинского района. А залы для занятий спортом оснащены современным оборудованием и тренажёрами, о которых в Нерчинске можно только мечтать (чего уж там говорить о сёлах). Проблема воды для нерчинских сёл набила оскомину, как говорится, пьём из Нерчи и Урульги, авось пронесёт. Запланированное водозаборное сооружение в поселении «Андронниковское» пока остаётся на бумаге, нет средств. А вот в Зуткулее три водокачки и 50% дворов имеют свои скважины, поэтому даже необходимости подвоза воды нет. Для уличного освещения зимой находят собственные средства, оплачивая 3-4 тысячи рублей в месяц. Длинная дорога до Урульги позволила увидеть Могойтуй и Агинское. Нет развалин брошенных домов и разваливающихся заборов там, где лес далеко не под боком. «Все дома новые, как будто бы всё старьё снесли и заново построили» – выразила своё мнение одна из участниц делегации. С великим трудом удалось увидеть привычные нашему взгляду свалки, здесь их нет, так же как и мусора в виде синтетических пакетов и пластиковых бутылок. Делегацию встречали в сёлах по бурятским традициям, немногословно, с достоинством представляя свою культуру, родной язык и национальную одежду. Там где мало воды, где дуют обжигающие ветра, и палит степное солнце, живут цивилизованно, сохраняя свои национальные традиции. Конечно, то что есть в дульдургинских сёлах – результат не одного года хозяйственной деятельности в Агинском округе . «Может быть мы вас и догоним, лет через десять» – пошутил один из участников нерчинской делегации. Между тем, было видно, что никто намеренно не готовился к встрече, наводя порядок, а в ухоженном Таптанае услышала: «Это мы ещё не убирались к приезду гостей». В бурятских сёлах принято всем селом служить молебен, поднявшись на самую высокую гору в окрестностях. В этот день все вместе просят благополучия своему селу, семьям, каждому дому. Может ещё поэтому крепко стоят они на земле, испокон веку не изменяя своим традициям как в вере, так и в работе. «Живём тем, что пасётся и колется», услышали мы от заместителя руководителя администрации района, а в Таптанае живёт фермер Бато Лубсанов – выпускник Московской ветеринарной академии, разводит скот на родной агинской земле, предпочитая столичному благополучию традиционное скотоводство своего народа.
Чем зюльзинцы хуже? Прошло пять месяцев, и первый ТОС появился в одном из самых северных сёл Нерчинского района – Зюльзе. Случайно ли? Скорее всего закономерно. Село, где глава сельского поселения Татьяна Ивановна Золотарёва знает всех и каждого и не только знает, но и всегда слышит и открыта для людей. Открывая конференцию в день создания ТОСа, Татьяна Ивановна подвела своеобразный итог совместной деятельности селян и сельской администрации. Общих дел, которые удалось одолеть, несмотря на всеобщую скудность бюджета, здесь немало. Одной из побед является восстановление всем миром на средства селян Храма Иоанна Предтечи. Этапы разрушения и восстановления храма предстали перед глазами присутствующих, как доказательство взаимопонимания между администрацией и жителями, которые вместе смогли достичь того, что Зюльзя – только одно село в районе, освещаемое чистотой восстановленных храмовых стен и колокольни. Вот чистка стен, установка окон, укладка полов, установка иконостаса – и всё это вместе. 7 июля 2013 года, в «Иванов день» здесь проводилась первая служба, а через год установили часть иконостаса. Заветная мечта главы – приезд в село священника, чтобы наполнить храм содержимым, ведь в этих стенах нужна постоянная работа. Надежды вполне оправданы. Нерчинск стал центром Епархии. Это решение было принято в конце декабря 2014 года на заседании Синода Русской православной церкви. Зюльзя стала первым селом, где появилась инициатива по строительству детских площадок, теперь в селе девять мест, где могут собираться ребятишки, и эти уголочки не простаивают зря. Дни рождения, Новый год, дни сада и огорода и даже дискотеки, которые «одолела» О. В. Мальцева, проводят здесь зюльзинцы на радость подрастающим детям. А ещё стоит сказать, что в селе есть на кого опереться: на «Красном яру», Погодаева, Песчаной, Рабочей, Молодёжной и других улицах уже давно определились те, «кому больше всех надо», кто всегда откликнется и возьмётся за нужное селу дело, чтобы жизнь в Зюльзе становилась лучше, чтобы оставались здесь молодые. Гордятся зюльзинцы и тем, что есть здесь свой печатный орган – газета, которая вначале «родилась» как школьная и постепенно «расширила» свои границы, рассказывая о селе, его людях и делах. Её в селе всегда ждут с нетерпением, а восьмилетний срок существования собственного печатного издания – это доказательство нужности непростого дела, к которому причастны учителя и школьники. И, хотя, выражение «один в поле – не воин» прозвучало в ходе конференции не один раз, как утверждение того, что без помощи людей главе не обойтись и «не сдвинуть воз с места», стоит сказать, что человеческие возможности велики. А успех ожидаем там, где есть неравнодушный глава поселения, для которого проблемы жителей – это его проблемы, решить которые можно только вместе. В Зюльзе такой человек есть. Вот таким можно увидеть одно из самых северных сёл Нерчинского. Всё как у всех или всё-таки иначе? Татьяна Гусева |
|
|