Выпуск № 15 от 08.04.2015 г. |
«Платиновый голос Забайкалья» Её тембр легко узнаётся из тысячи других – целое поколение забайкальцев выросло на её голосе. Уже 35 лет Наталья Коваленко ежедневно радует слушателей «Радио России Чита» своими передачами. Как всё начиналось Родилась и выросла Наталья Коваленко, в девичестве Коноплёва, в Чите. Как она сама говорит: «чистокровная гуранка, никуда не уезжала, вся жизнь здесь». Училась в читинской средней школе №29. В 4 классе у Наташи была любимая учительница – Светлана Ивановна Долгополова. Учила Светлана Ивановна ребят всего год, но многие основы для творческого начала Натальи заложила именно она. Учитель и ученица очень близко общались всю жизнь, впоследствии став очень близкими друг другу людьми. «Она была моей душеприказчицей», – с нежностью в голосе вспоминает любимую учительницу Наталья Владимировна и сегодня. Однажды Светлана Ивановна предложила детям написать сочинение на тему «Кем я буду через 10 лет?» Наталья вспоминает: – Я написала тогда, что буду певицей, буду выступать на сцене, мне будут дарить цветы и аплодисменты. Как оказалось, гены взяли своё – со стороны отца дед Натальи Владимировны Юрий Розенталь работал в «Москонцерте» артистом, играл на гитаре и очень хорошо пел. И действительно, после десятого класса Наташа попыталась осуществить свою мечту – поехала поступать в Иркутское театральное училище. Но, к сожалению, «засыпалась» на втором туре. Поэтому она решила попытать счастья на следующий год. Но мама не оставила дочь в чужом городе, и пришлось вернуться в Читу. Первым трудовым коллективом Натальи Владимировны стала читинская средняя школа №16, куда она пришла старшей пионервожатой. Проработала она там около полутора лет, до рождения первого сына. По семейным обстоятельствам пришлось поменять профессию на воспитателя в детском саду, чтобы быть поближе к маленькому сыну. Потом какое-то время работала в детской библиотеке Ингодинского района библиотекарем, до счастливого случая.
Счастливый случай Диктором Наталья стала, можно сказать, случайно. Раньше в Чите выходила газета «Читинское телевидение и радио», где публиковалась программа и анонсы передач. И однажды там Наталья прочитала небольшое объявление об объявленном конкурсе на должность диктора читинского телевидения и радио. Подумала: «Почему бы и не попробовать?». И пошла на прослушивание. – Пожалуй, в мою бытность, это самый большой конкурс был – более 50-ти человек на место. Прослушивание было долгое, и в результате из всех людей отобрали всего 4 человека. Нас пригласили на собеседование, сказали, что мы им подходим на должность внештатных дикторов, – рассказывает Наталья. Что же в то время делал внештатный диктор? «Раньше мы дежурили вечерами на телевидение. Это заканчивалось и в 23.30. Поэтому домой приходилось возвращаться поздно» – вспоминает ведущая. Работа эта была на общественных началах. Проработав так несколько вечеров, Наталья решила – «это не моё». А через месяц Наталья Вершинина (это её фамилия по первому мужу) главным режиссёром Эмилией Анатольевной Кисеевой была приглашена на собеседование с председателем комитета по телевидению и радиовещанию Читинского облисполкома Ефимом Борисовичем Маликовым, который сказал: «Мы просмотрели видеозаписи всех конкурсантов, и на художественном совете решили, что вы нам наиболее подходите в штат». – И так с 14 октября 1980 года я оказалась в штате Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Читинского облисполкома. И вот уже 35 лет, как я на одном месте, в одной должности – диктор читинского телевидения и радио, а ныне ведущая программ «Радио России Чита», – рассказывает далее Наталья Владимировна. Работать приходилось «на два плеча» – и на радио, и на телевидении, график работы у ведущей был совершенно сумасшедший: бывало, что с 6 утра до 12 приходилось вести передачи на радио. А с 17.00 и до позднего вечера уже на телевидении.
По ту сторону экрана О своём первом эфире Наталья Владимировна помнит очень хорошо. Да и как такое забудешь? Эти воспоминания остаются на всю жизнь: – Было очень интересно. Я села на стул, проверила причёску, костюм – всё в порядке. Мне сказали, что как только загорится огонёк, то это значит, что мы в эфире. Первое своё ощущение я никогда не забуду – мне хотелось соскочить и убежать. Передо мной стоит эта чёрная камера, вокруг горят софиты, я одна в большой студии. Не знаю, какая сила меня удержала, и я усидела в кресле. Первое, что мне дали – прочитать объявления. Сказали: «Вот, Наталья Владимировна, вы скажите: «А сейчас послушайте объявления», возьмёте спокойно листочек, и будет читать объявления». А потом, по завершению, нужно было сказать: «Вы слушали объявления». Это сейчас я могу так спокойно проговорить. А тогда всё в голове так перемешалось, что по окончанию я сказала: «Наши передачи окончены». И мне Эмилия Анатольевна говорит: «Ну, что Наталья? Как ты в середине вечера закончила все передачи телевизионные?» А я трясусь, стою, у меня ладошки мокрые от волнения. Кстати, о волнении. Как признаётся сама Наталья Владимировна, и сегодня спустя 35 лет волнение у микрофона по-прежнему присутствует. Как она считает – без волнения нет и творческого вдохновения. Самое страшное в прямом эфире, признаётся Наталья Владимировна, это смех: «Однажды, во время прямого эфира на телевидении я должна была читать «пятиминутку» информационного плана. Я прихожу в студию, сажусь. Смотрю на стол, а у меня папки с текстом нет! Я кричу помощнику звукорежиссёра: «Ирина, быстро принеси мне папку из дикторской!». А выпускающая, со второго этажа по переговорнику говорит: «Наташа, внимание! Мы уже в эфире». Я машу: «Нет! Текста нет!», а она отвечает, что ничего не знает, ей меня уже в эфир нужно выдавать. И вот Иринка залетает в студию, подползает ко мне на четвереньках, в зубах держит текст и подаёт его мне. И я начала смеяться, а остановиться не могу. И меня уже выдают в эфир, а я бумагу с текстом всё выше, и выше поднимаю, чтобы меня не видно было. Потому что косметика от смеха потекла. В общем, я не помню, как дочитала текст, но с тех пор поняла, что смех в эфире – ужасно. И ещё поняла, что готовиться к эфиру нужно тщательно, основательно, продумывая всё до мелочей».
Учителя и наставники – Когда я пришла на радио, получилась такая неловкая ситуация, что мне до сих пор стыдно. Тогда мне было 25 лет, уже вполне взрослая девушка, для того, чтобы осознать, что говорить. В то время здесь работала одна из дикторов – Людмила Полякова, на тот момент она была старшей группы. И вот я пришла и говорю: «Мне сказали, что меня приняли на место Поляковой Людмилы Степановны». Представляете? Вот сейчас, например, пришла бы молодая талантливая девочка, и сказала бы, что её взяли на место Натальи Коваленко, потому что той всё равно на пенсию выходить. Я, конечно, потом очень извинялась перед Людмилой Степановной, я ведь не хотела её обидеть. Она очень тактично себя тогда повела, но сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, как ей было на тот момент неприятно, – вспоминает Наталья Владимировна. Уже потом Наталья кроме как «мама Люся» её никак не звала. «Для нас, начинающих молодых дикторов, Людмила Степановна была настоящим наставником, добрым советчиком» – рассказывет далее Наталья Владимировна. – Благодаря её советам мы поняли главное, что в нашей дикторской работе мелочей не бывает». С мамой Люсей Наталья Владимировна сохранила близкие отношения на всю жизнь, до самой смерти Людмилы Степановны. Как говорит она сама – ей вообще по жизни везёт на хороших, добрых и порядочных людей, которые сыграли в её жизни не последнюю роль. Всех начинающих дикторов раньше отправляли на повышение квалификации в Москву, на учёбу. Попала в их число и Наталья Вершинина – в 1982 году её отправили на двухмесячные курсы в Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. В числе её наставников были такие известные дикторы Всесоюзного телевидения и радио как Ангелина Вовк, Ольга Кулешова, Юрий Ковеленов, Валерий Кочергин, Игорь Кириллов, Светлана Жильцова. В общем, школа, говорит Наталья Владимировна, в те годы была хорошая.
Благодарные слушатели Наталья Владимировна с теплотой вспоминает тех, с кем ей пришлось работать в начале своего творческого пути. Говорит о том, какой в то время был сильный и сплочённый коллектив, какие прекрасные были дикторы – Павел Свяжин, которого за его баритон называли «забайкальским Левитаном», Людмила Полякова, Алексей Бусыгин, Нина Чапкина, Павел Гамов, Наталья Измайлова, Владимир Лешков и другие. Со своими слушателями радиоведущая постоянно находится в тесном контакте. – Последние годы я работаю музыкальным редактором, и люди часто приходят с поздравлениями своих родных и близких. Люди идут со своими проблемами и радостями, каждому хочется выговориться, поплакаться. Однажды пришла женщина, и говорит: «Вы знаете, мы, наверное, с мужем разойдёмся. Что-то в наших отношениях разладилось. Поэтому я хочу его поздравить, но не могу найти тех слов, чтобы пробиться к нему в душу». И вот я несколько дней ходила и думала, где найти такие слова, чтобы «пробрало». Прошло это музыкальное поздравление, приходит моя женщина, и надо было просто видеть её счастливые глаза! «Наталья Владимировна! Большое спасибо, вы нашли такие слова, он сидел и плакал». Я и сама вместе с ней заплакала, – вспоминает этот случай ведущая. Двадцать лет назад Наталья Владимировна вышла замуж за Юрия Ивановича Коваленко. И сейчас они возлагают все свои надежды на любимых внуков – Кирилла, который учится в восьмом классе и второклассника Артёма. Поскольку Юрий Иванович полковник в отставке, то и внуков старается воспитывать, как будущих защитников отечества. Мальчишки занимаются в спортивных секциях, а у Артёма Вершинина уже есть ощутимые результаты по каратэ, он неоднократно занимал призовые места на соревнованиях в Иркутске, Улан-Удэ, Чите. Главное в жизни человека, как считает сама Наталья Владимировна Коваленко – это добрые взаимоотношения в семье, любовь, здоровые дети, внуки и... любимая работа! Это ли не счастье? Екатерина Филиппова |
|
|