Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Сдал батарейку – сделал мир чище!
ПЯТЫЙ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
    Сергей Безруков: «В душе я романтик»
    Май. Пожары. Кинофестиваль
    Сделать время чуть-чуть лучше
    Главный Мужик страны
    УЛЁТные встречи
    Фестиваль: Итоги
МЫСЛИ ВСЛУХ
    Что может быть короче?..
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Станьте духовней не на словах!
СИТУАЦИЯ
    Земля без торгов
ПРОШУ СЛОВА!
    Профестивалил
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    «Дядя Коля» не меняет профессию!
70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
    Навечно в нашей памяти
    «Освобождение»: Великая эпопея о Великой войне. Часть 3
    Война в моей жизни
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Зимовка только завершается
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Есть ли альтернатива сельскому хозяйству?
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
    Власть и бизнес: лицом к лицу
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостиная
ЗДОРОВЬЕ
    Боярышник
ФАЗЕНДА
    Как вырастить сибирский кедр в Забайкалье?
    Кухни мира
Выпуск № 22 от 27.05.2015 г.
«Освобождение»: Великая эпопея о Великой войне. Часть 3
Сегодня мы завершаем рассказ о съёмках самого грандиозного за всю историю мирового «военного» кинематографа, фильма – эпопеи советского мастера кинобаталиста Юрия Озерова – «Освобождение»!


…Несмотря на то, что эпопея была совместным производством пяти стран, львиная доля расходов выпала на страну-победительницу в прошлой войне – СССР. Никаких компьютерных технологий не было и в помине, поэтому все поля сражений предстояло воспроизводить на съёмочных площадках в натуральную величину и в натуральном масштабе.

Боевая техника
    Учебно-тренировочные самолёты Як-18 приспособили для «ролей» советских истребителей, а чешские учебные Zlin Z-526 неотличимо «загримировали» под немецкие «Мессершмитты».
    Что же касается танков, с нашими Т-34 больших проблем не возникло – они ещё состояли на вооружении советской армии. Гораздо хуже оказалось с немецкой бронетехникой: «тигры», «пантеры», «фердинанды»... Нашлось всего несколько единиц, да и те были не на ходу, а уж о стрельбе вообще говорить не приходилось. Тогда один из кураторов «Освобождения» – маршал СССР Родион Рокосовский приказом для съёмок выделил дополнительно 150 танков Т-34 и несколько десятков бронетранспортёров. Мастера «Мосфильма» принялись «гримировать» технику жестью, фанерой, красить в соответствующие «вражеские» цвета и рисовать немецкие кресты. На общем, «массовочном» плане тяжёлая техника смотрелась отлично, но на крупном... Бутафория «крупнокалиберно» била по глазам. И тогда на Львовском ремонтно-механическом заводе по подлинным чертежам были построены в металле 10 «тигров, 8 «пантер» и пять артиллерийских самоходок «фердинанд». Эти машины могли вести огонь не только холостыми, но и боевыми зарядами и передвигаться со скоростью не менее 10 км/час. После «Освобождения» эта техника ещё многие годы снималась в десятках картин о войне.

Одежда. Экипировка
    Режиссёр Юрий Озеров требовал максимальной достоверности. Так, мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Советское обмундирование было взято со складов. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, пришлось изготавливать пошивочному цеху «Мосфильма»: заказывали специальное, «то самое», немецкое сукно, красили в нужные цвета, кроили, шили.
    Ордена и медали: советские, немецкие, иностранные и прочую фурнитуру (нашивки, пуговицы, эмблемы, погоны и т.д.) сотнями, а то и тысячами изготавливали в самых разных предприятиях страны. Стоило это немалых бюджетных средств.

Съёмки.Опасная натура
    В средине августа 1967 года начался активный период работы над «Освобождением» – съёмки первых фильмов эпопеи – «Огненная дуга» и «Прорыв». Озеров следуя своему принципу: «снимать точно там, где проходили события и сражения» выехал с группой под Курск, где в июле 1943 года проходило грандиозное танковое сражение. И вдруг – совершенно непредвиденное – кинематографистам запретили снимать! Оказалось проводить съёмки в этих местах смертельно опасно – в здешней земле, с войны оказалось большое количество неразорвавшихся снарядов. Они могли легко детонировать от пиротехнических эффектов или прохождения тяжёлой военной техники. Пришлось перебазироваться в Киевскую область, где в степи, на участке в несколько сотен гектар соорудили боевые укрепления нашей и вражеской армий. Здесь и снимали и Курскую дугу, и форсирование Днепра, и освобождение Киева.

Режиссёр-генерал
    Основной сюжет первой серии «Огненная дуга» был ограничен и подчинён Курской операции – жестокому танковому сражению под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Для этого под Киевом, у села Ходасивка была подготовлена огромная съёмочная площадка. Специальные окопные машины покрыли поле сетью глубоких траншей общей протяжённостью почти в 30 километров!
    Съёмочный центр представлял собой настоящий командный пункт, где находились режиссёр-постановщик, оператор с ассистентами, военные консультанты и командиры подразделений всех родов войск. Здесь, через рации, сходились все нити управления боем. И тут же главная ответственность за координацию действий всех родов войск ложилась на плечи «генерала» – режиссёра Озерова.

Как стрелять Как стрелять и чем тушить?

    Во время кинобоёв приходилось срочно решать множество технических процессов, которые возникли непосредственно на съёмке. К примеру, как быть с современным орудием «загримированным» под то, что применялось во время войны, но которое после выстрела не давало отката? Эту проблему решил инженер-конструктор трюкового реквизита «Мосфильма» Владимир Смирнов – он просто у орудия предложил слить тормозную жидкость. Была и другая проблема – как зажечь, а потом быстро потушить танк? И с этой кинобоевой задачей Смирнов справился – в танк поставил газовый баллон, выведя горелки на броню, и водитель сам регулировал высоту пламени.

Боеприпасы
    Назову всего одну цифру. За все пять фильмов «Освобождения» было поднято на воздух, в общей сложности свыше 20 тонн взрывчатки! Это является до сих непревзойдённым рекордом в мировом «военном» кинематографе. Для справки: чтобы взорвать машину, достаточно всего 200 г. взрывчатого вещества!

Первый «блин» комом?
    В мае 1968 года съёмки первого фильма эпопеи были завершены. Смонтированную полуторачасовую картину в конце июня первым увидел генерал С.М.Штеменко. В целом отозвался неплохо. Следующими картину увидели министр обороны Гречко с Епишевым. Оба сидели недовольные и мрачные. Затем демонстративно молча встали и уехали. После этого картина... легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Озерову пришлось переделывать её четырежды! Съёмки второй части эпопеи «Прорыв» велись параллельно вместе с первой...

Первый триумф
    В 1969 году «Огненная дуга», прорвав все личные амбиции некоторых представителей советского генералитета, была снята с «полки» и одновременно со второй частью – «Прорыв» прорвалась на экраны. Во время премьер в залах кинотеатров не раз раздавались аплодисменты! Вскоре обе ленты отвезли в Париж и Токио, где они прошли с оглушительным успехом.
    Весь 1969 год Озеров занимался съёмками третьей части эпопеи «Направление главного удара»
    Рассказывала она об операции 1944 года «Багратион» в Белоруссии и освобождении территории СССР.

Озеров атакует Берлин

    Работу над финальными картинами эпопеи – «Битва за Берлин» и «Последний удар» Озеров начал весной 1970 года на территории Польши, ГДР, а затем и непосредственно в Берлине. В апреле 1970-го, в столицу ГДР прибыл целый эшелон съёмочной и военной техники. Начались работы по реконструкции одного из центральных районов Берлина – старые строения планировалось снести, а на их месте возвести современные здания. Уже в мае-июне, давно уже мирный Берлин гремел взрывами, лязгом гусениц, пулемётно-автоматной трескотнёй и криками «ура!»
    Поскольку главный символ фашистской Германии – здание Рейхстага было расположено во «вражеской» части города – в Западном Берлине, что находился под протекторатом США, Великобритании, Франции, то кинематографистам пришлось пойти на хитрость. «Рейхстагом» стал полуразрушенный берлинский собор: его фасад и парадная лестница очень походили на свой архитектурный прототип. Штурм его снимали на трёх совершенно разных объектах: атаку снаружи в Берлине – на входе в старый собор, бои внутри Рейхстага уже в Москве – в павильонах «Мосфильма», сражение наверху, включая крышу, вновь в столице ГДР – берлинском Доме Техники. Чудо монтажа собрало всё воедино, и зритель увидел потрясающе реальный финальный бой великой войны.

Высшие чины недовольны
    В конце 1971 года финальные картины эпопеи были полностью готовы к выходу на экраны.
    Вновь первыми оценивать гигантскую работу Озерова начали военные – министр обороны СССР, маршал Гречко и генерал Епишев. И вновь – крайнее недовольство и жесточайшая критика. Пять (!) раз Озерову пришлось переделывать третий фильм «Направление главного удара», «Битву за Берлин» – трижды.
    Когда режиссёр пожаловался Георгию Жукову, тот ответил: «Ничего я с ними не могу сделать… Генералы в кино хотят выиграть все сражения, которые они прос…али во время войны».
    В отличие от военных, правительство и политбюро СССР полностью одобрило работу Озерова.

Победа «Освобождения»
    К 25-летию Дня Победы финальные картины эпопеи в 1972 году были показаны на всесоюзном кинофестивале в Тбилиси, где получили главный приз. Грандиозные премьеры «Освобождения» прошли в 115 странах мира! Кинопобеду Юрия Озерова только за один год увидело почти полмиллиарда зрителей планеты!
    «...Про войну снимать будут всегда. Мужчинам нужны военные игры и военные зрелища» – любил говорить режиссёр. Ныне остаётся лишь добавить «...нужна и правда о той Великой войне и её героях – великих советских людях великой державы СССР».
    Сергей Балахнин, иллюстрации автора
                  
Яндекс цитирования