Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Россия – родина моя
ДАТА
    Пушкин и Забайкалье
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Власть подходов не меняет
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    И снова здравствуйте, вернее – «ни хао!»
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    На борзинской полянке
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Колы и пятёрки за посевную
70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
    Офицерская улица
    Отец – моя гордость
ТелеМАНИЯ
    Добро пожаловать! Часть 2
АКТУАЛЬНО
    Компьютер и спорт для пенсионеров
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Как наладить производство
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостиная
ИСТОРИИ ИЗ КОНВЕРТА
    Что рассказала старая фотография?
ЗДОРОВЬЕ
    Иван-чай от хворей
Выпуск № 24 от 10.06.2015 г.
На борзинской полянке
Под руководством Заслуженного работника культуры Российской Федерации Людмилы Киселёвой пышно цветёт танцевальный коллектив «Жарки»
«Не просто коллектив, а народный самодеятельный», – тихо поправляет меня Людмила Константиновна. Кому, как ни ей, знать разницу – из семечка-самосада вырастила полыхающий красками жарковый луг. В 2014-м «Жаркам» исполнилось 40 лет, но «посадочные» работы начались задолго до этого.

    В два года Люда уже танцевала – люди удивлялись: какая маленькая, какая кучерявая и так хорошо танцует! Мама (родом из Калгукана) тоже любила танцевать – ни одну танцплощадку не пропускала. А папа на животе «брейкданс» крутил! Так что было в кого.
    На кружки, вспоминает, не ходила: родители – железнодорожники (отец – графист, составлял графики на станциях, мама работала техничкой в железнодорожном саду), и семья постоянно переезжала: Маргуцек, Соловьёвск... Поэтому сама по себе, включала музыку и... уже не Люда-хохотушка, а надломленная Жизель или пламенная цыганочка кружила по дому.
    В 7-8 классах училась в Забайкальске в школе-интернате – ставила танцы к смотру художественной самодеятельности.
    А ещё играла в волейбол. Сначала девчата заняли первое место в районе, покорили область, победили в зональных соревнованиях, а напоследок лихим финальным «притопом» завершили победное шествие аж в Москве! За это полагалась высшая награда – поездка в Артек – один из самых ярких моментов детства. Тем более что на дворе стоял декабрь. Но забайкальцам и летом моржевать доводится, поэтому... купались!
    – А то когда б ещё море увидели, – смеётся она.
    После Читинского училища культуры Людмила вернулась в Борзю. Звали остаться в Чите, но рвалась на малую родину, где шумно и весело в полноводье бежит родная Борзянка, а в конце июня луга до горизонта заливает цветочная оранжева... Да и как было не вернуться?! Распознав недюжий талант в крохотной девчушке, школа отзывала её из училища на помощь в подготовке к смотрам.
    Поначалу работала в районном отделе культуры – ездила с агитбригадой на чабанские стоянки и много ещё куда. Танцевальная группа была небольшой: места для репетиций в отделе не хватало, зато задумок у юного хореографа было не счесть. Когда Галину Александровну Фуштей (Заслуженный работник культуры РФ) назначили директором ДК железнодорожников, она и Люду за собой перетянула – это было как раз 41 год назад. Так что взошли и в рост пошли «Жарки» в железнодорожных стенах. Но опять же не сразу и не вдруг.
    – До меня в Доме культуры уже был танцевальный коллектив – руководил Налимов Владимир Павлович. С ним я много раньше познакомилась, ещё в школе (9-10 класс оканчивала в Борзе, папу перевели сюда). Тогда очень развита была школьная самодеятельность, и я поставила мужской танец на себя и на мальчика. После выступления подходит Налимов. (Я имени его не знала – грозный такой, а я маленькая...) И он мне: «А знаешь ли ты, чью рубаху надела? Нет, ты знаешь?!». Я трясусь: «Не-ет». «Ты надела рубаху Саши Карпова, лошкаря, который в Москве выступал! (у Налимова четверо человек с танцем лошкарей выступали на столичной сцене). Чтобы завтра же пришла на занятия!» Ну я пришла, посмотрела. Но так как 9 класс, да после сельской школы старалась учёбу навёрстывать, времени на танцы почти не оставалось – опять педагога у меня не случилось, – итожит. С сожалением? А может, к лучшему всё? Лишённый рамок чужих представлений, талант развивался по наитию. Без тёплых оранжерей, зато на свободе. Совсем, как купальница, что в народе зовётся цветком-жарком...
    А у Владимира Налимова (если верить борзинским легендам!) был свой метод выявлять даровитость: покажет танцорам новую дробушку, отвернётся, сапог рядом с собой поставит и слушает: кто в такт попадает – молодец, а кто сбивается, в того сапогом и запустит!
    Интересно, у Людмилы Киселёвой какие приёмы педагога в закромах? Такая хрупкая. Интеллигентность в каждом движении. Непросто, наверное, ей, молоденькой, было дисциплинировать ребятню. Владимир Налимов, как она в ДК устроилась, сказал: будешь ставить женские партии, я – мужские. Так и работали. А к моменту, когда он ушёл, у Киселёвой уже сложился свой танцевальный коллектив.
    Группа росла-росла, детей стало много, разного возраста – их пришлось разделить.
    – Взрослых долго мучилась, как назвать, – объясняет наставница. – Назвала в честь наших красивых цветов – «Жарки». Ну а жарки кто подпитывает? Родник. А детсадовцы «Крошками» так и остались.
    «Крошки», подрастая, становятся «Родничком», затем переходят в «Жарки». Борзинцы идут с танцем по жизни почти 12 лет – с детского сада до школьного выпускного! Одна только Людмила Константиновна бессменная; одновременно ведёт три группы, а это около 100 человек. Раньше, говорит, ещё больше было. Сейчас мальчишки разбегаются на спортивные секции – бокс, каратэ.
    Танцы сама придумывала. Особенно на первых порах. Глаза закрывает вечером, а творческий процесс продолжается: здесь просится эмоциональная связка, а эта наоборот – выбивается из канвы... «Маки» (танец из репертуара «Жарков», один из самых ярких и любимых зрителем) поставила ночью – «в голове». Для творческих людей, учёных, изобретателей инсайты во сне обычны. Но если поэт держит блокнот и перо на прикроватной тумбочке (приснилось – проснулся, записал), то хореограф должен... запомнить. А запомнив – донести, не расплескав.
    – Утром соскочила, бегом – в ДК. Ребятам: я вам показываю – вы ловите. Потому что на завтра это будут уже другие движения, другой танец... Дети, как губка, впитывают, запоминают. Но огранка партии может быть долгой. «Показала, повторили – нет, не то, не нравится. Сразу – раз! другое движение – теперь отлично.
    Днём во время работы, ночью во сне, в перебежках от дома в ДК (услышала музыку на улице, из машины – что-то навеяло: «музыка ведь с движением неразрывна связана») – творческий процесс, кажется, ни на секунду не останавливается.
    За классику, признаётся, не берёмся, потому что это очень точная наука, больше ставим на народные и современные мелодии, в основном опираемся на стилизацию: детям это ближе, интереснее. Народный танец они чувствуют, исполняют так же прекрасно, но подростковой душе ближе современные ритмы. Педагог идёт навстречу. Но подстраиваться, в общем-то, не приходится, потому что она с ними на одной волне. За счёт этого, шутит, бодрюсь и молодею.
    А мне удивительно: столько твердят об эмоциональном выгорании педагогов, а тут сорок с лишним лет без ущерба для запала и вдохновения. К Киселёвой ходят заниматься внуки её первых учеников!
    И конечно (если уж поколения танцоров меняются!) годами отточенный танец может «потребовать» обновления. Тогда Людмила Константиновна задумчиво окидывает взглядом зал, оживляется («вот оно!») просит группу изменить шаг или движение рук в кульминации, добавляет штрихов – и... в танце зажигается новый характер, новый свет.
    В 1984 году (через десять лет работы) самодеятельному коллективу дали звание «народного». А в 2000-м балетмейстер Борзинского Дома культуры железнодорожников Людмила Киселёва стала Заслуженным работником культуры Российской Федерации.
    Конечно, не все ученики связывают с танцем взрослую жизнь (хореограф в зарплатной гонке позади юристов-экономистов, а сил душевных и физических профессия требует неимоверных). Но, поступая в самые разные учебные заведения, дети продолжают танцевать – в студенческих, городских коллективах. С первого па приняли девчонок Киселёвой в иркутскую школу современной хореографии «Шаги». Горят её звёздочки во многих других городах.
    Из «жаркового» луга вышли профессиональные хореографы Светлана Замбалова и Вера Кучеренко (работают в Борзе), Вика Скороделова и Оксана Кремлёва (Чита). Танцевал в ансамбле Сибирского военного округа Сергей Харин. В высшей профсоюзной школе культуры в Санкт-Петербурге учится Елена Черкасова, а в Читинском училище культуры – две Насти – Воробьёва и Головцова. По мне, так из Читы в Борзю должны как минимум раз в год конфет присылать!
    Людмила Константиновна называет воспитанниц, как в детстве, – по девичьим фамилиям. Они звонят частенько – делятся новостями, признаются: соскучились. Оксана Кремлёва на 40-летие «Жарков» привозила в Борзю созданный ею коллектив.
    Кого-то жизнь и талант забросили далеко от родных просторов. Татьяна Шустова выступала в Сибирском народном хоре, сейчас живёт в Украине, гастролирует со своими танцорами по ближнему и дальнему зарубежью.
    А на стене кабинета – небольшой плакат: симпатичный парень снят с американской знаменитостью. Тоже борзинец. С 2004 года танцует в «Тодесе».
    – С детства им болел, – улыбается… мама (на плакате младший сын Людмилы Константиновны – Сергей Киселёв).
    Выступления сына смотрит по Первому общероссийскому (в программах «Голубой огонёк», «Три аккорда», «Точь-в-точь»). В 2005-м Серёжа выступал в США на концертах Филиппа Киркорова. Работает так же как балетмейстер в Москве и Сочи.
    Старший сын тоже танцевал. До 4-го класса. Сейчас уже его дочка (внучка Людмилы Константиновны) поражает преподавателей Улан-Удэ: «Такие хореографические данные! Откуда?!»
    Но вот Сергей, казалось, не мог пойти иным путём: в три года уже выступал на читинской сцене с коллективом. «Он, собственно, и вырос-то на репетициях», – шутит наш балетмейстер. Но не прояви она характер в нужный момент, может, и не сложилось бы блестящей карьеры танцора.
    – Подростковый возраст – самый сложный, когда начинается: «Брошу! Не хочу». Мам и пап настраиваю: вы должны быть моими первыми помощниками. Ведь есть дети, которые горят, а есть те, что… перегорают. Особенно по утрам вставать неохота. У моего Сергея в 7 классе тоже такое было: «Мама, я посплю. А на занятия завтра». Нет, говорю, подъём! Ни в какую. Ковш с холодной водой принесла – опять не поверил. Одеяло сдёрнула, и – выплеснула на него. С той поры только скажу «за ковшом» – моментально соскакивал (смеётся). А теперь говорит: «Спасибо, мама. Если бы не ты».
    Родителей предупреждает: «Я очень строгая, на занятиях прикрикнуть могу. А на сцену вывожу, только когда уровень мастерства танцора позволит. Чтобы во время концерта вам, в зале, соседи по ряду говорили: «Как эта девочка хорошо танцует! Не знаете, чья?» А если наоборот – представьте?»
    С интересом Людмила Константиновна наблюдает за развитием «Вневременья» (шоу-проект Читинского дворца культуры). Коллектив «Жарки», наверное, знаменит не меньше, чем яркие «вневременцы». Железная дорога очень здорово помогает с гастролями – коллектив не варится в собственном соку, выезжает на фестивали и конкурсы в города России, а также в Одессу, в Монголию и Китай. «Это очень и очень важно», – благодарна наставница «Жарков», «Родничка» и «Крошек».
    И просит: «Ты про меня поменьше пиши, про детей побольше, про коллектив…»
    Но коллектив – на сцене. Гремит на всю страну. Вон сколько дипломов и наград с конкурсов от районного до международного у борзинских танцоров. Весной вернулись с дипломом лауреата из Новосибирска («РЖД» зажигала звёзды). Победили в фестивале «Будущее дороги» – осенью полетят в Москву.
    Про них мы слышим и знаем – молодцы! Взрастить такие таланты в продуваемой всеми ветрами борзинской степи – особый дар.
    А кроме того, что взрастить – одеть подобающе надо! Все 40 лет Людмила Киселёва придумывает, шьёт, перешивает своим девчонкам немыслимой красоты костюмы. Родители в помощи не отказывают, потому видят прогресс в развитии ребёнка – плечи расправились, появилась уверенность в себе и танцует всё лучше и лучше.
    – К Вам, наверное, очередь на занятия… Кастинг проводите? – спрашиваю, улыбаясь про себя налимовскому сапогу.
    – Раньше отсматривала. Но дети ведь плачут, если откажешь. Жалко. Поэтому решила: не нужно отбора – пусть приходят все, а дальше ребёнок сам разберётся. Ведь бывает и так: вроде бы особенных задатков нет, но человек упорно работает, старается дотянуться, достичь заданной планки... Потом вдруг резкий скачок, и труженик выходит на уровень даже выше того, кому дано природой. Одарённость тем и опасна, что человек, на неё полагаясь, начинает лениться. К каждому надо ключик найти: где-то пожурил, где-то по головке погладил. Раскрыть ребёнка помогают упражнения. Например, придумайте танец на музыкальный этюд. Или: поставьте танец весёлого медвежонка…
    Напоследок прошу хоть примерно посчитать количество учеников за 40 лет и тут же понимаю, насколько это нелепо: совсем скоро, в конце июня, на лужайках вспыхнут жарки – разве их сосчитаешь?!.
    Елена СЛАСТИНА, фото Семён КАЗАК
Яндекс цитирования