|
Выпуск № 25 от 17.06.2015 г. |
О ТВ цифровом: познавательно, поучительно… телезрительно Цифра – основа основ мира XXI века и его населения. Цифровые технологии. Цифровые коммуникации. Цифровая техника. Оцифрованные развлечения. Цифровая музыка. Цифровая фотография. Цифровой кинематограф. Цифровое телевидение... О двух последних, наиболее актуальных, близких тематике нашей рубрики «Телемания» и на сегодняшний день, попрежнему «злободневных», мы сейчас и поговорим.
Кино и ТВ: вечная битва Кино «обычное» и «домашнее» – телевидение, вечные, непримиримые конкуренты и союзники. С 30-х годов прошлого века у плёночного чуда, живущего на скорости 24 кадра в секунду, появился опасный соперник, заключённый в громоздкие ящики с маленькими чёрно-белыми экранами – телевидение. С этого момента началась жестокая борьба конкурентов за главный приз – зрителя. Кино – это большой экран, перешедший в широкий формат, буйство цвета, сменившее чёрно-белое изображение и современный максимально реалистический, многоканальный звук. Телевидение – очень небольшой и даже крохотный, по сравнению с кино, экран телевизора, с чёрно-белым изображением и плоским «пластмассовым» звуком. Спустя десятилетия, ТВ обрело цвет, добилось стереозвучания, стало многоканальным, круглосуточным, спутниковым и даже в борьбе за зрителя стало производить собственное телекино.
Первородный ТВ-грех Несмотря на все свои достижения, телевидение попрежнему оставалось мелкоформатным младшим братом кинематографа. Экран телевизора хотя и значительно увеличился с размеров спичечного коробка в 30-х годах до современных полутораметровых панелей, но попрежнему «страдал» двумя «первородными пороками» от которых, кинематограф был избавлен в принципе: проблемой чёткости изображения, его стабильности и невозможностью передать звук больше двух каналов. Чтобы проще понять суть проблемы, немного о технической стороне.
Анатомия ТВ Как известно, картинка на экране телевизора, рисуется электронным лучом, испускаемым трубкой кинескопа. Этот луч ни что иное, как обычный так называемый аналоговый радиосигнал, дополненный телевизионным кодом и отправленный с передающей телестанции, или спутника-ретранслятора. Сигнал принимается домашним телеприёмником и попадает в трубку кинескопа. Его луч со скоростью света рисует горизонтальные строчки, где каждая представляет собой часть изображения. В отечественных телевизорах и ряде зарубежных аналогов таких строчек на экране было 625 (в США на 100 меньше). Вместе, прорисованные электронным лучом, они складывали полноценное изображение. В упрощённой схеме примерно так работает аналоговое телевидение, которое мы смотрели до последних лет.
Первородный ТВ-грех (продолжение) Несмотря на приемлемое качество, телевизионная картинка нередко подвергалась помехам – искажениям, с которыми сталкивался каждый из нас: изображение «кривело», двоилось, а то и троилось, покрывалось «снегом», дёргалось и т.д. Причины были самые разные: от вспышки на Солнце до работающего пылесоса и кривой комнатной антенны. Борьба с помехами, свирепая, беспощадная и главное, почти бесполезная была неизбежным злом, сопровождающим аналоговое ТВ.
Размер имеет значение! На протяжении всей своей истории телевидение, мечтая хоть как-то приблизиться к своему конкуренту – кинематографу, стремилось увеличить формат экранов. И увеличивало. Результаты были неутешительными – вместе с экранами увеличивались строчки и составляющие их элементы – крохотные точки, которые ныне называют пикселями. Картинка получалось настолько грубой и «страшной», что владельцев телевизоров с большими экранами нередко ждало разочарование «домашним кинотеатром» широкого формата. Похожую картину можно наблюдать, если смотреть на фотографию в газете. На расстоянии 50-30 сантиметров всё достаточно чётко, но стоит начать приближать газетный лист, как фото начинает распадаться на хаотичный набор точек. Не помогло и появление плазменных и жидкокристаллических экранов мониторов и телевизоров, сменивших строчки «классических» телеприёмников на миллионы точек-пикселей, которые должны были позволить выдать сверхчёткое изображение с эффектом более 1000 строк! Представьте, какой реальной могла бы быть «картинка»! Однако, телевещание, как и основная часть телевизоров у населения, оставались аналоговыми и физически не могли выдать более стандартных 625 строк, да ещё не подверженных внешним помехам.
«Жадный метраж» Ко всему прочему, аналоговое телевидение, вещавшее в «метровом» диапазоне радиоволн, могло предложить зрителю не более 12 каналов. Остальные телестанции были вынуждены работать в так называемом «дециметровом» диапазоне, где телевизионный сигнал был гораздо слабее, быстро затухал и мог охватить территорию чуть больше одного города, да и то не всегда.
Прощай, «аналог»! Да здравствует цифро-революция! Телевидение казалось достигло своего тупика. Но на пороге XXI века, с приходом компьютеров и высоких технологий в кинематографе, а затем и на телевидении произошла самая настоящая «цифровая» революция. В 2002 году режиссёр Джордж Лукас снял первый в мире художественный фильм «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов», где вместо киноплёнки, изображение компьютером специальной камеры кодировалось в цифровой код, а затем, после монтажа, в декодированном виде, без малейших дефектов, переводилось для проката в кинотеатрах, на плёнку. Изображение было просто идеальным, почти как сама реальность.
Анатомия ТВ-«цифры» Телевидение получило не только новую технологию, но и новый, революционный цифровой формат. Принцип его отчасти напоминал киношный, только в отличии от фильма, который демонстрируют в кинотеатре, качественное изображение без потерь требовалось доставить каждому зрителю на дом. Для этого, снятое студийными и репортажными камерами изображение, переводится компьютерами в цифровой код. Если надо, то монтируется. Затем изображение сжимается от пяти до 15 раз, по сравнению с «аналоговым» и отправляется специальными передатчиками в эфир (или по кабелю). Получение сигнала осуществляется телевизорами, оснащёнными приёмными цифровыми устройствами. Полученная информация декодируется в обратном порядке и на экране появляется более качественное, по сравнению с аналоговым, изображение.
Цифро-достоинства… Основные достоинства цифрового телевидения это, прежде всего, улучшенная «картинка», полученная на экране абсолютно без потерь. Глядя ТВ нового поколения, зритель может забыть о помехах: «снеге», смазывании, двоении картинки. Затем звук. Он передаётся уже не двухканальным, стереофоническим, а максимально реалистичным, пятиканальным, то есть, как в кинотеатре. Поскольку цифровой телесигнал занимает в несколько раз меньше места в эфире, то в прежнем диапазоне, где ныне размещался всего один канал, ныне размещаются от шести до десяти!
…и цифровещатели Тут сразу обращаю ваше внимание, уважаемые друзья, что в России полностью являются бесплатными лишь первых два «пакета» каналов, или как их ещё называют, «мультиплексов», куда входят федеральные вещатели, или приравненные к ним, а именно: Первый канал, Россия-1 (включая врезки местного, регионального канала), Россия-2, НТВ, Пятый канал, Россия-К, Россия-24, Общественное телевидение России, ТВЦ и детско-юношеский «Карусель». Второй, запущенный прошлым летом мультиплекс: РЕН ТВ, Спас, СТС, Домашний, ТВ-3, Спорт +, Звезда, Мир, ТНТ, Муз-ТВ. В третьем, планируемом мультиплексе (начнёт функционировать к 2018 году), предполагается сделать несколько каналов платными. За рубежом, в США, Европе и ряде «продвинутых» стран Юго-Восточной Азии цифровое вещание начало уверенно теснить «аналог» ещё с середины 90-х годов. В России завершить полную «теле-цифровизацию» страны планируется в 2015-16 годах. Работа аналогового, «обычного» вещания полностью завершится, ориентировочно, в 2018 году. На этом бы, пожалуй, и закончить наш сегодняшний разговор о революционном кино- и телеформате, но мне ясно слышатся возгласы читателей: «Как же быть с нашими старыми «не цифровыми» телевизорами?» «Говорят, цифровыми телепередачами можно будет управлять самому?» «Насколько правда, что цифровое ТВ широкоформатно и в 3D?» «А что, кино теперь в «Удокане» вообще идёт без плёнки?» «Слышал, что изображение в цифровом телевизоре будет каким-то особенным: небывало сверхреалистичным, сверхчётким, почти объёмным?» и т.д. Стоп, стоп... Об этом уже в следующей нашей встрече. Сергей Балахнин, иллюстрации автора |
|
|
|
|