Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Сретенцы кричат «Караул!»
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    «Наша сила в правде!»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    «Переворот в мозгах из края в край…»
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Обрадовали, да не всех
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Кооперативная лавка при «Ключевом»
ЗАКОН И МЫ
    «Крименон» поможет оступившимся
КРУГЛЫЙ СТОЛ
    О «чёрных дырах» и «белых пятнах»
ЛЮБИТЕ ИСТОРИЮ
    Последний из рода
РОДНАЯ СТОРОНКА
    Воспоминания о деревне
1941-1945
    Через две войны
ТелеМАНИЯ
    «Чапаев». Как начиналась кинолегенда. Часть 2
ПО ЗОВУ ДУШИ
    История одного открытия
МАЛОИЗВЕСТНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Забайкальские слова у Владимира Даля
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
    Мишка – мамино счастье
РЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ
    А не так уж всё у нас плохо!
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
    Учёт в сельском хозяйстве
Выпуск № 47 от 17.11.2015 г.
«Чапаев». Как начиналась кинолегенда. Часть 2
Сегодня мы продолжаем рассказ о появлении шедевра, созданного великими мастерами советского кинематографа, режиссёрами Сергеем и Георгием Васильевыми – картине «Чапаев».
«Рядовая» постановка
    ...Задолго до официального запуска картины, летом 1932 года Васильевы вместе с художником группы И. Махлисом выехали в Уральск, затем Лбищенск, Заволжье. Сделанные там зарисовки были нужны для работы над художественным оформлением картины, поскольку съёмки решили проводить для максимальной достоверности на местах реальных сражений чапаевцев. Интересно, что работа над «Чапаевым» начиналась как скромная, рядовая постановка и режиссёры не ждали особого успеха, хотя и работали с энтузиазмом и «на износ». Ожидая возможные дальнейшие нападки критики на их детище Васильевы подстраховались и... сняли три, как сейчас говорят, «альтернативных» концовки фильма. Первая, классическая: Чапаев тонет переплывая Урал. А вот вторые две мало кому известны. 
    
Тайна «альтернативных» «Чапаевых»
    В одной версии войска красных маршируют по освобождённому Лбищенску. Картину дополняют слова сказанные раненым, но живым Чапаевым Анке и Петьке: «Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди». 
    Другой финал «Чапаева» необычен настолько, что его ныне трудно представить. Эпизод был снят... на родине Сталина, городке Гори! В яблоневом саду Анка играет с детьми, рядом – возмужавший Петька, который уже не ординарец, а командующий стрелковой дивизии. И вновь раздаётся голос живого Чапаева: «Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь при коммунизме. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!» Далее за кадром звучали торжествующие фанфары.
    В итоге эти оба альтернативных финала отвергли: было решено, что после гибели Чапаева говорить ни о чём уже нельзя, хотя цензура и настаивала на третьей версии финала. Васильевы всё же смогли, несмотря на давление руководства «Ленфильма», завершить фильм по всем законам классической драмы.
    
Начало съёмок
    Непосредственно к съёмкам «Чапаева» режиссёры приступили в марте 1933 года. Из-за погоды киноэкспедиция сложилась чрезвычайно тяжело. Беспрерывно лили дожди. Неделями не было солнца. Из 28 намеченных объектов удалось отснять только несколько мелких эпизодов и «дождливую» сцену отъезда Фурманова, которую, впоследствии тоже пришлось переснимать. Все натурные съёмки пришлось отложить до следующего лета. Зимой сняли все павильонные сцены. Многие из них были сняты в одну смену, сразу, без остановок и поправок. 
    
Скука «психической» и чудо монтажа
    Центральное событие фильма – бой с каппелевцами. Сцена отражения «психической атаки» вошла в историю мирового кино как один из высочайших, классических образцов монтажного искусства. Васильевы снимали бой с каппелевцами поэпизодно, длинными кусками с запасом. И когда при рабочих просмотрах отснятого материала на экране шли бесконечные проходы марширующих каппелевцев, разрозненные кадры с планами чапаевской цепи – все эти куски-эпизоды казались безнадёжно скучными, однообразными. Отсутствие звукового сопровождения усугубляло скуку.
    О таком впечатлении вспоминали многие ленфильмовцы. И все буквально ахнули, когда увидели сцену в смонтированном виде. 
    
В атаку на… мебели и авто
    Дабы полностью вжиться в образ Василия Ивановича, Борису Бабочкину пришлось основательно поучиться искусству верховой езды. Актёр получил множество синяков и шишек, пока не научился носится на лихом скакуне в развевающейся бурке, с шашкой наголо. Однако при отсутствии в то время различных приспособлений для качественных съёмок с движущихся объектов, приходилось идти на маленькие хитрости. Так в ряде эпизодов на крупных планах Борис Бабочкин скачет верхом на ...табуретке! 
    Образ легендарного комдива верхом, в атаку, с шашкой наголо: эффектно, захватывающе, но... не слишком соответствующе в не менее легендарной действительности! Оказывается из-за полученного на германском фронте ранения в ногу реальный Чапаев не мог ездить верхом. И в боях, и в тылу Василий Иванович передвигался исключительно на ярко-красном... «Паккарде» – представительском автомобиле, отбитом чапаевцами у Колчака. 
    
Тайна Чапаевской горки
    Многим зрителям, особенно старшему поколению фанатов картины Васильевых, будет интересно узнать, что крутой обрыв, с которого актёр Бабочкин бросается в реку, находится за тысячу километров от Урала. В наши дни это место именуют Чапаевской горкой. А находится оно неподалеку от Твери - в 20 километрах вверх по течению Волги. К концу продолжительных съёмок этого эпизода актёр едва по-настоящему не пошёл ко дну. Снимали в конце мая 1933 года, когда вода была ещё ледяной. Дублей делали много, и Бабочкин согревался водкой. 
    
Как «психических» белых красные командармы спасли
    Когда «Чапаев» был готов, смонтирован, озвучен, его показали руководству Главного управления кинематографии. Считая чрезмерно раздутой линию белогвардейцев в фильме, начальник главка Б. Шумяцкий предложил исключить из фильма всю сцену отражения «психической атаки». По его мнению, эта сцена «героизировала» белое офицерство. Согласиться с этим, изъять одну из лучших в фильме сцен авторы не могли. Судьбу одной из самых знаменитых сцен нового киношедевра решило присутствие на этом просмотре К. Е. Ворошилова, С.М. Будённого и других военных руководителей. Они дали высокую оценку сцене «психической атаки», что позволило сохранить в фильме эту важнейшую для него сцену. 
    
Суровый приём, премьера и… киношок 
    В конце октября 1934 года «Чапаева» просмотрела суровая приёмная комиссия. Какое впечатление произвел на них фильм, понять было совершенно невозможно. Начальство вышло из зала, не высказав никакого мнения, не сделав ни одного замечания и даже забыв попрощаться. Ни одного звука больше о фильме сказано не было. Режиссёры были в полном отчаянии. 
    Через какое-то время из Госкино было получено разрешение на показ картины. Утром 5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился неприметный, написанный от руки плакат: «Сегодня новый звуковой фильм «Чапаев». Когда же первый сеанс «Чапаева» кончился, зрители не покинули своих мест. Зал притих и чего-то ждал. Вышел директор кинотеатра и, встав перед экраном, сказал: «Товарищи, всё...». Зрители были в шоке. Они приняли «Чапаева» не как фильм, а ожившую на экране частичку истории. Слава этой картины родилась немедленно, в считанные первые полтора часа (!) хронометража первого сеанса, и понеслась лавиной. 
    
Киносенсация, Гиннес и… Васька!  
    18 января 1935 года «Правда» публикует передовую, которая названа: «Чапаева» посмотрит вся страна». Кинотеатры осаждали толпы людей. Их было столько, что во многих городах сеансы проводились круглосуточно. Никого из зрителей не могло остановить, если счастливый билетик выпадал на сеанс в три часа утра! Фильм шли смотреть целыми заводами, воинскими частями, колхозами, школами, шли как на праздник – колоннами, с оркестрами, неся плакаты и транспаранты: «Мы идём смотреть «Чапаева!» Только в первый год фильм просмотрело свыше 30 миллионов зрителей – цифра по тем временам небывалая. В Ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет, при полных аншлагах, что является рекордом в истории кинематографа занесённым в книгу рекордов Гиннеса.
    Внешний и внутренний образ Чапаева, созданный Бабочкиным, оказался настолько схож с настоящим Василием Ивановичем, что однажды в чебоксарский кинотеатр «Родина» на фильм случайно пришли его односельчане. Один из ошеломлённых деревенских не выдержав крикнул: «Батюшки... тудыть-его-растудыть!.. Так это ж наш Васька!»
    
Вестерн «Чапаев» – мегахит 1935-го!
    Десяток стран немедленно закупили «Чапаева». Начиная с премьеры 15 января 1935 года «революционный русский вестерн» с успехом шёл в США. В одном только крупнейшем на тот момент, нью-йоркском кинотеатре «Камео», картина не сходила с экранов более трёх месяцев! Корпорация американских кинокритиков, до того настороженно относившаяся к советскому кино, назвала «Чапаева» в «горячей десятке» лучших фильмов 1935 года.
    …Немеркнущая легенда великого народного героя и легендарная кинокартина великого русского народа. Вместе они переросли само время. В XXI веке мы смотрим «Чапаева» и потрясённые до сих пор ждём и верим - он не утонет. Ибо Герои и легенды вечны.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования