Ура! Бом-бом... (это часы)! ...Ба-бах (это фейерверки)! ...Бум! Фс-ссс... (это «Шампанское»)! Дзынь-дзынь (это бокалы)! «В лесу родилась ёлочка...» (это гимн всего происходящего)... Всё это НОВЫЙ 2016 ГОД, с которым я и поздравляю вас, дорогие друзья! Вот и пришли эти долгожданные праздничные зимние деньки, а с ними радость, веселье и… сказка. А раз так, то сегодня самое подходящее времечко к ней и обратиться. Я собираюсь поведать вам, уважаемые друзья, свою сказку… но правдивую – о самой любимой и знаменитой киносказке «всех Новых годов, времён и народов-зрителей» – «Морозко»!
Вначале…
…О «Морозко-I»
Давным-давно это было и ныне мало кому ведомо, но оказывается удивительная история «Морозко» была снята кудесниками режиссёрами дважды! Впервые она была создана на студии «Межрабпом- Русь» и вышла на экраны СССР 82 года назад! Автор фильма, Юрий Желябужский: сценарист, оператор и режиссёр в одном лице, снял в 1924 году одну из первых советских киносказок, которая несмотря на небольшой хронометраж в 40 минут, произвела фурор, особенно у юных зрителей. Особенно поражал Дед Мороз, совсем не привычный, как его изображали на картинках, открытках и представляли на Ёлках: весёлый, в тулупчике, шапке и с мешком подарков...
В фильме Желябужского Морозко предстал таким: вначале показывались большие ели в густом снегу, а затем от них (при помощи спецэффекта «наплыва») отделялось какое-то странное и даже жутковатое существо: с телом в виде древесного ствола и руками – снежными ветками. Над всем этим высилась голова в виде шара торчащих седых волос, наподобие кома снега. Среди снежных косм торчал крючковатый птичий нос и пара сверкающих глаз... От такого Мороза у юных зрителей понемножку уходила душа в пятки и занимался дух.. Но вот Дед отряхивался от снега, тяжело ступая, делал несколько шагов и вдруг, перевернувшись в воздухе, птицей взлетал на высокую ветку сосны (эффект достигался благодаря обратной съёмке). После этого никто из юных зрителей не сомневался, что это и есть самый всамделишный Морозко, а не привычный ряженый Дед...
О Морозко страшном и заграничном (в качестве справки любопытной). Интересно что, Морозко непривычно жуткого вида представал не только в фильме Желябужского, но и в литературной прозе. Ещё в XIX веке, точнее, в1894 году, в Лондоне, а затем и Нью-Йорке, вышел сборник сказок, среди которых была и русская народная «Морозко». Художник H. J. Ford, иллюстрирующий эту книгу, изобразил русского снежно-морозного повелителя в каком-то демоническом облике, а Настенька представилась художнику вполне европейской молодой женщиной (см. иллюстрацию).
Ремейк может быть классикой!
…Спустя 40 лет «Морозко», значительно «подобрев», возродился в совершенно роскошном, красивейшем «ремейке» – картине великого киносказочника Александра Артуровича Роу, собрав миллионы зрителей, массу наград и породив самого главного Деда Мороза СССР, актёра Александра Хвыля.
Факт о том, как Морозко, в отличие от Ивана, был «вне кастинга». Интересно, что в октябре 1962 года, едва приступив к работе над сценарием фильма, штатные драматурги студии им. Горького Николай Вольпин и Николай Эрдамн получили от режиссёра «установку», чтобы роль Морозко сразу писалась под его любимца по прежним работам, 58-летнего Хвылю. (Так вот оказывается, какого возраста морозный дедушка! – прим. автора).
Когда подошло время подбирать актёров на остальные главные роли, то дело обстояло так...
Со статным русским красавцем Иваном-вдовьим сыном особых проблем не возникло – воплощать его образ почти сразу доверили молодому, видному актёру о 33 годах, Эдуарду Изотову, за плечами которого было уже четыре картины. А вот с главной героиней, Настенькой, режиссёру пришлось изрядно поволноваться.
Как Настеньку искали
Ассистенты просмотрели около четырёх сотен кандидаток – исключительно симпатичных девушек, но Роу всех забраковал. На дворе уже стоял январь 1963-го. Зимняя натура долго ожидать киношников не собиралась. И тут, как всегда бывает в подобных ситуациях, помог случай. Однажды вечером задёрганный киносказочник присел дома перед телевизором выпить чайку (ну может чего и покрепче). Единственный, в то время, центральный телевизионный канал демонстрировал новогоднее представление. Показывали концерт с традиционными песнями и танцами. Как вдруг внимание Роу приковала очаровательная девчушка, исполнявшая на льду с потрясающим мастерством «Умирающего лебедя». Режиссёр испустил дикий вопль и бросился к телефону... Уже на следующий день ассистенты режиссёра привели хрупкую, немного испуганную 15-летнюю учащуюся балетного училища Большого театра, в прошлом фигуристку с 11-летним стажем, Наташеньку Седых.
«Придя на пробы, я растерялась, – рассказывала Седых. – Киностудия была буквально завалена альбомами с фотографиями симпатичных претенденток на эту роль. А когда узнала, что вышла в финал вместе с популярной актрисой Надеждой Румянцевой, поняла, что шансов у меня нет никаких». Наташа приняла это как уже свершившийся факт и даже не очень расстроилась. И вдруг через два месяца звонок со студии...
На кандидатуре Седых настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь (у девочки был действительно очень высокий голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых! «Только, ради Бога, сделайте с ней что-нибудь, – попросил он гримёров, – чтобы она выглядела хотя бы лет на шестнадцать».
Интересный факт о Настеньке… противопожарной! Работа в кино для Наташи была не в новинку. Оказывается, в возрасте шести лет девочка уже снялась в социальной рекламе «Берегись пожара», а так же в учебном фильме на французском языке.
Гламур Баба-яги
С отрицательными персонажами «Морозко» больших проблем не возникло. На роль зловредной, экстравагантной и где-то, выражаясь ныне модным словом, «гламурной», Бабы-яги был принят без особых проб, Георгий Францевич Милляр. Надо заметить, получая роль, Милляр в своих «почеркушках» рисовал героя, не ожидая эскизов художника. Собственно, часто он становился изобретателем костюма и грима своих персонажей. Все его образы «нечисти» воплощённые в многочисленных сказках, отличались сложным гримом. Технологию грима не претерпевшую каких-либо изменений с середины 30-х годов (вплоть до начала 80-х) не сравнишь с современной: зачастую, чтобы сделать лицо пострашнее, Милляра мучили по шесть часов, а однажды гримеры сожгли ему лицо перекисью водорода. Но ради кино он терпел. Неприятные моменты Милляру-яге пришлось пережить и на съёмках «Морозко», но об этом позже.
О «прынцессе» Марфушеньке-душеньке и слезах
На роль зловредной сестры Настеньки, деревенской «прынцессы» Марфушеньки-душеньки планировали поначалу известную комическую актрису Тамару Носову («Женитьба Бальзаминова», «Карнавальная ночь»). Но вышло совсем по-другому.
Инна Чурикова была ещё школьницей, когда впервые снималась в картине «Тучи над Борском». Роль была маленькая – несколько крупных планов. В съёмочную группу «Морозко» попала случайно. Во время перемены между парами ассистентка Роу, проходила по коридору щепкинского театрального училища и увидела очень смешную учащуюся. Она так понравилась, что ассистентка, не долго думая, привела её к режиссёру. Учащаяся Чурикова на следующий день сидела на пару с известной Тамарой Носовой и грызла не щадя зубов, орехи перед камерой. Грызла настолько смачно, что Роу выбрал Чурикову. «В «Морозко» я играла дурашливую девчонку, – вспоминала Инна Михаиловна. – Когда позвали на озвучание и я увидела себя на экране… так расстроилась, даже плакала. Какая я страшная… Я ж не такая, говорила себе». После этого Инна решила больше не сниматься в кино… (К счастью, «ни что не вечно под Луной» – через год после «Морозко», актриса уже снялась в комедии «Стряпуха», затем в «Тридцать три» и т.д.)
В царстве реального Морозко
Пока шёл актёрский кастинг, основная съёмочная натура приготовилась сделать киногруппе «Морозко» «ручкой» – на дворе стоял март. Однако оператор и художник-постановщик группы, словно предвидя такую проблему, подыскали сказочную по красоте, снежную, лесную натуру в... Заполярье, точнее, на Кольском полуострове, в 12 верстах, под городком Оленегорск. Первый съёмочный день «Морозко» пришёлся на «счастливую» дату, 13 марта. Весной в здешних местах ещё и не пахло – здесь стояло настоящее царство Морозко.
...Настенька свежемороженая, под инеем. Яга с «подогревом». Сани-самокаты мощностью в 120 лошадиных! Правда о жареной Бабусе Ягусе! Как Настеньку-душеньку пиявки лопали! Тайна пляшущей избы на курьих ножках. Хоббиты, Питер Джексон и «Морозко». Ужас каскадёра или, День в живом пне. Как Яга Морозко спасала. Несказочные слёзы эмигрантов. «Морозко»: о триумфе, загранице и глупости американской. Об этом продолжу сказывать в следующей нашей встрече.
P.S. (из… космоса). Всех читателей, членов экипажа «Телемании» отправившихся в космическую исследовательскую киноэкспедицию к Альфе Кассиопеи вместе с героями культовой картины Р.Викторова «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной» сообщаю – мы продолжим наш «полёт» к таинственной планете Вариана через номер.