Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Конопляный дух
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    «Немец ты, ли чё ли?!»
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    «SOS!» от работников нацпарка «Чикой»
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Как зимуется?
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    От чего оттолкнётся Знаменка
ПРОШУ СЛОВА!
    В Кыре ожидается мор?
    Цена русского хлеба
1941-1945
    Операция "Память"
ТелеМАНИЯ
    Актёр по имени Взрыв. Часть 1
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    «Берегиня» – призвание беречь людей
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Музей Веры Яновны
    Не праздник, а смехопанорама
    Привет из детства
    Под знаком кино
    Не болейте и платите
    Подсчитаем рога и копыта
    «Могучие кучки» современности
ЧС
    Когда волки опасны вдвойне
ВОПРОС НЕДЕЛИ
    Кому нужно озеро Кенон?
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Пеларгония
Выпуск № 4 от 26.01.2016 г.
Актёр по имени Взрыв. Часть 1
Жёлтое. Оранжевое. Красное. В обрамлении чёрного. Невыносимо грохочущее. Сотрясающее воздух. Вырастающее за мгновение и несущее разрушение, гибель. И всё же завораживающе красивое, дьявольски зрелищное... если, конечно, на экране. Боевик, приключения, фантастика и даже иногда комедия - жанры, в которых Он особо любит «сниматься». Его зовут ВЗРЫВ! Сегодня в «Телемании» о некоторых тайнах его и его «продюсерах-родителях»...
Посрамление «цифры»
    Кинематограф XXI века – эпоха компьютерных спецэффектов, с которыми, казалось, невозможно конкурировать ни комбинированным съёмкам, ни оптическим эффектам прошлого киновека. «Цифра» ныне может всё и даже больше. Однако последние пяток лет стала наблюдаться в кино любопытная тенденция – режиссёры начали по возможности отказываться от «цифры» в пользу «натурального». Причина? Оказалось, что любые трюки, даже самые сложнейшие и рискованные, но сделанные по-настоящему, скажем, как в последних фильмах «бондианы» «007 СПЕКТР», «Координаты: «Скайфолл», или в относительно недавних «Агентах А.Н.К.Л.» и сиквеле с Томом Крузом «Миссия невыполнима: Племя изгоев» или блокбастере-вестерне «Одинокий рейнджер» с Джонни Деппом смотрятся куда зрелищнее и естественнее, чем «рисованные». И зритель это чувствует и воспринимает с большими эмоциями. То же касается и сопутствующих «актёров», «работающих» в кадре: различных природных явлений (скажем «погодных», о секретах съёмок которых мы уже говорили в одном из выпусков «Телемании») или особо зрелищных, но очень опасных: взрывов и огня. Их можно, конечно, соорудить в компьютерной графике, но это дорого, долго и увы, не всегда натурально. По крайней мере, зритель начинает сомневаться в «реальности» буйства пламени.
    
«Продюсеры» «актёра» Взрыва
    Сегодня на съёмочных площадках боевиков и фантастики, как и в прошлом веке, вновь гремят, вздымаются взрывы и пламень, затмевая собой «цифру», которая лишь дополняет зрелище освобождённой силы разрушения. Порождают эту адскую красоту на экране – «продюсеры» «актёра» Взрыва, мастера огненных дел – пиротехники. В Голливуде этим занимаются люди со специальным образованием, причём их работа требует особой лицензии. В СССР и современной России – мастера-самоучки (бывшие военные, горняки-подрывники и т.п.), поскольку для кинематографа таких специалистов никогда специально не готовили. Однако, своим «взрывным» творчеством русские не раз оставляли позади дипломированных заморских коллег и качеством – как в лентах «Они сражались за родину», «Экипаж», или в атомном апокалипсисе «Письма мёртвого человека» и количеством – легендарный цикл исторических картин «Война и мир» С. Бондарчука или эпопея Ю. Озерова «Освобождение», что побила все мировые рекорды по использованию взрывчатки в съёмках кино – свыше 20 тонн! Для справки – чтобы взорвать машину, достаточно всего 200 граммов! «Пиротехника – вторая по точности наука: после богословия», – любят говорить наши пиротехники. Гарантированно предугадать силу взрыва, радиус разлёта осколков и т.д. практически невозможно. Поэтому все они люди суеверные, у каждого есть свои приметы и ритуалы. Некоторые, например, непосредственно перед взрывом обязательно закуривают сигарету...

Взрыв снимается
    С точки зрения неискушённого зрителя - это не так уж и трудно – что-либо взорвать в кадре. Скажем, здание. Делов-то: подложить взрывчатку, подпалить бикфордов шнур и удрать в укрытие. В реальности всё сложнее. Взрыв на экране требует не меньшей сценарной работы, чем любой другой эпизод в фильме. Если «шандарахнуть», к примеру, сразу целый дом (или иное строение) целиком, то это будет, хотя и жизненно, но не особо эффектно. Гораздо круче, если сначала пламя вылетит через окна, да ещё и с осколками стёкол, потом из подвала, затем разнесёт стены и далее (самое крутое) – большой огненный шар рванёт с грохотом в небеса. «Ух, ты! …Ёклмн!» – дабы мог восторженно воскликнуть вслух (или мысленно) любой зритель. 
    Для того, чтобы так рвануть реальный или, чаще всего, специально построенный объект, его предварительно готовят. И довольно долго. В среднем, для трёх-четырёхсекундного взрыва - до двух недель (иногда до месяца и более): подпиливают рамы так, чтобы нужная часть их осталась на месте, а нужная - разлетелась на части. Делается это и для того, чтобы здание развалилось при минимальном заряде. Все части, что должны разлететься, делаются из лёгких материалов, чтобы если какие-то куски случайно повалятся на голову киношникам, ущерб был бы незначительным.
    Пиротехники подбирают размер, состав зарядов и затем закладывают в железные урны, наподобие пушек-мортир времён Отечественной войны 1812 года, направленные в сторону окон. Сверху на дуло «мортиры» кладут куски дерева и прочего «мусора», что будет играть роль разрушенных фрагментов стен или окон. Этот «мусор» вылетит из окон вместе с огнём. Кроме того по стенам здания прокладывается детонирующий шнур (prima cord). Он мгновенно воспламеняется и разрушает всё, к чему прикасается. В советских фильмах никаких «прима-кордов» не было - просто вдоль стен располагали побольше взрывчатки. 
    В центре здания расставляют второй «редут» «пушек» с мусором, но уже нацеленный вверх. За ними стоят бочки с горючим, которые создадут большой огненный шар в конце всего действа. 
    От всей этой взрыв-начинки тянутся замаскированные электрические провода-детонаторы. Ведут они к пульту управления зарядами, гордо имеющемуся как Nailboard («нэйлборд»), что в дословном переводе означает прозаическое русское «гвоздистая доска». Собственно, весь пульт - это и есть обыкновенная деревянная доска с вбитыми гвоздями (см. фото). Каждый из них соединяется проводом с нужным набором зарядов. Ещё один гвоздок находится в руках пиротехника-оператора. Им он и замыкает контакт, приводя в действие взрыватель каждой «мортиры» или бочки с горючкой. Перед съёмкой все провода и соединения тщательно проверяются: хорошо защищены от предыдущих взрывов и «контачат» с гвоздями в пульте и тем, что в руке оператора. Если хоть что-то не сработает, дубль будет испорчен, а второго, в большинстве случаев, не предусмотрено. Потому снимают всегда несколькими камерами (до десятка) и разных ракурсах, чтобы после монтажа зритель мог увидеть сцену со всех сторон. Нередко в сценах с взрывами задействованы и люди. В этом случае тщательно отрабатываются все их передвижения в кадре, фиксируется время, необходимое для того, чтобы они достигли безопасного расстояния до того, как произойдёт главный взрыв.
    
Взрыв «едет» в киноэкспедицию
    В «полевых» условиях (поле боя, лес и т.п.) работать пиротехникам немного проще. В заранее вырытую воронку в грунте кладётся «фугас» – хлопчатобумажный или хлорвиниловый мешок, наполненный взрывчатым веществом. Затем заряд засыпается просеянным, хорошо пылящим земляным грунтом, а если надо, то прессованным снегом или комьями грязи и глины. Наиболее эффектно в этом отношении смотрится обычный чернозём. Команда: «Мотор!» «Съёмка!». И в нужный момент, в нужном месте взрыв в кадре «расцветал» во всей «красе». 
    
Начинка взрывного «актёра»
    Какие «адские» вещества и смеси используются в кино пиротехниками? Бездымный и дымный (хорош тем, что горит медленнее и менее опасен, чем бездымный) порох, аммонит, аммонал, динамон, тротил. Кроме «классической» взрывчатки, применяются и «хитрые» смеси порохового заряда, аммонала с магнием и бертолетовой солью - поскольку вместе они дают не только взрыв, но и вспышку с огнём.
    Без огня в кино не может обойтись никакой мало-мальски «уважающий» себя взрыв: от крохотного «пластикового», открывающего замки, до ядерного или даже «ультра-гравитационного», уничтожающего целые планеты, а то и звёзды. Для создания эффектных, гигантских, порой специфических, с океаном огня взрывов (тех же атомных) применяют в кино не только бензин, керосин, солярку, но и нетрадиционные горючие (и даже не горючие!) вещества.
    Так, ныне мало кому известно, что автором этих строк и его коллегой был в своё время создан короткометражный фантастический фильм, для сюжета которого, в первый и пока, в последний раз, в Чите был снят ядерный взрыв! Как мы это сделали? Об этом в следующей нашей встрече, как и о том, как снимали (без компьютерной графики!) самые большие за всю историю кино, чудовищные огненные ураганы взрывов напалма. А также о том, как делают зрелищные взрывы на крошечных моделях и в космосе и о том, как русские додумались снимать взрывы и пламя вообще без… взрывчатки, огня и компьютеров! 
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования