Год кино в России начался нерадостно – из-за кризиса отменён Забайкальский международный кинофестиваль. Но в начале февраля кино в Читу привезли японцы, на подъезде активисты молодёжной секции кинематографистов России. Да и в районах сворачивать большие экраны преждевременно – за зрителя и прогресс, как 20 и 40 лет назад, борется Читинская государственная кинокомпания.
С её директором, Николаем Приваловым, мы встречались три года назад. Тогда на специальный накопитель ещё нанизывали бобины с плёнкой и машиной развозили по краю новинки и бессмертные творения киноиндустрии (в фильмохранилище в Чите хранится больше 15 тыс. фильмов!). В середине прошлого года синема окончательно отказалась от плёнки, перейдя на цифровой формат. Николай Николаевич рассказывает, как поспеть за прогрессом районным кинотеатрам и балует ли их зритель своим вниманием.
– Есть ещё населённые пункты, где можно сходить в кино?
– Есть, конечно. Но не во всех районах. Нет, например, кинотеатров на Севере Забайкалья. Но должен появиться в Петровском Заводе, где строится многофункциональный культурно-досуговый центр (район выиграл правительственный грант), и будет, в том числе, кинозал. В Чикое отремонтировали дом культуры. Немного обживутся, и, думаю, кино там тоже появится.
В 2008-м завершилось строительство кинотеатра «Бригантина» в Чите (работы начались в конце 80-х, из-за перестройки и экономической ситуации в стране были надолго приостановлены). В 2014 году современный кинотеатр открылся во Дворце культуры Приаргунского горно-химического комбината в Краснокаменске.
Появились цифровые киноустановки в Хилке, Могоче, Борзе по линии Забайкальской железной дороги. Мы взяли их на обслуживание, снабжаем фильмами, проводим часть операций по взаимоотношению с московскими дистрибьюторами. Скачиваем программы – или через скоростной интернет, или с помощью спутниковой аппаратуры. Потом отправляем фильмы по районам в цифровом формате.
– В Газ-Заводе появилось кино в формате 5 D. Его «с чем едят»?
– Это (улыбается) скорее аттракцион, чем кино, и появилось оно в магазине, а не в кинотеатре. Надевается шлем, сиденье раскачивается, имитируя американские горки, и человек 5 минут чувствует себя участником происходящего на экране. Но это быстро надоедает, и например, в Карымской, где мы поставили подобное в фойе кинотеатра, люди быстро потеряли интерес.
Цифры по «цифре»
– Время плёночного кино уходит?
– Ушло! На плёнке остались три кинотеатра – в Нерчинске, Первомайске и Борзе. С середины 2015 года кино на плёнке перестали выпускать совсем. Так что, всё показывают сейчас в этих трёх кинотеатрах, – наши архивы.
Поэтому дело не в строительстве новых кинотеатров – нужно срочно переоснастить цифрой действующие кинотеатры. Кроме трёх названных, есть ещё два, которые переведены на цифру… условно – «Авангард» в п. Кокуй и кинотеатр в Карымской. Они отстают в репертуаре; качество изображения в принципе нормальное. Единственное – нет возможности показывать кино в формате 3 D.
Великолепный дом культуры с залом на 300 мест в Приаргунском районе. Хороший дом культуры (до недавнего времени работали с ним) – в Забайкальске; там была киномеханица очень опытная, ушла на пенсию, замены нет. Но дело даже не в этом! Когда прекратился выпуск новых фильмов на плёнке (произошло это в середине 2015 года), нам попросту нечего было им давать. Бесконечными повторами зрителя не удержишь. Поэтому кинопрокат в посёлке прекратился в основном из-за этого.
– Сколько стоит киноустановка? Менять надо всю «начинку» кинотеатра?
– Чаще – полностью. Чтобы показывать фильмы в формате 3 D, нужен экран с высоким коэффициентом яркости, цифровой кинопроектор, который отличается от предшественников лишь мощностью источника света. Принципиально меняется и акустика, чтобы перемещение на актёров на экране и звук совпадали.
Что касается цены… Она была бы подъёмной, будь оборудование отечественным. Кинопромышленность СССР обеспечивала страну всем от и до. Но заводы закрылись, перепрофилировались или остались на Украине, в Прибалтике. Поменялся принцип проекции – понадобились новые технологии, а мы отстали. И сегодня, к сожалению, ничего своего нет – вся техника импортная. С учётом курса рубля переоснащение маленького зала обойдётся в 3,5-4 миллиона рублей. Большого – в 5-6 миллионов.
– Дело выглядит безнадёжным.
– Не совсем. Министерство культуры РФ в 2015 году объявило конкурс среди кинотеатров на переоснащение. Участвовали все государственные кинокомпании – более 600 кинотеатров. Мы представили шесть – нерчинский, кокуйский и другие. Особо хвалили Нерчинск как культурную столицу края…
Из забайкальских кинозалов победил «Амар сайн» п. Агинское. Возможно, сыграло свою роль имя Иосифа Давыдовича Кобзона. В любом случае, за агинчан мы рады: сотрудничали с ними по плёнке и, думаю, будем работать впредь. Теперь задача – войти в число кандидатов на переоснащение в 2016 году; связались с кинокомпаниями, которые выиграли в 2015-м году по нескольким кинотеатрам – просим поделиться опытом. Есть смысл бороться: в 2015-м выделенных 700 млн рублей хватило на 140 кинотеатров (из 600 заявленных), в 2016-м обещают выделить 1,5 миллиарда рублей.
– Пока цифра в район не пришла, кинозалы простаивают? Не разрушат их, как в 90-е, не дождавшись лучших времён?
– Залы, конечно, эксплуатируются. Другое дело, что теряем зрителя: пока суть да дело, он отвыкнет ходить в кино. А может, уже отвык. Да и не все могут себе позволить сходить в кино, особенно в сельской местности.
Посещаемость от кинотеатра к кинотеатру очень разная. Скажем, показ цифрового кино в Борзинском ДК железнодорожников начался в сентябре прошлого года. Ожидали, честно говоря, большего: всё-таки население под 30 тыс. человек – не сравнить ни с Хилком, ни с Могочей. Правда, свой кинотеатр у нас там тоже есть. Но – плёночный. С цифровым они не конкурируют, да и репертуар разный, неравноценный (мы сейчас нажимаем на классику, экранизации).
А вот зал в Краснокаменске заработал в полную силу с января 2015-го, и интерес у зрителя есть. Во всяком случае, дистрибьюторы к нам претензий не имеют. Посмотрим, как будет дальше.
– Какую роль сыграло ППГХО в открытии кинотеатра?
– Предоставили зал, заключили с нами долгосрочный договор, что очень важно, когда работаешь на условиях лизинга (именно так мы приобрели экран и современное акустическое и проекционное оборудование). Надеемся, что затраты удастся возвратить (о заработке речи нет, поскольку у нас функция социальная).
– Но и дистрибьюторы и «Российское авторское общество», требующее отчислений за музыку в фильмах, не так бескорыстны…
– По маленьким залам у дистрибьюторов возникают, конечно, вопросы, что сборы маленькие и прочее. Но договариваемся. Процент по отчислениям в «РАО» кинотеатрам России удалось снизить – уже победа.
Большой экран малые обижают
– Интернет перетягивает одеяло у кинотеатров?
– И говорить нечего! Несмотря на запрет выкладывать фильмы в сеть до конца проката и прочее. Теряют при этом, конечно, продюсеры. Но и зритель тоже, ведь одно дело – смотреть кассовый фильм на экране компьютера или по телевизору, совсем другое – на большом экране.
Николай Привалов:
«Родился я в Брянской области – на границе Белоруссии и Украины. Окончил советский кинотехникум в Калининградской области. Распределения не было – пошёл служить (отслужил в пограничных войсках в Казахстане на границе с Китаем). Взял направление (выбирать уже сильно не из чего было) в Читинскую область, о чём нисколько не жалею. Приехал сюда в 1973 году. Работал, заочно учась в Ленинградском институте киноинженеров».
Но вернуть былую популярность кинотеатрам уже не удастся. Я застал время, когда телевизоров в селе не было, и приезд кинопередвижки был настоящим праздником. Сеансы не повторялись, и даже взрослым не хватало мест. Мы, ребятня, считали счастьем устроиться, коленки поджав, прямо перед экраном…
Позже началось разделение – детское, взрослое кино.
– Выбирая программу для современного зрителя, чем руководствуетесь?
– Показ приходится окупать, поэтому из коммерческих соображений берём кино, которое привлечёт больше зрителей. Этим руководствуются все. В итоге, если раньше в Чите было семь кинотеатров, и репертуар (примерно 220 фильмов в год) делился между ними, то теперь всюду идёт одно и то же. Выбор же картин значительно сузился – до 60-70 картин в год. Наладить взаимодействие в этом плане невозможно, поскольку кинотеатры разной формы собственности, и каждый учредитель стремится окупить затраты, получить прибыль – берёт наиболее кассовое кино.
На периферии конкуренции особой нет, и репертуар мы разнообразим, например, Днями старого кино (у каждого, наверняка, есть любимые фильмы, которые можем пересматривать добрый десяток раз).
Мало-помалу налаживается обратная связь со зрителем (для среза предпочтений). Кинотеатр в Краснокаменске (где, кстати, работает со времён большой сети киноустановок Валентина Ивановна Грешилова!) проводит на своём сайте анкетирование.
Безрукова подавай!
– Не хочется говорить о кинофестивале да ещё в Год кино в прошедшем времени. Но как оцениваете детище Александра Михайлова и Виктора Шкулёва?
– Положительно. Забайкальского зрителя он знакомит с фестивальным кино, в том числе зарубежным. Прививает хороший вкус, учит разбираться в «меню» кинопроката, потому что картины зачастую подбираются неоднозначные, многие непросты для восприятия, поэтому показ сопровождается встречами с актёрами, режиссёрами, продюсерами. А со сколькими актёрами за эти годы удалось познакомиться!.. Такое количество известных людей перебывало в Чите (правда, чаще проездом) разве что во времена БАМа, когда заглядывали к нам Карен Шахназаров, Игорь Скляр (представляли фильм «Мы из джаза») и другие звёзды первой величины.
– В районы фестивальное кино не доходит?
– Кино – доходит (чуть позже показов в Чите), а вот гостей фестиваля в районах, кроме Улётовского и Нерчинского, не видели и очень обижены. Распределить бы: нынче актёрская «обойма» едет в Краснокаменск, на будущий год – в Хилок… Мы немножко привыкли в своём отдалении к некоему полусонному состоянию. А гости – это хлопоты, гостей надо встречать. Но для многих городов Сибири подобные мероприятия – абсолютно нормальная ситуация, пора и нам привыкать. Мне посчастливилось побывать на Шукшинском фестивале в его родном селе. Грандиозное мероприятие, куда съезжаются поклонники творчества Шукшина со всей России.
Остаётся надеяться, что у нас ещё будет возможность порадоваться празднику фестивального кино. Дай Бог.
– Нам фестивали подавай, а отдалённым районам вроде Чары кино вообще, наверное, только снится?
– В Чару мы отправляли самолётом диски DVD. Надо возвращаться к этому. И не только по Чаре. Наверное, не удастся сразу всюду установить цифру высокой чёткости – такую, что мы имеем в городах. Как бы государство не упиралось, оно не сможет довести число киноустановок до 820 по области, как было до перестройки. Да и не под силу это одному государству, а муниципалитеты в финансовом отношении ему тем более не помощники. Что имеем? Плёнки уже нет, кинотеатров осталось много. Поэтому на первом этапе надо развивать кинопоказ за счёт лицензированного DVD (их выпускают между показами картины в кинотеатрах и телевидению). К тому же с мультимедийного проектора показ не так дорог.
Есть предложение дистрибьютора по DVD. Нужно отшлифовать и запустить. Эта работа сейчас ведётся параллельно с «пробиванием» переоснащения на «цифру».
– Не запастись ли попкорном?
– Самое время!
Беседовала Елена Сластина, фото автора