Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Военкоматы «разжалуют»?
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Вот такое кино!
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Оксолиновая блокада
АКТУАЛЬНО
    Через силу, через боль…
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    «В славном городе Кандагаре…»
КАСАЕТСЯ ВСЕХ
    «Поднимайся!», или Когда рубль был мечтой
ПИСЬМО В НОМЕР
    Копейка рубль бережёт
СРОЧНО В НОМЕР
    Кружат волчьи стаи вокруг сёл
СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
    12 цитат Георгия Ревы
1941-1945
    «Радиоповерка. Навечно в строю»
    Страну от врага отбили и внуков вырастили
Верим. Надеемся. Ждем.
    Прошу помочь в поиске!
ТелеМАНИЯ
    Покорители земли Санникова. Часть 2
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    С юбилеем, учитель!
КОПИЛКА ОПЫТА
    Десять лет борьбы с огненной стихией
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗНАЙ НАШИХ!
    «О труде хлебороба все колосья поют…»
ФАЗЕНДА
    История праздника
    Лучший защитник – сытый!
КОНКУРС
    Дедушка года Подводим итоги
Выпуск № 7 от 16.02.2016 г.
Покорители земли Санникова. Часть 2
Сегодня мы продолжаем историю необычной, крайне трудной и даже опасной экспедиции, начатой 44 года назад режиссёрами Альбертом Мкртчяном и Владимиром Поповым к таинственной, легендарной земле Санникова.
Укрощение строптивых «полярников»
    ...В двадцатых числах марта 1972 года на Финском заливе, под городком Зеленогорск, где завершались съёмки, связанные с переходом путешественников через арктические льды – к земле Санникова, после бесконечного ряда стычек актёров с неопытными постановщиками фильма произошёл взрыв. В Москву было отправлено послание с требованием сменить Мкртчяна и Попова на квалифицированного режиссёра.
    Едва прибыв из киноэкспедиции в Москву «смутьяны» были вызваны к руководству «Мосфильма», где актёры заявили, что отказываются сниматься в «этой балаганной дешёвке с песнями, плясками дикарей и пальбой». В течение месяца каждому из них усиленно «промывали мозги», дабы они отказались от своих претензий к режиссёрам. Уговорить смогли Вицина и Дворжецкого. Последним сдался Олег Даль. И только Сергея Шакурова так и не смогли «расколоть». В конечном итоге принципиальному актёру влепили строгий выговор и сняли с роли. Поскольку переснимать сцены с его участием было невозможно (зима с «финской Арктики» уже ушла) их решили... оставить, как есть – дескать, путешественники все заросшие бородато-усатые и к тому же идут в меховых дохах с капюшонами – все почти на одно лицо. Однако очень наблюдательный зритель, особенно «эпохи» видеокассет и DVD, где можно остановить любой кадр, мог заметить в образе путешественника и беглого политкаторжанина Губина лик Сергея Шакурова, хотя в титрах будущего фильма его фамилия отсутствует.
    В конце мая съёмочная группа выехала на север - в Выборг, где 1 июня, в нескольких километрах от города, в небольшой живописной бухте поросшей соснами были сняты сцены проводов экспедиции Ильина к земле Санникова.
    
Вкусный обман в восемь дублей
    15 июня съёмочная группа перебралась с выборгской натуры в павильоны студии «Ленфильм», где уже были построены две декорации: «Ресторация», где Ильин (Дворжецкий) познакомился с Крестовским и «Дом купца Перфильева».Сцену в ресторане обставили не без шика. Столы ломились от шикарной закуски и в первую очередь от чёрной икры. Зрители фильма и по сей день не догадываются, что баснословно дорогой продукт... нет, он была не бутафорским и даже частично съедобным. Чёрная икра была сварена реквизитором группы из... перловой каши, которую затем подкрасили чёрной тушью. Вот он, один из чудесных обманов кино. А единственный бутерброд с настоящей икрой был только на тарелке у Владислава Дворжецкого. Надкусывая его, актёр умудрился растянуть деликатес на восемь дублей!..
    Съёмки на студии продлились до 7 июля. Несмотря на то, что главный «смутьян» Сергей Шакуров в группе отсутствовал, общую атмосферу съёмок это не оздоровило. Олег Даль продолжал гнуть прежнюю линию, мало поддавался режиссерской «дрессировке» и дружил с «зелёным змием».
    
Онкилоны: индейцы и блондинчики
    Тем временем свою долю творческих мучений принимали художники фильма. Особые трудности выпали тем, кто занимался внешним обликом первобытных людей. Художникам пришлось не раз посетить этнографический музей в Ленинграде и пересмотреть множество документов связанных с бытом северных народов евразийского и американского континентов. В архивах нашлись необычные одежды, которые можно было сшить даже из рыбьих пузырей. В итоге на эскизах художницы по костюмам Алины Будниковой онкилоны получились с тёмными волосами и голубыми глазами. Режиссёры решили, что они ближе к монголоидной расе. В конечном итоге первобытные начали походить на... индейцев из вестернов. Это уже не лезло ни в какие ворота. Ситуацию спас актёр Юрий Назаров, утверждённый вместо Шакурова на роль Губина. Он случайно обронил: «А может сделать их блондинчиками» и засмеялся. Шутка оказалась не шуточной. На эскизы с онкилонами «одели» светлые парики – белые, русые и даже рыжие. Эффект был просто поразительным... Самих «онкилонов» собирали по всей стране, от Казахстана до Бурятии. Приглашались в основном танцоры из балетных групп.
    
На земле Санникова
    14 июля группа выехала под Нальчик, где в сотне километров от города, в живописных горных долинах находилась «земля» Санникова. Съёмки проходили в тяжёлых полевых условиях: невыносимая жара, плохое снабжение продуктами, отсутствие горячей воды, в результате чего разрисованным онкилонам приходилось весь день ходить в гриме.
    Не обходилось и без курьёзов. Для сцены жертвоприношения духам на озере, требовался белый олень. Белого не нашли и покрасили чучело в надлежащий цвет. По окружности озера пиротехники зажгли дымовые шашки, на середину выплыл плот с оленем, под водой его поджидали водолазы, чтобы раскрутить и затянуть в воронку. Прямо в кадре солнце начало заходить за тучу. Оператор включил камеру, и начал делать «отъезд» от крупного плана оленя на вращающемся плоту и не переставал восторгаться: «Всё как по заказу! Как красиво!» Как вдруг его помощник чтобы не сглазить, решил «постучать по дереву», и попал аккурат по аккумулятору. Камера выключилась. Парень понял что натворил, бросился наутёк. Горячий Мкртчян с кулаками и разными словами побежал за ним вслед, угрожая, что он сам принесёт негодяя в жертву, вместо оленя.
    
«Чёрт»-шаман, джигиты и онкилонки
    Гениальный танцор и великолепный актёр Махмуд Эсамбаев исполнявший самую экзотическую роль - зловещего Чёрного шамана, все свои мистические танцы для фильма придумал сам. Несмотря на мрачный образ персонажа Эсамбаев слыл большим весельчаком и любителем пошутить. Так, заезжая в местные деревни, останавливаясь возле очередного сельпо, актёр в гриме, в страшном рогатом шаманском головном уборе и со страшной гримасой на лице заходил в магазинчик. Народ в ужасе шарахался от «чёрта» и бежал сломя голову, но вскоре актёра узнавали и зазывали в гости.
    Во время съёмок на красавиц онкилонок с раскосыми глазами и осиными талиями съезжались поглазеть джигиты из всех ближайших сёл и даже мечтали украсть. Среди невест, которые выстраивались в священный для онкилонов День Полнолуния перед храбрыми воинами, выделялась одна рослая девушка с крупными габаритами. Именно на эту могучую амазонку, говорящую басом, в фильме положил глаз герой Вицина - Игнатий. Её роль по настоянию художницы группы Будниковой, исполнила реквизитор Зина (именно та, что «изобрела» чёрную икру из перловки), которую на студии называли Дюймовочкой.
    
Чудо монтажа и «смерть гудящего»
    Трудно поверить, но ни один из онкилонов, включая экспедицию Ильина, даже не увидел настоящую Долину тысячи дымов, которая находилась непосредственно на земле Санникова и окружала её! 15 августа 1972 года съёмочная группа состоявшая из оператора, двоих ассистентов отправилась на Камчатку - в Кроноцкий заповедник с его главным вулканом Узон и знаменитой Долиной гейзеров. Потом эти кадры смонтировали с теми, что были отсняты с актёрами в горах под Нальчиком. Магией киномонтажа была рождена прекрасная, фантастическая земля Санникова.
    Оставалось доснять несколько сцен возвращения экспедиции. Даль к этому времени «гудел по полной» и был совсем не управляем. Режиссёров это окончательно допекло. Они решили отказаться от съёмок недостающих эпизодов (по сценарию на родину возвращались двое - Ильин и Крестовский) и «прикончили» Крестовского - Даля в ледовой расщелине.
    
Триумф «балаганной дешёвки» (Триумф покорителей земли Санникова)
    В конце января 1973 года, картина была принята худсоветом «Мосфильма», и ему присвоили самую... низкую категорию проката - третью, это означало, что картина пойдёт во второстепенных кинотеатрах, в основном на утренних сеансах и в будние дни. А затем произошло нечто удивительное... За полгода до выхода «Земли Санникова» в официальный прокат в адрес «Мосфильма» посыпались восторженные отзывы: из Франции, Испании, Швеции, ФРГ, Польши, ЧССР, стран куда картина была отправлена на фестивали и Дни советской культуры. Окончательно ситуацию в корне изменила победа фильма на престижном международном фестивале фантастики в Триесте (Италия). 
    Премьера «Земли Санникова» в СССР состоялась 1 октября 1973 года в сотнях кинотеатров страны, где был полный аншлаг. Только за три месяца проката картину Альберта Мкртчяна и Леонида Попова увидело свыше 41 миллиона зрителей! «Балаганная дешёвка с песнями, плясками дикарей и пальбой» в запале окрещённая когда-то исполнителями главных ролей стала классикой отечественного кинематографа.
    P.S. «Никто не должен знать о земле онкилонов», – говорила в фильме одна из героинь-аборигенок, обращаясь к «чужим» людям. И не узнает... В 2007 году, после схода оползня и гигантского селя «земля Санникова» - Долина гейзеров, прекратила своё существование. Почти... Ибо к настоящему времени духи Долины смилостивились – «земля Санникова» восстанавливается.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования