25-26 июня в Чите пройдёт большой казачий съезд, приуроченный к 25-летнему юбилею первого учредительного круга, объявившего о возрождении казачества в Забайкальском крае. На мой взгляд, это событие знаковое, для казаков и для Забайкалья в частности. Съезд продемонстрирует отношение общества и власти к забайкальскому казачеству, и станет неким тестом, оценкой морального и нравственного, и духовного состояния, как общества, так и самого казачества.
Пора подвести итог
Если убрать всё наносное, что налипло на Забайкальских казаков, за четверть века своего возрождения, оставить саму идею, саму суть российского казачества, то мы увидим, сквозь порой неприглядные гримасы действительности, силу духа, воли, веры, вековые устремления к свободе, справедливости и правде русского человека. Съезд необходимо провести в первую очередь, для того чтобы привлечь внимание к казачеству, всколыхнуть общественность, вновь вселить в души потомков забайкальских казаков надежду. Показать, рассказать, тем казакам, которые в своё время пришли в казачьи общества, взялись горячо за работу по возрождению казачества, но разочаровались и ушли в сторону, каково сегодня реальное положение дел в казачьих обществах.
Прошло более 25 лет с момента возрождения казачества, за этот срок выросло новое поколение людей, изменился социально-экономический строй и много воды утекло. Надо сказать, что сегодня казачество в Забайкалье возрождено, живёт и развивается. Существует, может быть не в том виде, в котором его хотели увидеть делегаты первого учредительного круга забайкальских казаков состоявшегося в ноябре 1990 года в Чите. И вот об этом и должен рассказать съезд. Оглянуться назад. Наметить пути развития. Отметить, что получилось, а где результатов нет. Пусть реестровые атаманы расскажут, чем они живут, что им удалось сделать, а что не получается. Общественники выразят своё мнение. Потомки родовых казаков выскажутся. Думаю, многим есть, что сказать.
К казакам намертво приклеили ярлык пьяниц, ряженых, но сегодня в рядах забайкальских казаков практически нет пьяниц и прочих комичных персонажей. Сегодня это в основном люди трезвые, самостоятельные и серьёзные, и это один из итогов 25-летнего развития казачества – переболели в «детстве» болезнью, но выздоровели, окрепли и возмужали. Всем нам необходим честный конструктивный диалог. Считаю, что во многом из-за того, что казаки в своё время не смогли наладить между собой уважительное общение, не смогли подняться выше личных амбиций, годами погрязали в скандалах, казачество оказалось в том состоянии, в котором оно находится сейчас. Сама идея казачьего братства, казачьей демократии, которая привлекает людей в ряды казачьего братства, затерялась в междоусобных распрях, утонула в борьбе за власть среди казаков. В забайкальском казачьем войске и в рядах общественных казачьих организаций сегодня наблюдается определённый застой, средний возраст казака в казачьей организации перевалил за 50 лет.
А ведь 25 лет назад в рядах тех, кто принимал активное участие в первом казачьем круге, было много молодых людей, большинство составляли люди среднего возраста. Даже несмотря на общий подъём патриотизма в обществе, казачество выглядит непривлекательно в глазах молодёжи, и это очень плохо.
…вспомнить о роли казачества
Казачество – это и культурные традиции, которые надо бережно хранить. Не только песни и пляски, но и национальный костюм – казачий платок, блузка, сапоги, папаха, фуражка, косоворотка, которые надо с гордостью и почётом надевать в торжественных случаях, на народные праздники. Так же нужно относиться к жёлтому лампасу на штанине, он не просто так появился, это напоминание о героических заслугах наших предков, которые смогли в своё время обрести обширный забайкальский край, удержать и сохранить его в кровопролитных сражениях, передать его нам по наследству. Беда народу, который не помнит своей истории, забывает о своих корнях.
Многие сейчас – поклонники западной культуры, западных традиций и обычаев. Хочу обратить внимание на немцев, датчан и других европейцев, которые с удовольствием и с гордостью надевают национальную одежду. Шотландский килт, юбку, знает весь мир, и мы всему этому умиляемся. В то же время часто брезгливо, как на ненужный рудимент, смотрим на наше родное культурное наследие. Тогда как обычаи и культурные традиции –это то, что отличает нас от других народов. Обычаи и традиции помогли нашему народу выжить в постоянной конкурентной борьбе за право построить государство, наследовать землю. Традиции и обычаи – это отношение между членами общества, семьи, отношение к старикам и детям, правила ведения домашнего хозяйства, национальная кухня и прочее.
Посмотрите на представителей мусульманской общины, на представителей народов Кавказа, которые весьма основательно обжились на забайкальской земле. Они сохранили обычаи, самобытную культуру и не потому ли они сегодня во многом успешнее нас, коренных забайкальцев?..
Возвращаясь к теме казачества, вспомним, что оно было способом самоорганизации, самоуправления и выживания нашего народа в самых критических условиях. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Казачество – это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед.» И казачья община – это в первую очередь коллективный охранитель традиций и обычаев, выразитель авторитетного и непререкаемого общественного мнения. Община на основании своих традиций и обычаев формирует коллективное мнение по отношению к людям, событиям и явлениям. Оказывает почёт уважение одним и презрительное отношение другим, за отношение к труду, к порядкам в семье, в доме, за отношение к взятым обязательствам, к делам, службе и другим людям, за отношение к природе, за верность и любовь к родному краю, малой родине и большому Отечеству.
…вдохнуть жизнь в сёла
В сельской местности, где сегодня поселилась жуткая безнадёга, должна проснуться неутраченная генетическая память, которая уверен, пока ещё в состоянии возродить наш край. Казак – это не только воин, но ещё и крепкий хозяин, семьянин. Поэтому казаки со своими семьями должны самоорганизовываться и задавать жизненный тон поселению, району, краю. Крепкие трезвые самостоятельные казачьи семьи, объединённые в общину-станицу, хутор, опираясь и чувствуя поддержку других общин и вышестоящих казачьих организаций, в состоянии решить любую проблему. Могут, например, организовать потребительское общество, решить вопрос о сдачи земли в аренду (в том числе и китайским арендаторам) либо обрабатывать землю сообща, либо разделив её на паи.
Община даёт возможность поддержать общественный правопорядок, опереться, а когда надо то и поддержать работников правоохранительных органов, решить вопрос с неэффективным участковым и с отсутствием врача, поставить на место продавца спирта, решить вопросы местного самоуправления и так далее.
Казачьи общества-общины, как нити должны прошивать весь Забайкальский край. Так же, как в давние времена небольшие ватажки казаков в верховьях Дона, вмиг могли преобразоваться в огромное войско и двинуть в поход на турецкого султана, «решить свои злободневные вопросы, улучшить материальное состояния станиц.»
…спросить с тех, с кого положено
Власть сегодня идёт навстречу казакам, это государственная политика. Необходимо и самим казакам обладать навыками взаимодействия с властями всех уровней. На уровне края приняты законы о казачьих поселениях, о передачи земли казакам в аренду без проведения аукционов. Законы эти сырые, они не отвечают в полной мере чаяньям и нуждам, но они есть, и никто не мешает внести в них соответствующие поправки и изменения. Сегодня казаки при правильном подходе и организации, в состоянии заставить работать любого чиновника, начиная с главы поселения и заканчивая губернатором.
Наконец, казачество – это элемент гражданского общества, о приоритете развития которого постоянно говорит президент России Владимир Путин. От себя отмечу: альтернативы существованию сильного, справедливого и процветающего государства без гражданского общества нет, от нашей с вами активности, от умения отложить свои домашние проблемы и мобилизоваться для решения вопросов всего общества, зависит наше благополучие и будущее наших детей. К слову, для молодых людей казачество – шанс реализовать себя, проявить организаторские способности, реализовать честолюбивые планы.
…и не дать Забайкалью обезлюдеть
Сегодня много забайкальцев мечтают покинуть край: настолько малая родина в наших глазах имеет неприглядный вид… Но это наша родная земля, политая потом и кровью предков! Неужели возьмем и так просто оставим её?!
Забайкалье имеет огромный потенциал развития (это и лесное хозяйство, и добыча полезных ископаемых, водные ресурсы, сельское хозяйство, приграничное сотрудничество с крупнейшей экономикой мира, туризм и т.д.). При этом у нас всегда был и есть дефицит рабочих рук. Во все времена из-за сложных климатических условий, большой отдалённости от метрополии и основных культурных и цивилизационных центров страны для жителей Забайкалья были льготы и преференции, освобождения от части налогов и податей, материальная помощь переселенцам, северные надбавки… Вопрос возвращения всего этого мы обязаны твёрдо поставить перед правительством РФ.
Забайкальцы, вспомните кто вы? Вы носители казачьих фамилий, наследники казачьих родов, руками ваших родных и близких построено Забайкалье, ваши родители облагораживали этот суровый, но прекрасный край, занимались сельским хозяйством, строили дороги, прокладывали магистрали железнодорожных путей, строили линии электропередач, трудились на заводах и шахтах, учили и лечили людей. Мы обязаны перед памятью предков, ради будущего наших детей бороться за нашу Родину, восстановить в ней нормальную жизнь, побороть экономическую разруху, преступность и «ауе», восстановить нормальный духовно-нравственный климат в обществе.
Давайте обсудим эти и другие вопросы, сообща найдём выход из создавшегося положения на большом съезде забайкальских казаков «25-летние итоги возрождения казачества в Забайкалье. Надежды и реальность». Просим тех, кто считает себя казаком по крови, по духу, тех, кто считает себя коренным забайкальцем, принять активное участие в работе съезда. Предложения и пожелания отправляйте на электронную почту bobrov514@mail.ru
Сергей Николаевич Ворожейкин, заместитель атамана Забайкальского отделения Всероссийской общественной организации «Союз казаков воинов России и зарубежья»