Любимые многими поколениями литературные произведения… С появлением кинематографа читатели (ставшие затем и зрителями) нередко мечтали, чтобы герои захватывающих романов, повестей, рассказов обрели зримый облик и зажили бы полноценной, пускай и двумерной (а теперь и более) экранной, но жизнью. Кинематограф не подвёл. Зритель получил (и продолжает получать с неизменным постоянством) массу экранизаций...
Нередко десятки различных киноверсий полюбившегося литературного первоисточника. И если западное (читай, голливудское) кино к последнему относилось вполне благосклонно, следуя капиталистическому принципу «деньги в кассы – кино в массы», то величайшая кинодержава СССР в своё время этого не приветствовала, поскольку принципы были несколько иными. Фильмы, снимаемые за народные деньги, должны быть всегда новыми, а тратить суммы на «ремейки» (пересъёмки), тем более, что ряд экранизаций-оригиналов относились к шедеврам не только отечественного, но и мирового кинематографа, действительно не имело смысла.
Тем более, не всё у нас тогда мерялось деньгами. Русское кино XXI века, позаимствовавшее у Голливуда страсть к ремейкам и элементарной наживе, доказало это сторицей. Переснимая советские шедевры, современные россиянские «кины», все эти «джентльмены, удачи!», «человеки с бульвара капуцинок», «служебные романы. Наше время» и прочие нео-«весёлые ребята» с нео-«кавказскими пленницами», кроме ощущения жалкой пародии и нередкого чувства горького обмана, ничего не вызывают. Но речь не об этой современной ремейк-бездарности. Поговорим об одном из самых ярких представителей ремейка советского, ставшего ныне, по праву классикой. Хотя, как было отмечено выше, в СССР этот «киножанр» не приветствовался. И вообще, «ремейковость» «виновника» темы нашего разговора с самого его рождения и по сей день является предметом споров кинофанатов: считать его ремейком или нет?
Настала пора расставить точки над «i» и не только…
Сегодня в «Телемании» одна из самых, пожалуй, «загадочных» экранизаций отечественного кинопроизводства – комедия, снятая по знаменитому роману Ильфа и Петрова «12 стульев». Тем более что в эти дни исполняется ровно 40 лет со дня начала её съёмок. И так, как говаривал великий комбинатор О. Бендер: «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели»...
Тайна рождения «мебельного» «ремейка»
Летом 1971 года на экраны СССР вышла блистательная одноимённая экранизация Леонида Гайдая. Став одним из лидеров проката того времени, комедия, как и почти все фильмы маститого режиссёра, вскоре заняла почётное место на Золотом Олимпе отечественного кино. Однако прошло всего пять лет, как бессмертное произведение Ильфа и Петрова было решено экранизировать вновь! Да ещё никому неизвестным режиссёром-дебютантом, театралом. Совершенно беспрецедентный случай в истории советского кинематографа.
Этот удивительный нонсенс объяснялся следующим образом. С середины 1960-х годов, периода, когда на Центральном телевидении открылось своё фильмопроизводство, между телевизионщиками и киношниками появилась конкуренция за продукцию, выпускаемую в эфир. К 1970-м ЦТ (творческое объединение «Экран») начало активно снимать свои фильмы, что бы хотя бы частично избавиться от зависимости Госкино. Дабы не терять времени и не ждать получения прав показа по эфиру (фильмы, снятые для кинотеатральной демонстрации, разрешали показывать по ТВ нередко только через шесть-семь, а то и десять лет!), руководство «Останкино» в феврале 1976 года дало «добро» режиссёру театра Ленинского комсомола Марку Захарову на телепостановку романа Ильфа и Петрова.
«Наивное телезрелище в 48 стульев»
В марте, приступив к работе над сценарием четырёхсерийной версии «12 стульев» («48 стульев», по 12 на каждую серию», – шутил Захаров) режиссёр изначально взял курс, в отличие от эксцентрической комедии Гайдая, на театрально-музыкальную стилистику с учётом «малого» телевизионного экрана. Сделать из сатирического романа Ильфа и Петрова своего рода мюзикл о похождениях «охотников за табуретками» было по тем временам явлением революционным. Сам Марк Анатольевич впоследствии иронично называл свою картину «лубочным, наивным телевизионным зрелищем», не имеющую к картине Гайдая никакого отношения.
Киса и Ося «назло» Гайдаю
Главные роли «нечистой пары»: великого комбинатора Бендера и Кисы Воробьянинова, писались сразу под Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Любопытно, что великий Гайдай и его команда, долгое время считали, что Захаров им «назло» взял этих актёров. Дело в том, что, выбирая самых подходящих Осю и Кису для своего фильма, Леонид Иович напрочь забраковал, помимо двух десятков кандидатов, как Миронова, так и Папанова, пригласив в конечном итоге на роль сына турецкоподданного Арчила Гомиашвили. А на воплощение образа «отца русской демократии», «вождя команчей» и «старгородского предводителя дворянства» утвердил Сергея Филиппова. Спустя годы, говоря словами одного из героев романа, гробовых дел мастера Безенчука: «…Взять не взяли, а потом кусали локти».
Пробы Миронова и Папанова, даже предварительные, Захарову были не нужны – оба были давно знакомы режиссёру, во-первых, как замечательные актёры его же театра, во-вторых, как хорошие добрые друзья и... коллеги по застольным возлияниям, шуткам и розыгрышам. Написанный всего за месяц сценарий «12 стульев» руководство Останкино утвердило на первом же худсовете. В начале апреля 1976 года музыкальный проект Захарова был запущен в производство. Как никакой другой в то время телевизионный художественный фильм, «12 стульев» был битком набит настоящими и восходящими звёздами отечественного кино.
Из «гайдаевцев» – в «захаровцы»…
Так получилось, но на пробы ряда персонажей романа Ильфа и Петрова режиссёр пригласил актёров, снимавшихся у Гайдая. Сделано это было «в пику» звёздному комедиографу или нет, сейчас трудно сказать, сам же Захаров называл это простым совпадением. Однако, судя по всему, начинающему кинорежиссёру хотелось гарантии высокой профессиональной работы мастеров сцены и экрана. Киношник Гайдай ревниво следил за происходящим и явно не горел желанием оказывать театралу-выскочке какую-либо поддержку, считая все действия «бездарного дилетанта» преступными по отношению к кинематографу. Актёры из его команды оказались более «толерантными» к новичку. В итоге Георгий Вицин, исполнивший у Гайдая роль монтёра Мечникова, у Захарова стал гробовщиком Безенчуком (в обеих случаях персонажи потребляли «горькую»).
Крамаров, игравший одноглазого шахматиста-любителя, переквалифицировался в слесаря интеллигента Полесова. Актёр Эдуард Бредун из приживалы–«жертвы аборта» Паши Эмильевича, продавшего отцу Фёдору стул из «богадельни», в телеверсии также стал одним из родственников воришки Альхена – «сиротой», с энтузиазмом пожиравшим квашеную капусту из бочки. И, наконец, Юрий Медведев, театральный критик в гайдаевской картине, у Захарова превратился в председателя тиражной комиссии, которой Бендер нарисовал своего гениального «Сеятеля».
…На роль отца Фёдора с первых же проб был утверждён Ролан Быков. Супругой святого батюшки-авантюриста, недолго думая, режиссёр назначил собственную жену, актрису Нину Лапшинову. Знойную женщину, мечту поэта, мадам Грицацуеву Захаров сразу разглядел в Лидии Федосеевой-Шукшиной, Олег Табаков стал воришкой Альхеном и т.д.
Театралы – «телетралы»
…С остальными звёздными актёрами у Захарова оказалось ещё проще. Многие из них были из труппы театра Ленкома. Татьяна Пельтцер, исполнившая роль тёщи Воробьянинова, именно в те дни отправила своего шефа, худрука Театра Сатиры Валентина Плучека, на известные три буквы, перешла работать к Захарову и стала сниматься в комедии.
Благодаря телеверсии «12 стульев» начал пробивать себе дорогу в большое кино никому неизвестный 23-летний Александр Абдулов. Роль затюканного женой, а затем ещё и голого инженера Щукина стала экранным дебютом молодого актёра.
По существу дебютанткой как киноактриса в комедии Захарова стала и 24-летняя ленкомовка Елена Шанина, исполнившая роль людоедки Эллочки, жены вышеупомянутого инженера Щукина. Увы, лишь эта яркая роль актрисы осталась в памяти зрителей. В кино Шанина после «12 стульев» появлялась крайне редко и не в лучших фильмах. Исключение составил разве что ныне знаменитый телеспектакль рок-опера «Юнона и Авось», где она исполняла роль Кончиты, кстати, вместе с Николаем Караченцовым (Резановым), который в «12 стульях» сыграл маленькую, «музыкально-эксцентрическую» роль дикого Подколёсина в звериных шкурах из «новаторской» постановки «Женитьбы»….
Итак, актёры-театралы во главе с театральным режиссёром с энтузиазмом превратились в кино-телевизионщиков, в этаких …«телетралов». Съёмки музыкального сериала «12 стульев» начались в конце апреля 1976 года.
Хохочущий попугай. Правда о Полищук, падении на бетон и о битье витрин головой. Актёр-невидимка. Комбинаторы не танцуют. Когда «Стульев» больше 12-ти. Грусть и настоящие слёзы мадам Грицацуевой. Гладков + Миронов = голос Бендера. Заграница помогает и... Юрий Андропов. «Уголовник» Захаров. Продолжение рассказа о знаменитых музыкально-комедийных, четырёхсерийных и где-то даже загадочных «12-ти стульях» в следующей нашей встрече.
Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора