Каникулы!.. «Это просто праздник какой-то!» – невероятно точно передаёт своей знаменитой фразой чувства каждого школьника один из героев популярного фильма, показ которого многие годы, особенно во времена СССР, непременно сопровождает летние и зимние каникулы. Блистательная классика советского кинематографа, музыкальная, по истине, культовая сказка «Приключения Буратино», чья премьера состоялась 40 лет назад. Сегодня, накануне «официального» начала школьных каникул речь о ней. Итак… Крэкс! Пэкс! Фэкс!
Мульт о деревянненьком или?..
…Давным-давно, в конце осени 1973 года, в одной из командировок в столице, житель Минска, мало кому известный режиссёр 33 лет от роду, Леонид Нечаев, за плечами которого был всего один фильм «Приключения в городе которого нет» снятый на студии «Беларусьфильм», зашёл по своему командировочному делу в здание Госкино. В это время в одном из многочисленных кабинетов самого главного киношного учреждения СССР проходил худсовет по делам детского кинематографа. Один из членов совета, вышедший курнуть сигаретку в коридор, увидел своего знакомца Нечаева и затащил его в кабинет.
Худсовет глядя на свою ничего не подозревающую «жертву», предложил ей снять пятисерийный мультфильм по мотивам сказки А. Толстого о похождениях деревянного мальчишки Буратино.
«Вы, товарищ Нечаев, всё равно находитесь в простое. Тем более, что вы уже успели поработать в жанре детского кино», – заявил худсовет: «Так что беритесь-ка за деревянненького...»
Понятное дело, Нечаев начал отказываться, прежде всего по той причине, что вообще никогда не имел дела с мультипликацией. Ситуацию «усугублял» ещё и тот факт, что картина была не какой-нибудь, а заказной, от Гостелерадио СССР (!), что ответственности прибавляло в несколько раз. Но Леонида, почти силком, всё же уговорили познакомиться со сценарием, который рассказывал о приключениях Буратино в... современности. Нечаева это вовсе не вдохновило. Он хотел отказаться ещё раз – уже окончательно, но в поезде по дороге в Минск, вдруг передумал. А вышло так: перечитав сценарий, режиссёр попросту вырвал страницы с первой и второй сериями и умудрился, сидя в купе, переработать эти две части в литературную основу двухсерийного музыкального телевизионного фильма «Приключения Буратино».
Текст – дело важное
На студии «Беларусьфильм», всегда относившейся к кинематографу для детей с энтузиазмом, сценарий, как и саму идею проекта, приняли сразу. Быстро согласилась с правками и автор первоначального сценария, драматург и писательница Ирина Веткина. Поскольку картина намечалась музыкальная, а потому, все фонограммы должны были писаться заранее, Нечаев пригласил в состав группы, быстро набирающего обороты, не побоюсь этого слова – гения киномузыки, молодого композитора Алексея Рыбникова.
Великолепные тексты песен, которые после выхода фильма распевали все дети (да и взрослые) СССР, так же появились вновь благодаря случаю. Дело в том, что поначалу Нечаев хотел работать с поэтом и бардом Юлием Кимом. Но он тогда был запрещён или, как тогда говорили, «не рекомендован к эфиру». Тогда режиссёр обратился к другой поэтическо-музыкальной «звезде» – Окуджаве. Сказать о том, что ему нужны песни для фильма, Нечаев сказал, а вот к какому сроку – не успел. А Булат Шалвович не знал, что песни нужны задолго до съёмок и уехал отдыхать под Ригу. Находившийся в Минске режиссёр выхлопотал себе командировку и бросился за ним в Прибалтику. «Приехал, договорился с дежурным, чтобы поселили в номере рядом с Окуджавой, и каждое утро, в 7 часов колотил ему в стену. Будил, чтобы он садился писать», – вспоминал Леонид Нечаев. – И в столовой Дома отдыха нас рядом посадили. Окуджава уже видеть меня не мог». И однажды на третий или четвёртый день пребывания в Доме отдыха Нечаев вдруг услышал, как в фойе поэт с гитарой вдохновенно и свирепо выдаёт: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам...» В конце концов Окуджава так разошёлся, что написал все 15 песен к фильму. Однако многие из них оказались настолько серьёзно философски запутаны, что режиссёру пришлось от них отказаться, что жутко обидело Окуджаву. Вторую половину песен написал более «лёгкий» Юрий Энтин.
Нечаев отчаивается и наоборот
С первыми съёмками «Буратино» у Нечаева сразу всё как-то не заладилось. Да и как могло быть иначе, когда Госкино по существу навязал не слишком опытному режиссёру такой довольно сложный постановочный фильм. Да ещё и актёры подкачали: команда подобралась очень слабая – дескать «снимаем для детей сказочку... сойдёт и так...»
В феврале 1974 года режиссёр поехал в Москву отчитаться за первый отснятый материал. Директор кинообъединения ЦТ СССР, увидев плёнку, с криком: «Это что за самодеятельность!?» – гневно потребовал от Нечаева всё переснять. «Снимаете для детей, а потому всё должно быть на самом высшем уровне», – добавил уже смягчаясь: «Нужны хорошие актёры и производственные мощности студии. Это всё у вас будет... Не пожалеем и финансов». И действительно не пожалели. Сумма, выделенная на создание «Приключений Буратино», была по истине астрономической. Впрочем – стоп! Об этом в следующей нашей встрече...
Леонид Нечаев, вдохновлённый моральной и материальной поддержкой, почти с «нуля» вновь взялся за проект, но на этот раз уже с энтузиазмом.
Кастинг взрослых детей
В отборе актёров режиссёру вновь помог случай. В начале весны 1974-го одновременно оказались свободны от съёмок кот Базилио и лиса Алиса – Ролан Быков и Елена Санаева, Карабас-Барабас – Владимир Этуш, папа Карло – Николай Гринько и другие.
На Тортилу сначала приглашали саму Раневскую! Режиссёр позвонил ей. «Да, интересно, очень интересно, батенька: мне только черепаху и играть, – сказала великая насмешница Фаина. – Только знаете, Лёнечка, я согласна в том случае, если съёмки будут проходить в моём подъезде». И тогда, так же случайно, «подвернулась» Рина Зелёная, которая не снималась перед этим лет пятнадцать.
Все эти взрослые звёзды советского кино были рады возможности сняться в детской постановке – им хотелось самим, хотя бы на время съёмок, стать детьми – весело поработать и подурачиться. А ещё всем хотелось петь. И эту возможность им предоставили...
О Мальвинах и… зубках
Его величество случай коснулся своим перстом и самых главных героев – кукол. Будущая Мальвина – Танечка Проценко, ехала с мамой в гости в Белоруссию. Соседкой по купе оказалась ассистент режиссёра «Буратино». Дорога была долгой и Таня, коротая время, рассказывала новой своей знакомой тёте стихи, какие знала, показывала сценки, пела песни. А когда уже подъезжали к Минску, тётя пригласила девочку на роль Мальвины. К этому времени кинопробы прошли несколько сотен юных конкуренток, но ни одна из них не устраивала режиссёра, хотя и были такие, как Карина Овчаренко и Юля Карбалевич, которые максимально приблизились к образу кукольной девочки с голубыми волосами...
Как известно, Мальвина пленяла зрителя не только красотой, платьем, чудесными длинными синими волосами, но и своей обворожительной, сверкающей улыбкой. На самом деле, к великому огорчению режиссёра, едва только Танечку утвердили на роль, у неё начали выпадать молочные зубы. Ждать, когда же вырастут новые, времени не было. Поэтому пришлось девочке самоотверженно ездить к стоматологу и вставлять временные протезы. Так что у «фарфоровой» головы куклы Мальвины были настоящие фарфоровые зубки.
Димка-Буратинка и другие
Главного героя фильма – Буратино, в подземном переходе обнаружил сам режиссёр – бабушка вела внука Диму Иосифова на каток. На «классический» вопрос: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» 9-летний Димка со всей откровенностью заявил: «...Не хочу!» Даже решил прикинуться больным, мол, «живот болит...» Но, несмотря на протесты юного симулянта, мальчика прямиком с катка, почти силком, доставили на студию: ну какой родитель не мечтает увидеть свое чадушко на экране?
Поначалу Нечаев увидел в Димке Арлекина и даже утвердил его на роль. Кандидатами стать весёлым длинноносым деревянным мальчишкой были Володя Станкевич, уже известный по роли Дениски Кораблёва в фильме «По секрету всему свету», и Андрюша Ладутько.
Но стоило Димке раздеться для примерки костюма Арлекина, все увидели, что тело у мальчика напоминает кукольное: только шарнирчиков не хватало. Так он и стал деревянным мальчишкой. Для большей убедительности ему сбрили волосы и брови, а вместо них наклеивали бутафорские.
Ныне актёр, сценарист и режиссёр Дмитрий Иосифов вспоминает: «Когда меня хотели всё же пробовать на Буратино – Нечаев был по-прежнему категорически против. По крайней мере я так считал. И я стал подыгрывать актёрам, например, Роману Филиппову (этот тот, что в «Бриллиантовой руке» – «Ты зачем усы сбрил, дурик?» – прим. авт.), который мог стать Карабасом...
Грозный из него получился бы Карабас – здоровенный мужик был... Но Филиппов не понравился худсовету.... Помню, также, Владимир Носик приезжал пробоваться на роль Дуремара. Потом его заменил Владимир Басов. Подыгрывал я очень долго, а потом сказал Нечаеву: «Дядя Лёня – а когда съёмки-то? Мне в школу надо... Да и лето скоро...» Вся группа легла от смеха – съёмки шли уже полтора месяца, а Димка-Буратинка даже и не догадывался…
На этом пока всё, уважаемые друзья. Как говорится…
Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора