Обложки фильмов... Знакомясь с новинкой в кинотеатре, пересматривая любимую картину на DVD-диске или в интернете мы каждый раз видим их. Они говорят нам о стране изготовившей фильм, а то и подсказывают жанр ленты, которую нам предстоит увидеть. Они такие разные, одновременно привычные и порой... загадочные.
Сегодня в «Телемании» мы начинаем расследование тайн изображений всяческих гор, лунных мальчиков-рыбаков, дирижаблей, каких-то складов, рычащих хищников, женщин с осветительными устройствами и прочих картинок представляющих собой «обложку» любого фильма, то есть, фирменную заставку-логотип. У каждой своя история.
Начнём с отечественного кинематографа.
Статуя – знаменитая и киношная
Эффектная монументальная статуя «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Мухиной, идеал и символ советской эпохи, была создана в 1937 году для советского павильона на всемирной выставке в Париже. В 1939-м, после реконструкции была установлена на территории ВСХВ (ВДНХ). Лишь спустя восемь лет советские киношники обратили внимание на монумент. До этого момента самый большой киноконцерн в мире, студия «Мосфильм», выпуская свои шедевры, обходилась простенькими, причём нередко разными, надписями-заставками: «Сделано на кинофабрике Москвы» или «Производство московского кинокомбината». Лишь в июне 1947 года, в комедии режиссёра Григория Александрова «Весна» зрители впервые увидели такой ныне до боли знакомый, привычный фирменный знак: разворачивающуюся на зрителя статуэтку «Рабочий и колхозница» и высвеченные прожекторами объёмные буквы гордой надписи «Мосфильм».
Пётр I, кино и… беспризорники
Вечные конкуренты москвичей, ленинградцы многие годы довольствовались лишь фирменной надписью «Ленфильм» выпустив под этим «лейблом» картины: «Чапаев», «Гамлет», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия» и другие шедевры. Но и невские кинематографисты, в конце концов, нашли свою фирменную визитку. Они пошли по тому же пути, что и москвичи - подыскали для символа своей студии подходящую скульптуру. Выбор пал на Медного всадника. Памятник Петру I работы француза Этьена Фальконе был поставлен в Санкт-Петербурге ещё в 1778 году, а спустя 188 лет под лучами прожекторов и надписью «Ленфильм» он был представлен зрителям фильма Геннадия Полока «Республика Шкид» (1966).
Скромно и со вкусом…
Являясь одной из самых кинопроизводящих стран мира СССР, в отличии от Голливуда, был весьма скромен по части пафосности фирменных заставок своих студий. Кроме «Мосфильма» и «Ленфильма», свой «предметный» символ имела лишь Одесская киностудия с логотипом в виде золотого парусного кораблика (любопытно, что среди всех советских студий только у одесситов заставка сопровождалась фирменным звуком - морской колокол отбивал «склянки»).
Основная же масса республиканских и российских кинопредприятий вполне довольствовалась фирменными шрифтами: киностудии им. Горького и им. Довженко, Центрнаучфильм, «Беларусьфильм», Рижская киностудия и т.д., что впрочем не мешало советским мастерам снимать шедевры.
Бабулина статуэтка?
Неизвестно, то ли в силу традиции, то ли национальной ментальности, российский кинематограф XXI века так и остался весьма скромен по части заставок-символов студий, хотя и обрёл некоторые черты «таинственности». Так, к примеру, петербургская кинокомпания CTB выпустившая в свет «Жмурки», «Особенности национальной охоты» («рыбалки», «политики»), дилогии «Бумер», «Брат» и т.д. имеет логотип в котором фигурирует фаянсовая статуэтка маленькой девочки. Что означает этот символ толком неизвестно даже руководству компании. Поговаривают, что эта статуэтка наследство любимой бабушки главы СТВ, режиссёра и продюсера Сергея Сельянова. Насколько сие верно, судить не берусь. Главное - лейбл СТВ узнаваем зрителем.
«Чудо-юдо» на страже удачи
Рисованное изображение чёрного грифона с цветными крыльями символизирует кинокомпанию Тимура Бекмамбетова «Базелевс». Логотип с мифическим животным как нельзя лучше подсказывает зрителям, что основное направление студии, помимо всего прочего выпустившей ночной и дневной «Дозоры», «Особо опасного», «Он – дракон», «Хардкор» – фантастика и фэнтези. Название же компании происходит от греческого слова «басилевс» - так назывались античные правители Афин, Македонии, Спарты. А на Среднем Востоке в этот период словом «базилевс» называли мудрое грифоподобное существо приносящее удачу, символизирующее мудрость и просвещение. Считалось, что это существо с львиным туловищем и головой орла – страж золота.
«Тройной» мишка
Ещё более скромнее по части внешнего вида логотипа-заставки выступил Никита Михалков. Не мудрствуя лукаво и не тратя деньги на дорогостоящую анимацию, он избрал символом своей компании «ТриТэ» («Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем-2», «Турецкий гамбит», «Легенда №17», «Экипаж») простенько нарисованного «русского» косолапого сжимающего в лапах три больших буквы «т». Тайна ТТТ объясняется несложно – это аббревиатура слов: Творчество, Товарищество, Труд.
Горный дирижабль
Захватывающей красоты горы, облака и величественный металлический зеркальный дирижабль. Самая узнаваемая и пафосная, даже по голливудским меркам, заставка российской кинокомпании занимающейся как прокатом, так и производством фильмов «Централ партнёршип». «Импортное» название русской компании объясняется тем, что она, помимо собственного производства фильмов и сериалов, занимается дистрибуцией и прокатом лент, произведённых крупнейшими студиями Голливуда и Европы. «Что это за горы в облаках и причём дирижабль?» - томятся вопросом любознательные зрители. Являясь первым генеральным директором кинокомпании (с 1996 по 2011 гг.) и одним из её владельцев, Рубен Дишдишян, заказывая на студии компьютерной анимации Dr. Picture заставку-логотип, пожелал, чтобы в ней было что-нибудь «гордое и летяще-орлиное». В результате на заставке появилась на фоне облаков гора Арарат (видимо напоминание о близкой родине гендиректора). Орёл предстал в виде мощного сверкающего дирижабля, летящего сквозь облака над всем киномиром… и, по-видимому, со всеми партнёрами компании на борту (дословный перевод Central Partnership - «центральный партнёрский корабль»). Последние пару-тройку лет вид фирменной заставки стал немного скромней, но дирижабль всё так же бороздит воздушные просторы над горами Кавказа.
Кстати, к заоблачным горам и высотам в своих фирменных логотипах-заставках тяготели не только орлы-кавказцы, но и представители мировой «Фабрики Грёз».
О горе голливудской
В 1912 году предприниматель Адольф Цукор пригласил в свой офис знакомого художника Уолта Ходкинсона, чтобы тот нарисовал ему какую-нибудь картинку, которую можно будет использовать как символ новой кинокомпании. Художник, недолго думая, изобразил гору Бен-Ломонда, что находится в штате Юта, где прошло его золотое детство. Цукору так понравилась картинка, что, начиная с 1912 года и по наши дни «Majestic Mountain» (Величественная Гора) остаётся самым старейшим символом кинокомпании «Парамаунт» (Paramount Pictures Corporation). В оригинальной версии Гору окружало 24 звезды, которые символизировали 24 контракта, заключенных кинокомпанией с самого начала с 24 актёрами – звёздами кино. Теперь на логотипе звёздочек 22, хотя никто не может сказать, почему сократили их количество. Со временем изображение горы также менялось, благодаря приходу новых технологий. Последняя версия была сделана целиком на компьютере.
Правда о «сараях», «складах» и «бляхе полицейской» знаменитых брательников. Кто вы, мисс Коламбиа? Космос, радиация и Голливуд. Хищный лейбл. Тайна лика лунного рыболова… Продолжение рассказа об истории и загадочной символике логотипов самых известных кинокомпаний в следующей нашей встрече.
Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора