«Внимание! Внимание! Говорит и показывает столица XI Олимпийских игр! Наши телекамеры и микрофоны установлены на одном из самых крупнейших стадионов мира – «Олимпии», вместившей 100 тысяч зрителей и сотни атлетов со всего света на празднике мира, силы, радости, гармонии и красоты», – вещает восторженный голос телекомментатора и добавляет с не меньшим энтузиазмом: «Да здравствует Олимпийский Берлин! Хайль, Гитлер!»
На календаре 1936 год – а мы сквозь толщу 80 лет, из 2016-го, продолжаем знакомить вас, уважаемые друзья, с историей едва ли не первого в мире полноценного, регулярного телевидения для широких масс. Телевидения «электронного», которым мы всё ещё продолжаем пользоваться в XXI веке, несмотря на приход «цифрового». Телевидения страны, над которой мы одержали победу 71 год назад. Да, оно говорило по-немецки, хотя и было создано на основе идей и разработок русских гениев по электронной передаче изображения на расстоянии. Но продолжим...
Телереволюционная Олимпиада
Специально для показа спортивных состязаний XI Олимпиады были построены специальные электронные телекамеры «Ikonoskop» (разработка инженера Владимира Заворыкина от 1928 года), которые в духе национал-социализма называли «телепушками». Любопытно, что модернизированными аналогами этих камер пользуются до сих пор! Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме, Гамбурге и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружён гигантский для того времени экран размером 2 х 1,5 метра для 300 зрителей! Для передачи соревнований с различных спортивных объектов были созданы первые в мире ПТС – передвижные телестанции на базе автобусов, так весьма похожих на современные, начала XXI века. Объём прямых телетрансляций составлял 7–8 часов в сутки, что вполне сравнимо с нынешними показами олимпийских состязаний. В общей сложности в Германии 1936 года Олимпиаду смотрело по телевизору свыше 150 тысяч телезрителей.
Кабельное фатерлянда
Немецкие инженеры «ковали «дальновидение» пока оно горячо» – в феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного (!) ТВ, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный, самый длинный, на тот момент, в мире, кабель длиною свыше 2500 километров проложили между Берлином, Нюрнбергом, Лейпцигом, Мюнхеном и Кёльном. Общий хронометраж вещания стал двухчасовым. Не слишком много, по нынешним понятиям, но даже больше, чем отпущено региональным телекомпаниям России 2015 года. В том же 1937-м германские телеинженеры чёткость изображения подняли до 441 строки (до 2008 года держался стандарт в 521 строку в США и 625 в России). Появилась аппаратура для цветного телевещания!
ТВЧ Третьего рейха
Как известно, в наши дни на телевидении происходит мировая технологическая революция. Телевидение высокой чёткости (ТВЧ), при котором «картинка» в 1026 строк даёт изумительно «сверхреальное», почти объёмное, изображение. Новейший телестандарт, на который переходит сегодня весь мир, на деле оказался... не совсем новым. 79 лет назад инженеры Германии построили соответствующую съёмочную аппаратуру и телевизоры со стандартом «картинки» 1029 строк! Качество изображения повергло немногих зрителей в состояние шока – создавалось впечатление, что экран – просто отверстие в телевизоре, за которым находится вполне реальная улица (камера была установлена неподалёку от здания студии). Однако работы по созданию ТВЧ в Третьем рейхе дальше экспериментов не пошли. Причина – крайняя дороговизна технологий. Вся электроника была тогда исключительно ламповая, являющая собой первое поколение «аналоговой», а для недорогого ТВЧ всё же требовались «цифровые» технологии, освоенные лишь в XXI веке.
Подлинно арийские дикторы
Почти все телепередачи в Третьем рейхе вели красивые и уверенные в себе дикторши – Эльза Эльстер (см. фото) и Урсула Патчке, девицы стопроцентной «арийской» внешности (других даже близко не подпускали). Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье весело крикнуть: «Хайль, Гитлер!»
Сериалы, полиция, ток-шоу...
Именно в это время возникли предтечи популярных нынешних передач и серий. Хотя привычных сегодня боевиков ещё не было, полиция уже в середине 1930-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?» Надо заметить, что по большому счёту репертуар телепрограмм нацистской Германии был почти …аполитичным и мало чем отличался оттого, что смотрит современный зритель: те же передачи для домохозяек, игры, викторины, ток-шоу, телесериалы (серий только было поменьше), спортивные соревнования, реклама и т.д. и т.п.
ТВ-патриоты и товарищи из НСДАП
Подобным вольностям на голубом экране, правда, скоро поставили заслон – телевизионную цензуру. По мере приближения войны она становилась все более жёсткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам. Что интересно, по словам одного из старейших, первых немецких телерепортёров, нацисты прямого давления на журналистов не оказывали. Существовала... самоцензура. Например, диктор, рассуждая о состоянии современной музыки, не забыл упомянуть о тех, кто не согласен играть в унисон с «основным ритмом» – мол, их отправили в «музыкальные лагеря», где они поют, чтобы получить ужин.
Из аполитичного телевидение Германии становилось всё более пропагандистским. Да и не мудрено – пожар Второй мировой приближался. В «новостных блоках» были часты различные интервью с такими высокопоставленными лидерами НСДАП, как Йозеф Геббельс, Роберт Лей, Альберт Шпеер и т.п. Начиная с января 1938 года стали появляться так называемые «тематические вечера».
Домашний телевечер с ЭсЭс
Примерно так выглядела программа передач, посвящённая службе СС:
20.00 Актуальные сообщения
20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поёт старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.
20.39 «Слово о главном». Говорит член штурмового подразделения СС
20.40 «Германское прошлое живёт». Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поёт ещё одну солдатскую песню.
20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.
20.49 «В борьбе – к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.
21.00 Повторение программы.
Телевидение Второй мировой
С началом Второй мировой войны, точнее, с октября 1939 года, всё телевещание Третьего рейха уже было полностью сосредоточено в руках военных. Самое удивительное, что гитлеровская Германия была одной единственной в мире, на тот период, воюющей страной, в которой велось регулярное телевещание! Во время войны солдаты и офицеры советской армии и армий союзников довольствовались в минуты отдыха просмотром картин с мобильных кинопередвижек. В тылу было то же самое, разве что фильмы шли в клубах и кинотеатрах. Немецкие военнослужащие помимо «полевого» кинематографа смотрели ещё и телевизоры (в тылу, разумеется). В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось в общей сложности до 1000 телевизионных приёмников. Еще около 500 телевизоров было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные по тем временам деньги (63,3 млн. рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Во время войны, помимо пропаганды, немцы начали демонстрацию по TV полнометражных художественных фильмов, среди которых были и будущие, так называемые «трофейные» картины, включая любимую картину фюрера «Девушка моей мечты». Немецкий телевизионный передатчик был установлен даже в оккупированном Париже, на Эйфелевой башне.
Телефинал III рейха
Но «ничто не вечно под... войной» – 1943 год стал печальным финалом для первого в мире «постоянного», регулярного телевизионного вещания. Однажды вечером 26 ноября очередная передача вдруг прервалась и на сотнях голубых немецких телеэкранов появилась заставка с надписью: «Извините, у нас перерыв по техническим причинам», сопровождаемая лёгкой, весёлой музыкой. Через несколько минут экраны покрылись характерным «снегом». «Перерыв» так и не закончился – в самый мощный телевизионный передатчик Третьего, непобедимого, Рейха угодила бомба авиации союзников, совершавшей налёт на Берлин. Голубые экраны гитлеровской Германии погасли навсегда.
Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора