На днях почти что случайно мне посчастливилось побывать в культурной столице королевства Камбоджа – городе Сиемреапе и его живописных окрестностях.
Окончание. Начало в № 40.
Основная религия в Камбодже – буддизм, в стране более 4000 буддистских храмов, но при этом в обыденной жизни «ван доллар» влияет на умы и сердца небогатого населения не меньше.
Кстати, если вы приедете сюда из Тайланда, не торопитесь обменивать тайские баты или американские доллары на местную валюту – риели. Эти дензнаки своими многочисленными нулями напоминают монгольские тугрики и будет лучше для вас и понятнее, если вы рассчитаетесь в магазинах и на рынках просто разменянной долларовой валютой.
Небольшой город богат на конфессии. Тут существует немаленькая мусульманская община, есть мечеть и медресе. Католическая община, как рассказали нам на экскурсии, насчитывает порядка 250 человек в Сиемреапе (камбоджийцы и европейцы) и около 100 человек в Чонг Книех (плавучая деревня на озере Тонлесап, в основном, вьетнамцы). Действуют также различные протестантские деноминации. Но основой основ, возвышающейся над всей этой палитрой убеждений и верований, является, как я бы его назвал, каменное царство Камбоджи.
Храмовые комплексы Сиемреапа (в городе 72 храма): Та Пром, Байон, Терасса слонов, Терасса прокажённого короля, дворец Пхименакос, Ангкор Ват – всё это, если честно, напоминает портал, ведущий не то чтобы в прошлое, а в какое-то совсем иное, запредельное измерение.
На подходе к каждому из храмов у вас строжайше и по нескольку раз проверят фирменный бейджик с пропуском. Здесь его надо беречь зорко, не хуже заграничного паспорта.
Камбоджа – объективно бедная страна, где даже полицейский предложит вам купить у него значок (не спешите – а вдруг подстава), но если вы неисправимый шопоголик, на вашу страсть найдётся наживка.
Здесь можно купить недорогие футболки и рубашки, яркие женские одеяния из тончайшего хлопка, а также кофе, перец и ром. Не оставит путешественников равнодушными и кхмерская кухня, не столь острая как тайская, но разнообразная и колоритная.
Если не обращать внимания на попрошаек и полуголых детей, плавающих в школу в пенопластовых коробках по озеру Тонлесап, Камбоджа – замечательная страна с чистейшими пляжами, которые только начинает застраивать и наполнять весь цивилизованный мир.
Правда, тяжким наследием прошлого над государством и поколениями кхмеров висят его самые кровавые страницы истории. Речь идёт о диктатуре Пол Пота и красных кхмерах.
«Красные кхмеры» – неофициальное название коммунистического течения аграрного толка в коммунистическом движении в Камбодже. В подавляющем большинстве красные кхмеры были этническими
кхмерами. Их идеология базировалась на маоизме, неприятии всего западного и современного.
Течение численностью около 30 тысяч человек создано Коммунистической партией Кампучии в 1968 году и являлось одной из сторон гражданской войны в Камбодже, в которую активно вмешивались Северный Вьетнам, Южный Вьетнам и США. Первоначально, членами этого движения были радикально настроенные кхмеры, обучающиеся во Франции. Пополняли движение в основном подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев». По злой иронии рока эти 30 тысяч натворили беды с почти что гитлеровским размахом.
17 апреля 1975 года партизаны-кхмеры захватили столицу страны – город Пномпень. Режим Лон Нола (Кхмерская республика) был свергнут, а сам он бежал. Власть перешла к коммунистам – «красным кхмерам». Государство Камбоджа было переименовано в Демократическую Кампучию. Год прихода к власти «красных кхмеров» был объявлен нулевым. Вместо привычных слов вводилась новая лексика, новояз «красных кхмеров», основанный на партийном конспиративном сленге и наречиях. «Красные кхмеры» установили политическую диктатуру, объявив о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества». Создавалась специфическая форма «казарменного коммунизма» и «аграрного социализма», основанная на диких идеях Пол Пота.
Стратегически на первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, многих институтов и служб государства, социальной сферы и жизнеобеспечения, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет каких-либо религий, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней, бывших владельцев плантаций и крупных хозяйств.
Всё население страны было разделено на три основные категории. Первая – «основной народ» – включала в себя жителей областей. Вторая часть – «новый народ» – жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории. Эта часть населения должна была быть подвергнута серьёзному перевоспитанию. Третья часть – интеллигенция, реакционное духовенство, лица, служившие в государственном аппарате прежних режимов, офицеры и сержанты лонноловской армии, ревизионисты, проходившие подготовку в Ханое. Эта категория населения должна была быть подвергнута чистке, а фактически – истреблению.
Продолжение следует…
Сергей Иванов, фото автора