Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Глаз народа
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    295 лет на страже порядка
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Радуйтесь, осознавая!
О ВАЖНОМ
    Медицина на контрасте
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    …выпуск в составе двух человек построен
И Я ТАМ БЫЛ...
    Японский остров надежды
1941-1945
    Пляскины, Рюмкины, Юрьевы, Тюкавкины…
ТелеМАНИЯ
    Новогодне-волшебное и кино-теле-чародейское.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Турне по северной стране
ЗНАЙ НАШИХ!
    Как пройти в библиотеку?
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
ЗДОРОВЬЕ
    «Пьющих – лечить, трезвых – беречь, спаивающих – наказывать»
СИТУАЦИЯ
    «Школа-мечта» в ожидании ЧС
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Пушинки на полупальцах
ФАЗЕНДА
    Корзинки из газет
Выпуск № 1 от 10.01.2017 г.
Новогодне-волшебное и кино-теле-чародейское
Учёные-колдуны и доценты-маги. Скорые поезда и домовые-вагонные. Гостиницы на курьих ножках и скатерти самобранки. Наконец, белая тройка лошадей, взмах волшебной палочки (Дин-дон-чаробом!) и... «Телемания», первая в новеньком 2017 году (с которым вас и поздравляю) вновь в чудесном мире тех, кто сказку делает былью – у чародеев.
«Ну, кто так строит?!»
    Кроме главных ролей в кино, как известно, существуют и эпизодические. Порой последние становятся не менее яркими, чем основные. Так произошло с гостем с юга, образ которого воплотил Семён Фарада. Поначалу персонаж задумывался, как второстепенный и фраз-то у него было всего пять за весь фильм. Но актёр уже во время съёмок сам придумал себе полноценную роль. Обычно режиссёры в таких случаях народ не слишком-то сговорчивый, но «Чародеи» – история сказочная и в ней всё могло приключиться. Бромберг махнул рукой: «Импровизируй Сеня!» И Сеня с энтузиазмом орудовал волшебной палочкой, получая букетик цветов за «одын рэ», плутал по бесконечным коридорам НУИНУ, выкрикивал ставшую ныне крылатой фразу: «Ау! Люди, где вы?»
    Надо заметить интерьеры НУИНУ, как и его знаменитые лабиринты коридоров, приписывают себе несколько вполне реальных организаций. Например, институт биоорганической химии имени М. Шемякина и Ю. Овчинникова. На самом же деле Фарада блуждал в помещениях… «Останкино». По собственному опыту могу доподлинно заверить – отыскать среди сотен однотипных длиннющих коридоров, коротких коридорчиков и прочих переходов нужный кабинет или выход из комплекса зданий телецентра – дело без привычки чрезвычайно не простое. Уж поверьте! Это испытал на себе и сам Фарада.
    Съёмки пустынных коридоров, понятное дело, проходили ночью. Однажды съёмочная группа поджидала опаздывавшего актёра. Режиссёр звонил на вахту. Там сказали, что Фарада прошёл полчаса назад. Бромберг начал медленно закипать. Прошло ещё минут 20, прежде чем киношники услышали вопли: «Ну, кто так строит?!» и ещё много других особых слов. Фарада заблудился по-настоящему, и его привёл милиционер-дежурный. Уже в этот же день (вернее, ночь) фраза по поводу строительства попала непосредственно в фильм.
    В этих же коридорах «Останкино» на съёмках «Чародеев» произошёл ещё один «страшный случай» – Фарада перед камерой брёл по коридору, ища по сценарию выход из НУИНУ, и вдруг упал лицом в пол и... не встал. Перепуганные киношники метнулись к актёру. Перевернули тело, и... раздался храп. Фарада просто заснул от усталости.
    
«Дядя Эмма, достань воробышка!»
    Самой юной на съёмочной площадке была восьмилетняя Аня Ашимова, исполнившая роль Нины Пуховой – младшей сестры Иванушки. «Для меня всё было игрой. Это сейчас я понимаю, что вместе со мной работали знаменитости, а тогда я этого не осознавала, – вспоминает Анна. – К Виторгану приставала: «Дядя Эмма, достань воробышка!» Дядя Миша Светин привёз мне подарок от своей дочери – целую стопку календариков. После этого я начала их коллекционировать. А вот Золотухина я вообще ни разу не видела и узнала, что он тоже снимался в фильме, лишь после просмотра «Чародеев». 
    
Об актёре мохнато-мявчущем
    Как и положено любой сказочной киноистории, в «Чародеях» действовали не только люди, но и актёры-животные. В частности высокоинтеллектуальный говорящий кот Василий. На его роль пробовалось 18 усато-хвостатых кандидатов. Остановились на самом упитанном и... вежливом. Режиссёр предлагал коту густо намазанный сметаной палец и толкал лакомство прямо в пасть. Василий сосредоточено смаковал сметану и облизывался – со стороны казалось, что котище что-то говорит. Оператор, радостно хохоча, снимал. После ...цатого дубля объевшийся сметаной Василий начал фыркать и плеваться. Режиссёр очередной раз поднёс палец – кот посмотрел на него с таким презрением и скорчил такую мордаху, что вся группа легла от смеха.
    По сценарию у Василия, который вещал голосом Георгия Вицина, была довольно большая роль. Так, в одном из эпизодов кот подходил к Ивану (Абдулов) и говорил: «Мр-ррр… не советую – съедят». 
    В другом: «Ну, пойди же и поцелуй её!» Иван топтался: «Я боюсь, не знаю, что будет», на что кот отвечал: «Боже мой, ну совершенно утратили естественные инстинкты!», и толкал его головой. Были смешные сцены, когда Василий просил отпуск у начальницы Шемаханской в марте – жениться. Ещё было снято, как кот залезал на крышу, когда товарищ Сатанеев (Гафт) сидел на коньке, беседовал с ним и… давал пожилому ловеласу по морде! 
    Обидно, но все эти сцены были вырезаны при монтаже, остались лишь два возгласа: «Хам!» и «Ура!». Причина удаления сцен – у кого-то из ЦТ СССР (заказчика фильма) кот Василий вызвал ассоциации с... Бегемотом Булгакова, что совершенно тогда не допускалось. Вицин, увидев, что осталось от кота, даже заплакал.
    
«Сейчас будут стрелять!»
    Натурные съёмки начались в конце января 1982 года и проходили в Суздале. Первыми стали эпизоды со знаменитой тройкой белых коней. Была дана команда: «Мотор!», тройка резво взяла с места. Оператор снимает актёров и Анечку Ашимову, поющую под фонограмму Ларисы Долиной о трёх белых конях. Сидящий за кадром режиссёр вдруг увидел, что на пригорке, куда должна влететь тройка лихо несётся… лыжник. Бромберг не растерялся. «Ложись, сейчас здесь будут стрелять!» – взревел он в мегафон. Лыжник, даже не оглянувшись, в ужасе, как подкошенный, упал в глубокий сугроб. Киношники, довольные удачным кадром, вернулись на исходную точку и сделали ещё три дубля. Бромберг объявил перерыв. Вдруг откуда-то из-под снега послышался жалобный крик: «Когда же будут стрелять?!» Оказывается, бедный лыжник, как лёг, так и лежал в сугробе битый час. Потом долго извинялись и щедро поили для сугреву горячительными напитками.
    Съёмочной площадкой были не только окрестности или, как сейчас говорят, локации, Суздаля. Большая часть съёмок проходила в останкинском зимнем саду. Изба со скатертью-самобранкой была сооружена в павильоне киностудии им. Горького, а все сказочные действа (проход через стены Абдулова и Виторгана, полёт Яковлевой на метле) отсняты на Одесской киностудии. Внешний вид здания НУИНУ – это московская гостиница «Союз». Банкетный зал, где происходила финальная часть фильма, – суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алёна, снимали в городе Пущино.
    
Откровения чародея
    Самым приятными моментами на съёмках для Михаила Светина (чародей Брыль) были те, когда он с удовольствием ездил на шее мага Коврова, известного как Эммануил Виторган. Это требовалось по роли, но Светин требовал хорошенько отрепетировать сцену и просил сделать побольше дублей. «Ещё помню, как меня в Одессе под купол на ремнях подвесили – делали комбинированные съёмки, – делился впечатлениями актёр. – Группа ушла покурить, а про меня все забыли. Я висел в двадцати метрах над полом и орал. Перепугался насмерть...»
    
«Лихорадочный» костюмчик
    Украшением фильма были не только актёры, но и одежда. Подлинным материальным «хитом» стал белый костюмчик, которому был посвящён специальный музыкальный номер, ставший в последствии настоящим шлягером. Костюмчик был украшен не менее эффектным наполнением в лице и теле Александра Абдулова. Однако здесь имеет место один довольно любопытный факт: оказывается белая «тройка» в «Чародеях» – точная копия облачения ещё более знаменитого персонажа уже мирового киномасштаба. Именно в таком костюме щеголял молодой Джон Траволта в культовой музыкальной картине Джона Бэдэма «Лихорадка субботнего вечера» 1977 года.
    
Пришельцы интересуются…
    Снимая сказочную картину, Бромберг и компания сталкивались со странными случаями отнюдь не сказочного, но не менее загадочного свойства. Так, работая в интерьерах телецентра «Останкино» по ночам кинематографисты не раз наблюдали в пустых помещениях странные тени. Иные фантомы висели прямо в воздухе. А в один из последних съёмочных дней, в Суздале, над площадкой завис огромный светящийся дискообразный объект. Оператор даже успел снять уход НЛО. Кто-то или что-то, интересовалось киносказочниками. 
    
…и земляне
    Но ещё более заинтересованными оказались земляне: музыкальный сказочно-фантастический мюзикл «Чародеи» был впервые показан по ЦТ вечером 31 декабря 1982 года, уже в январе – повторно. Несмотря на то, что фильм Бромберга был очень далёк от литературного первоисточника, зрители приняли его с восторгом. Фанаты повести Стругацких (как и сами писатели), поворчав для приличия, тоже признали «Чародеев», правда, как самостоятельное произведение. «Снежные» шлягеры Крылатова запела вся страна. Да и как тут не петь? Ведь они вот уже как 45 лет подряд уносят нас в сказку радости, любви и Нового года от чародеев советского кинематографа.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования