Где-то в конце июня 1958 года, примерно за месяц до начала съёмок картины «Не сегодня, Джозефина» (таким, напомню, было рабочее название будущей комедии), двое крепких весёлых американских мужиков Тони Кёртис и Джек Леммон принялись изучать правила женского «дорожного» движения...
Продолжение. Начало в №9
Легко ли быть женщиной?
Чтобы актёры вжились в образы женщин, естественно носили платья, правильно ходили на каблуках, обрели женскую походку и жесты, кинокомпанией из Берлина был специально приглашён известный женский имперсонатор, трансвестит Барбет (Бабетта). Кёртис эффектно смотрелся чопорной Джозефиной, но внутренне был крайне скован, чего не скажешь о Леммоне. Тот в роли Дафны не чувствовал никакой неловкости ни от платья, ни от макияжа, свободно разгуливал в таком виде по студии и вёл себя так, будто всю жизнь носил платья. Однако все попытки научить Леммона выглядеть настоящей женщиной оказались безуспешны. «Леммон просто невозможен, у него ничего не выйдет, он всё время отказывается делать то, что я ему приказываю», – кипятился Барбет. На что Джек резонно заявлял: «А я и не хочу убедительного перевоплощения в женщину, мы должны изображать двух мужиков, которым неуютно в женском платье». Режиссёр фильма Билли Уайлдер поддержал линию Леммона. Раздосадованный трансвестит покинул киношников через три дня.
Забегая вперёд, сообщу любопытный факт: во время озвучки фильма Кёртис-Джозефина так и не смог убедительно воспроизвести высокий голос и в женской части роли его продублировал актёр Пол Фриз. А вот Леммон-Дафна с озвучанием справился сам и на «отлично».
Экзамен в «М/Ж»
Кроме науки быть женщиной, актёрам пришлось обучаться танцам и игре на саксофоне и контрабасе и даже заниматься... платьями (оказалось, что Тони Кёртис работал в молодости в ателье мод).
Подобрав подходящий грим и макияж, надев парики, переодевшись в платья, обув «шпильки» весельчак Леммон предложил Кёртису: «Тони, давай-ка посетим в качестве проверки женский туалет в соседнем съёмочном павильоне. Узнают нас или нет?» Актёры подошли к зеркалам в женской уборной и принялись подкрашивать губы и подводить ресницы. Проходившие мимо танцовщицы даже поинтересовались, в каком фильме «девочки» снимаются!
Довольные «экзаменом» Джозефина и Дафна показались Билли Уайлдеру. Режиссёр внимательно осмотрел сияющих Кёртиса и Леммона и остался доволен: «Не идеально, но приемлемо – вы же, в конце концов, мужики, которые только притворяются женщинами. Больше ничего не меняйте. Так и будем снимать».
И в этот момент Уайлдер окончательно понял: фильму цветным уже точно не бывать. И... обрадовался.
О «цвете» ненавистном
«Некоторые любят погорячей» – картина чёрно-белая. Большинство зрителей даже не заморачивается на этом – дескать, фильм старый, потому и не цветной. Это заблуждение. В конце 1950-х, в Голливуде уже правил бал «цвет» и, в отличие от другой великой кинодержавы – СССР, пережившей войну и получившей отчасти разрушенную кино-фотопромышленность, дефицита цветной плёнки не было. Разумеется, комедия Уайлдера первоначально планировалась цветной. Дело было в другом. Во-первых, сам постановщик фильма не любил цветного киноизображения, предпочитая ему графическое, чёткое чёрно-белое. А во-вторых, после первых же цветных кинопроб косметика Джозефины и Дафны оказался слишком «тяжёлой» и выдавала на плёнке слишком заметный и ничем неистребимый зелёный оттенок.
«Цветные» проблемы касались напрямую и Душечку – Мэрилин Монро. Контракт со студией-дистрибьютором «Fox», которой «принадлежала» актриса, требовал, чтобы она снималась только в цветных фильмах. Уайлдер умудрился обойти контракт – объяснил Монро, что мужчины, загримированные под женщин, в цвете выглядят не как комическая пара, а как «двое размалёванных зелёных гея». Увидев пробы, актриса в ужасе сразу дала согласие на чёрно-белый вариант.
И наконец, одна из главных причин отказа от «цвета» – оказывается, Уайлдер ещё на стадии написания сценария хотел стилизовать картину под старые, но бурные «гангстерские» 20-е годы. Такой шанс выпал.
Походка «моторчик», пар и Душечка
Съёмки начались в августе 1958 года.
Самой первой отснятой сценой стал эпизод посадки пассажиров в поезд, идущий на Майами и его отправление с вокзала Чикаго. Вокзал, выглядевший так натурально в кадре, был декорацией. Именно здесь абсолютно обалдевшая от походки сногсшибательной блондинки-незнакомки Дафна произнесла знаменитую фразу: «Ты только взгляни... Вот это походочка! ...У неё, наверное, внутри моторчик... Влево-вправо-влево... Никогда Джо нам с ними не сравняться...»
Сцена получалась очень смешной – зрители впервые видели Джо и Джерри, преобразившихся в Джозефину и Дафну, а затем красотку Душечку с «моторчиковой» походкой. Однако самой Монро сцена категорически не понравилась – Мэрилин считала, что её первое появление в фильме должно быть куда более броским. Режиссёр Уайлдер, памятуя о сложном характере актрисы, решил продемонстрировать внимание к её мнению. На минуту задумался. «Давай-ка ещё дубль сделаем...», – дал команду режиссёр, и пока Монро шла на исходную точку, он, хихикая, что-то быстро прошептал ассистенту – тот фыркнул и передал реквизитору. «Мотор! Камера!.. Экшн!» ...Душечка вновь прошла мимо парочки обалдевших «музыкантш» и двинулась дальше, как вдруг из-под вагона неожиданно и мощно дунуло струёй шипящего пара. Перепуганную Монро занесло аж куда-то вбок, и она чуть не полетела на платформу. С неподдельным испугом актриса оглянулась назад и нашла в себе силы пройти ещё несколько шагов. Этот эффектный кадр затем и вошёл в картину. А за кадром все мужчины киногруппы хохотали над шуткой режиссёра. Рассерженная звезда двинулась к Уайлдеру, тот с улыбкой парировал: «Душечка, ты же сама хотела броское появление...» Тут Мэрилин рассмеялась сама.
Ноги – в лёд и т.д.
Всех тяжелей на съёмках пришлось Тони и Джеку. Каждый день, когда им приходилось «становиться женщинами, они приезжали на студию в 5.30, их долго и тщательно гримировали, делали макияж, маникюр и одевали в дамские наряды, что бы к 10.00 они были готовы к съёмкам. Многие часы работы на высоких каблуках нагружали непривычные ноги до такой степени, что в перерывах актёры опускали их для облегчения боли в вёдра со льдом.
7 сентября 1958 года съёмочная группа составом в 175 человек выехала к океану и приступила к натурным съёмкам.
Как Джозефина укусила... курицу... 47 раз! Паразитка-коммунистка спасает Монро. Безумные съёмки и самая аморальная сцена в истории США. Комедия над которой смеялся... один человек! Кёртис: «Я скорей поцелуюсь с Гитлером, чем с... !» Режиссёр, Душечка, борт самолёта и псих с бомбой. Горох и название. «В джазе только девушки» и Л. И. Брежнев... об этом и обо всём остальном читайте друзья в продолжении рассказа об истории появления классической и самой любимой «женской» народно-международной комедии в следующей «Телемании».