Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ДОБРОЕ ДЕЛО
    Какие задачи ставит перед собой пресса Краснокаменска
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Чтобы не расстраивать свадьбы!
ПРОШУ СЛОВА!
    Белые халаты, добрые сердца
НАША ГОРДОСТЬ
    «Да что вы! Какой я герой…»
ЗНАЙ НАШИХ!
    Хушенгинцы, спасибо за сына
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Окуджава, бал и гадалки… в Нерчинске
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Хилокская пасека семьи Кривошеевых
ДУМЫ НА МЕЖЕ
    Навозомусор вокруг забайкальских сёл
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
    И дольше века длится жизнь
1941-1945
    Иванами да Марьями пусть славится страна
ТелеМАНИЯ
    Похождения джентльменов за удачей
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Услышьте, наконец, Жимбиру!
    Патриотизм по-сретенски
ВЫХОД В СВЕТ
    «Мёртвые души» на сцене Читы
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Мир на кончиках пальцев
ЗДОРОВЬЕ
    Друг ты мне или не друг?..
    Гипертония и гипертензия
ФАЗЕНДА
    Тёплый свинарник
Выпуск № 4 от 23.01.2018 г.
Окуджава, бал и гадалки… в Нерчинске
Встретить Новый год можно по-разному: громко и тихо, в окружении многих людей и в одиночестве с книгой; на ледяной горке и у тёплой печи с потрескивающими дровами. В Нерчинске, следуя всероссийской акции «Выходи гулять», организовали городской фестиваль, приурочив его к празднованию Старого Нового года.
Его канун, 13 января, как раз и был таким разным: вначале нерчинцы могли окунуться в атмосферу поэтов-шестидесятников, посетив премьеру спектакля Нерчинского народного театра, потом активно отдохнуть на недавно открытой Аллее Любви, узнать своё будущее из уст «почти профессиональных» гадалок, поиграть, и даже с Дедом Морозом и Снегурочкой пообщаться. И наконец, очутиться на самом настоящем балу, да ещё во дворце купцов Бутиных. В общем, Старый Новый удался на славу. И потрудилась душа, входя в новый отрезок жизни длиною в год, и отдохнуть успела…
    
Отринув жизни суету

    «Шестидесятники» и «оттепель»… Тогда в стране будто открыли шлюзы, и свежий ветер принёс народу малоизвестные творения, многие из которых люди по-прежнему неожиданно открывают для себя. «Я знаю, есть сила искусства,/ Где словом одним разворот,/ Тут взгляд заменяет все чувства/ И сердце сжимает иль рвёт», – захотелось сказать стихотворными строчками, побывав на музыкально-поэтическом спектакле Нерчинского народного театра «А снег идёт…». Сила эта иногда заключается в единственном вовремя сказанном и услышанном слове, что подвигнет к работе душу. Например, как у Рождественского: «Человеку надо мало,/ Лишь бы дома кто-то ждал».
    Режиссёр Татьяна Кузина свою задачу озвучила так: «Это очень замечательная эпоха, которая не представлена в школьной тематике так, как хотелось бы. Конечная цель, наверное, любого режиссёра – это, чтобы человек главное событие не увидел на сцене, а задумался и учил, читал, может быть, писал стихи, творил». Если начать с расхожего и известного «поэзия – душа народа», то она, душа, предстала перед нерчинскими зрителями обострённо-тонкой и страдающей, бросающей вызов и умиротворённо-философской, до страха бездны – глубокой, любящей до слёз и… бессмертной. «Серёжка ольховая» – это Евтушенко, «А напоследок я скажу…» – Ахмадулина, «Любовь и разлука» – Окуджава, «Покроется небо пылинками звёзд» – Рождественский. Всё это – не имеющая конкурентов и вечная классика.
    А зритель будто открывал для себя известных и неизвестных Роберта Рождественского, Булата Окуджаву, Беллу Ахмадулину, Евгения Евтушенко и Юнну Мориц. Наши самодеятельные актёры в этот день не только покорили зрителя, они заставили его трепетать. Казалось, отринулись от суеты и поднялись высоко, туда, где Окуджава сверху смотрит, как «с фанерным чемоданчиком мама ехала моя». Передать «хрустальную» манеру исполнения Беллы Ахмадулиной, «упасть в канаву», как Евтушенко; не возвышаясь от земли, примерить на себя «крылья» Роберта Рождественского и сказать себе: «Я жива» – так перевоплощались Римма Фарманян, Андрей Березин, Алексей Золтуев и Инна Зимина. Они тоже открывали поэтов для себя, удивлялись внешнему сходству и узнавали массу деталей, вживаясь в образ. Часами слушали исполнения авторов в записи, репетировали, волновались и ждали своего зрителя.
    
Талант – талант, как ни клейми

    В зрительном зале их было немного, а в мультимедийном оформлении сцены стоял памятник Пушкину на Тверской площади в Москве, возле которого теперь уже ушедшие поэты в те времена просто так читали свои стихи. Сюда шли не «по агитке», сюда приходили по велению души. Чтобы послушать. Поэтому и говорить о том, почему в зрительном зале не было школьников-старшеклассников, которые вполне могли бы этим спектаклем заменить урок литературы, не хочется. Уж больно прагматичен наш век, и иногда кажется, так далёк от эпохи романтиков-шестидесятников.
    Но почему тогда пожилая женщина после спектакля просила актёра Ивана Гусева подарить текст песни Булата Окуджавы «Виноградную косточку в тёплую землю зарою…»? Песня времён ушедшей молодости для неё прозвучала только сейчас... Почему не тогда? Суета наша жизненная, дом, работа, дети – до поэзии ли. Да и не только это. Просто  песни Булата Окуджавы (и не только его) быстро нашли дорогу к сердцам слушателей, но не всегда воспринимались тогда официальными лицами.
    «Зачем их грязью покрывали? Талант – талант, как ни клейми. Забыты те, кто проклинали, но помнят тех, кого кляли», – напишет потом Евтушенко, но не о себе – о Галилео Галилее, Пушкине, Лермонтове, врачах, заражавших себя ради науки и жизней людей. Большой Поэт, он обнажён и в свою эпоху творения обычно говорит «неправильно». Стоит вспомнить Пушкина, Лермонтова, Высоцкого.
    «Шестидесятники» тоже не всегда были обласканы властью. Ахмадулиной попадало за поддержку Пастернака, а Евтушенко «за неправильные высказывания» исключали из Литературного института. Но, наверное, только глубоко страдающий человек способен создать то, что на века. И защемит сердце от «тебя я услышу за тысячи вёрст», тихая грусть прольётся утренним туманом от «Осеннего дождика» Окуджавы и голоса Яны Филатовой, и захочется крикнуть «браво» актёрам Нерчинского народного театра, режиссёру Татьяне Кузиной, вокалистам, подарившим зрителю столько неповторимых мгновений.
    
Дыхание истории

    Долго искала в исторических источниках информацию о балах во времена нерчинских купцов Бутиных. Не нашла, но то, что они были, – неоспоримо. Существующее в городе музыкальное общество под руководством Маврикия Маурица – главное тому доказательство. Да и высокие гости в лице артистки императорских театров Дарьи Леоновой и другие просто обязывали. Балов дворец не видел до 2010 года.
    Вечером 13 января 2018 года в Бутинском дворце снова ощущалось дыхание истории от стен, старинных зеркал, мелких шажков и проходов старинного и грациозного менуэта. Французский танец XVI века, что когда-то был сельской забавой, перекочевал во дворцы и прочно занял своё место, оставаясь одним из главных украшений балов элиты. Этот бал в Нерчинске – не первый.
    Сотрудник Нерчинского краеведческого музея Римма Фарманян рассказывает: «Первый был в 2010 году, тогда в число победителей вошёл грант заместителя директора музея Александра Литвинцева «Мистерия: призраки старого города». В новом для нас деле была масса трудностей: в музее нет своего хореографа, а нужен профессионал. Участники раз от раза меняются, и обучение азам нужно начинать заново. Во-вторых, сразу же обозначилась проблема старинных костюмов. Платья в стиле XIX века искали в интернет-магазинах, шили сами, очень сложно с размерами для крупных дам, сейчас швею для этих целей нужно искать. Каждый год бал мы не проводим: боимся, что народ пресытится и не пойдёт. У нас уже были гости из Китая; тот бал проводили, используя мастер-класс хореографа районного Дома культуры Людмилы Церна, она в настоящее время наш сотрудник, и тем проблема снята. Теперь в зеркальном зале танцуют и менуэт, и полонез, и, конечно, вальс».
    Задаю вопрос: а как соотносится старинный манерный танец и наш современник?
    – Людям нравится, учатся с удовольствием, все музейные сотрудники в этот раз танцевали полонез, за четыре дня освоили, теперь несложно (и хореограф есть, и на видео можно что-то подсмотреть).
    – Будет ли продолжение?
    – Обязательно. Мероприятие не только нерчинцев привлекает. Побывали пары из Балея, педагоги из Мирсаново.
    В Нерчинске мечтают, чтобы балы стали добротной частью событийного туризма. Во дворце Бутиных проходили региональные конкурсы танцев прошлого века. А почему бы и нет? Ощутить себя королевой бала в настоящем дворце. Где ещё такое возможно! Да и в фантазии и основательности сотрудников музея можно не сомневаться. Тут и язык веера, и язык цветов помогут освоить, и азам «разговора» с помощью перчаток научат.
    Кстати, присутствовал на балу и Пётр I, чьей волей встречаем мы Новый год не 1 сентября, а в январе. В старинном зале с барышнями в пышных платьях смотрелся император вполне гармонично. И хоть и считают сотрудники музея, что пока не достигли должного уровня проведения таких мероприятий, бал всё-таки кружил головы и заставлял барышень и кавалеров держать осанку, блюсти поворот головы и соответствовать эпохе. Хотите попробовать? А приезжайте-ка в Нерчинск, увидите.
    
    Татьяна Гусева
Яндекс цитирования