Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Без Росреестра не обойтись
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Отпадная женщина
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Кому газ, а нам бы дров
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Сельхозтехнике – вторую жизнь!
ЗДОРОВЬЕ
    Между нами, девочками…
    Полосатый доктор
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Ушмунская философия жизни
НАША ГОРДОСТЬ
    Ордена и медали «Материнская слава» – гордость и память семьи
ТелеМАНИЯ
    Эта вечно весенняя «Весна»
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Бракуши, мишки и «ведёрочники»
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Поймал рыбу? Сохрани улов!
ВЫХОД В СВЕТ
    Музыкальная весна
ПАМЯТНАЯ ДАТА
    Разные судьбы одной колеи
ДАТА
    Именины земли забайкальской
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Реформа ЖКХ. В чём выгода?
ФАЗЕНДА
    Великий пост – проверка твёрдости веры
Выпуск № 10 от 06.03.2018 г.
Эта вечно весенняя «Весна»
    Журчат ручьи, слепят лучи,
    и тает снег, и сердце тает...
    ...Именно такими словами хочется начать сегодняшнюю «Телеманию», что выпала на шестой день всегда долгожданной, чарующей весны. А «Весне» – легендарной, нестареющей, вечно юной, весёлой, музыкальной, невероятно лирической и фантастической, одним словом, александровской, исполняется в этом году 70 + 1 год! О ней сегодня и речь.
Весенняя комедия с... лета!

    В первых числах июня 1941 года драматурги Морис Слободской (будущий сценарист комедий «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука») и Александр Раскин задумали необычную, не имеющую аналогов в кинематографе тех лет, музыкальную комедию о женщинах-двойниках. Справедливости ради замечу, что поначалу авторы рассчитывали написать сценарий вовсе не фильма, а пьесы для мюзик-холла, в лучших традициях американских (бродвейских) ревю. Идеей заинтересовался постановщик культовых советских музыкальных комедий, любимец Иосифа Виссарионовича Сталина Григорий Александров (настоящая фамилия – Мормоненко). В начале 1930-х годов, побывав в длительной творческой командировке в Голливуде вместе с Сергеем Эйзенштейном, режиссёр навсегда остался покорён великолепными американскими киномюзиклами, наполненными энергией, юмором, музыкой. Естественно, Александров, загоревшийся мыслю создать «аполитичную» весёлую комедию, уговорил драматургов написать нечто универсальное, пригодное к постановке не только на сцене, но и в кино. Энтузиасты вплотную засели за работу. Основные роли писались сразу под конкретных актёров: учёная Никитина и актриса Шатрова – Любовь Орлова, режиссёр Громов – Николай Черкасов, Маргарита Львовна – Фаина Раневская, проходимец-консультант Бубенцов – Ростислав Плятт. Любопытно, что знаменитые, крылатые фразы: «Красота – это страшная сила» (Раневская) и «Где бы ни работать, лишь бы не работать» (Плятт) были уже в первой версии сценария.
    
За два дня до войны и… ещё восемь раз

    20 июня сценарий комедии под рабочим названием «Звезда экрана» был готов. А через два дня началась война. Часть «Мосфильма» и часть его творческих сил была срочно эвакуирована в Казахстан, в город Алма-Ату, другая часть – в Азербайджан, на Бакинскую киностудию (с 1960 года «Азербайджанфильм»). Именно туда был отправлен Григорий Александров со своими коллегами. Киношники перешли на военное положение в обеих республиках: хроника, «боевые киносборники», драмы о героях войны. Впрочем, не забывали и о комедиях (естественно, на военную тему): «Антоша Рыбкин», «Небесный тихоход», «Новые похождения Швейка», «Воздушный извозчик». 
    В 1944 году режиссёр вернулся в Москву, надеясь всё-таки запустить в производство кинокартину. Несмотря на фамилию соавтора сценария – Александрова, «Звезду экрана» по прежнему не допускали к производству, заставляя авторов вносить бесконечные правки. За годы войны сценарий будущего шедевра переписывался восемь раз! 
    
Профессор Никитина меняет профессию

    Да-да, восемь раз профессор Никитина меняла, согласно постоянному корректированию сценария, области своей учёной деятельности. Поначалу она занималась условными рефлексами в институте физиологии, потом «искусственным интеллектом», создавая могучих роботов. Во время войны она превратилась в физика и работала со взрывчатыми веществами, затем химика, разгадывающего тайны сверхнизких температур и т.д. К концу войны Никитина стала профессором-атомщиком, овладевающим ядерной энергией. Сценарий претерпевал изменения не только потому, что шла война, или потому, что она уже закончилась. Главный упрёк авторам сводился к тому, что драматурги и режиссёр подражали Голливуду. Казалось, что в сценарии мало советского. Александров сделал всё возможное, чтобы цензура и руководство «Мосфильма» «закрыли глаза» на аполитичность картины, активно вводя в действие прогрессивную советскую науку.
    И если пьесе «Звезда экрана» так и не суждено было появиться на Театральных подмостках, за исключением нескольких премьерных показов в июле 1946 года в московском театре миниатюр, то киновариант с рабочим названием «Весна» был всё же запущен в производство.
    
Комедия и нобелевский лауреат

    Поскольку это был первый, хотя и комедийный, с примесью научной фантастики, но фильм о советских учёных, в качестве консультанта был приглашён Пётр Леонидович Капица (в титрах не указан) – основатель Института физических проблем, впоследствии лауреат Нобелевской премии, а в то время уже академик и Герой Соц.Труда. Именно он и придумал «Институт Солнца». В опытах Никитиной кроме чистой фантастики консультант Капица подразумевал и кое-что злободневное. А именно...
    
Институт и правда о его «солнечном продукте»

    …Фантастический Институт Солнца существовал в действительности! Хотя и под несколько иной «вывеской». Научное заведение занималось разработкой солнечных печей, солнечных электрогенераторов для республик Средней Азии, а также первыми солнечными батареями. Спустя примерно год после войны, в СССР в первую очередь именно этот институт начал проводить реальные эксперименты по получению «солнечного» энергоносителя. Особую жидкость – кремнийорганический энергофор – помещали в мощнейшее электрическое поле с напряжением в сотни тысяч вольт. Жидкость облучалась мощным концентрированным пучком света. Молекулы жидкости заряжались «солнечной» энергией. Главной целью этих экспериментов было получение вещества, способного заменить жидкое топливо (бензин, керосин) на более дешёвое и энергоёмкое (пузырёк «солнечного» вещества объёмом в 50 граммов был способен заменить 10 литров обычного бензина). Однако в конечном итоге эксперименты были прекращены по причине сложности хранения полученного «солнечного» вещества. Оно было слишком нестабильно. 
    Интересно, что в будущем фильме «Весна» показан ряд сцен в Институте Солнца, а также видов приборов и устройств отнюдь не фантастического происхождения, а вполне реальных.
    Забегая вперёд, скажу, что сцена, где тов. Бубенцов, «научный» консультант и жлоб-тунеядец «по совместительству», случайно разбивает ампулу с «солнечным» веществом, а затем появляется дымящийся, в оборвано-обгорелом виде («Боже, как я погорел!»), близка к действительности. Близка... Случись такое в реальности, от Бубенцова осталась бы горстка пепла...
    Кроме вышесказанного консультант-академик Капица в картине подразумевал ещё и следующее: американская атомная бомба уже два года тревожила сознание советских вождей. Научный «мотив» «Звезды экрана» отдавал осторожным и успокоительным политическим намёком: они укрощают атомную энергию, а мы – солнечную, и это будет куда посильнее. Создание в СССР первой в мире термоядерной бомбы (на основе одного из составляющих солнечного вещества – водорода, точней, его «родственника» – дейтерия), в сотни раз мощнее атомной американской «дубины», подтвердило это через шесть лет.
    
Орлова на коленях, или Трое «с приветом»

    Несмотря на то, что главные роли были написаны под конкретных актёров – звёзд советского кино, Александров столкнулся с проблемой. Если жена режиссёра, блистательная Любовь Орлова была рада, что наконец-то исполнит роли женщин, близких ей если не по характеру, то по духу: образованных, интеллигентных, творческих, женственных (до этого героини Любовь Петровны были «из народа»: крестьянки, домработницы, ткачихи, почтальонши и т.п.), то её партнёр Николай Черкасов вовсе не горел желанием сниматься в «водевиле».
    Весной 1946 года Черкасова пригласил на дачу Александров, где и предложил ему ознакомиться со сценарием комедии под рабочим названием «Весна». Маститый актёр, заинтересовавшись новым проектом главного комедиографа СССР, вдохновенно принялся за чтение. Читал с удовольствием, хохотал, спрашивал, как Александров будет делать те или иные спецэффекты, сопровождающие сцены будущего фильма. На последних страницах актёр заметно скис. Отложил сценарий и вдруг заявил: «Ты, Гриша, как хочешь, но этого болвана-режиссёра «с приветом» я играть не буду, а потому мне здесь играть нечего. Не обижайся, но я отказываюсь». Александров с досады «полез на стенку». Ситуацию спасла жена режиссёра. Любовь Петровна долго молчала, расстроенная, потом подошла к креслу, на котором сидел Черкасов, и, полушутя, полусерьезно, встала перед ним на колени: «Не поднимусь, пока ты не согласишься!» Перед коленопреклонённой примой советского кинематографа Черкасов сдался. «Да вы оба тоже «с приветом», – рассмеялся актёр. – Ладно, буду у вас третьим...»
    Остальные актёры, включая Раневскую и Плятта, согласились участвовать в фильме сразу.
    
Институт Солнца – на Запад

    Главные интерьеры декораций, где проходила основная часть действия фильма – Институт Солнца и киностудия – по замыслу авторов, были битком набиты самой «продвинутой» специфической аппаратурой: солнечными рефлекторами, излучателями, генераторами молний, пультами управления, великолепной кино- и звукотехникой, операторскими кранами, тележками, мощными прожекторами и т.п. Строить сложнейшие фантастические декорации по причине отсутствия надлежащих материалов на «Мосфильме» было нереально. Не было и инженеров-электриков, способных обслуживать эти сияющие сотнями огней устройства. Подходящей (и в нужном количестве) кинотехники для антуража тоже не было. Недавняя война серьёзно опустошила техническую базу «Мосфильма». И тогда взгляды режиссёра Александрова и его сотоварищей устремились на свободный Запад...
    Проект «Весна» закрывается? Любовь Орлова: проблемы со временем и пространством. В чертогах европейского киноконцерна. Когда троллейбус... двухэтажный! Реальность русских двойников. «Храм солнца»: вымысел или правда? Венеция и последний триумф. И вновь весна – летом... Об этом и не только – в продолжении истории рождения одной из самых знаменитых «весенних» комедий СССР в самое счастливое число весеннего месяца – 13 марта.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования