Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СРОЧНО В НОМЕР
    Зона отчуждения
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Будни фермера Намдыкова
И Я ТАМ БЫЛ...
    На двух берегах Торги
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Когда жизнь – подарок свыше
ЗНАЙ НАШИХ!
    Золотых рук мастер
1941-1945
    Артищевы-Соломатовы
ПАМЯТЬ
    О войне
ТелеМАНИЯ
    Мультики «3D». Первым был русский гений
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Рыбацкие приметы и суеверия
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
    Самый опасный «зверь»
ВЫХОД В СВЕТ
    Во имя памяти
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Замечательный сосед
НАШИ ЛЮДИ
    Шинных дел мастер
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    История длиною в век
НИ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
    Дивись, Москва-матушка
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Горбачевский. «Жизнью воплощая»
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Иркутяне открывают
ФАЗЕНДА
    Роза, роза вянет от мороза
    Подробнее о способе укрытия
Выпуск № 13 от 27.03.2018 г.
Мультики «3D». Первым был русский гений
Вот и школьные весенние каникулы. Ура! Отдых, веселуха, прогулки, всяческое кино и, конечно же, мультики. Особенно в любимом формате 3D. Причём не только в том, стереоскопическом, который надо смотреть в особых очках, но и в том, когда герои имеют объёмное изображение и живут не в плоскости листа, а в таком же, как и наш, объёмном мире. Чебурашка и крокодил Гена, домовёнок Кузька, Боцман и попугай Рома, Удав, Слонёнок, Мартышка и Попугай... Пальму первенства в появлении объёмных мультиков во всём мире нахально присвоил Голливуд. Однако вся эта, считающаяся ультрасовременной, 3D-анимация, родилась 105 лет назад и вовсе не за океаном, а у нас, в России.
Скромный кинофанат

    В тихом уездном городе российской империи Ковно (ныне Каунас) в 1909 году в местном краеведческом музее работал скромный молодой господин 27 лет, Владислав Александрович Старевич. Страстно увлекался фотографией и энтомологией: изучал, препарировал, классифицировал, коллекционировал и даже искусно моделировал всяческую «насекомью» живность. А ещё очень любил французские трюковые фильмы отца кинофантастики Жоржа Мельеса: «Путешествие на Луну», «Завоевание Северного полюса», «Путешествие через невозможное» и т.д., что в конце концов перевернуло жизнь музейного работника.
    Однажды после киносеанса Владислав ворвался в дом, как ураган: если можно с помощью синематографа забросить человека в космос или на полюс с ледяными фантастическими чудищами, то почему бы... Решено! Он покупает в рассрочку киноаппарат и будет снимать картины из жизни своих любимых насекомых.
    
«Спятившему» верить

    Старевич отбыл в Москву, где первым делом встретился с представителем знаменитой французской кинофирмы «Братья Пате». «Хотите снимать фильму про жуков? – поинтересовался представитель фирмы и откровенно захохотал. – Вы спятили, молодой человек? Это же нереально!» То же повторилось, когда Владислав пришёл в представительство другой известной французской компании, «Гомон» (сия кинофирма успешно функционирует и в нашем веке).
    Отчаявшись добиться поддержки у иностранцев, Владислав обратился к соотечественнику. Что увидел легендарный русский кинопромышленник и режиссёр Александр Ханжонков в провинциальном энтузиасте, неизвестно, но только после их разговора Старевич вернулся в Ковно со съёмочным аппаратом, плёнкой и договором на съёмку первой картины.
    Попробовав силы в создании обычных коротеньких фильмов о насекомых и земноводных: «Жук-олень», «Жизнь стрекоз», «Жуки-скарабеи» (к сожалению, мало что сохранилось), которые сейчас бы назвали научно-популярными, начинающий кинематографист приступил к главному...
    
Большая русская мультсенсация!

    В сентябре 1912 года провинциал Старевич привёз в Москву сенсацию, о которой вскоре заговорил весь мир. «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» – мелодрама-комедия, где все роли – старого мужа-короля Цервуса, его жены, молодой красавицы, королевы Люканиды и её возлюбленного рыцаря и графа Героса – исполняли... жуки! Настоящие! Зрители были в шоке. Сюжет киноленты выстраивался как извечный трагический любовный треугольник, но автор несколько перестарался, да так, что получилась пародия на водевильные и опереточные страсти, причём настолько остроумная, что даже в самых трогательных сценах зрители не плакали, а безудержно хохотали.
    За приобретение «Люканиды» Старевича едва ли не дрались в прямом смысле все кинокомпании мира, включая недавно его отвергших «Патэ» и «Гомон». Картина была настолько популярной, что не сходила с киноэкранов мира аж до середины 1920-х годов! После 1917-го в нашей стране «Люканида» стала называться «Куртизанка на троне».
    Особый ажиотаж вызывали актёры-насекомые, которые, как известно, вообще не поддаются дрессировке, не говоря уже съёмках в кино. Старевича допекали не только зрители и киношники, но даже учёные, пытаясь понять, в чём секрет «управления» жуками. Но русский мастер не желал открывать тайну ни за какие деньги.
    
Как Старевич актёров-жуков «обучал»

    Открытие «актёрских» наклонностей у насекомых началось за два года до премьеры, в 1910 году, когда Старевич для «Прекрасной Люканиды» (по первоначальному замыслу фильм должен был быть научно-популярным) хотел снять схватку жуков-рогачей, которую однажды увидел в лесу. Зрелище на большом экране обещало быть впечатляющим: жуткие рогатые монстры атакуют друг друга в борьбе за жучиху-даму Люканиду.
    Старевич поймал драчунов, принёс домой. Приготовил на столе декорацию и дуговую лампу. Жуки сначала оцепенели от страха, но через минуту пришли в нормальное состояние и стали двигаться. Однако стоило включить свет, насекомые надолго замирали. «Бастовали…» – как говаривал сам начинающий мультрежиссёр. И так при каждой попытке включить лампу. Как же снимать? Задача была явно неразрешимой...
    Вот тогда Старевич вспомнил о своём давнем увлечении. Он препарировал жуков, затем приделал к лапкам тоненькие проволочки, прикрепил их воском к туловищу. Потом появились шарниры, которые могли поворачиваться в разные стороны и могли придавать героям самые причудливые позы. «Если снимать по одному кадрику и передвигать после каждого жука, то он «оживёт», – справедливо предположил Старевич и сделал пробу. После проявки плёнки режиссёр несколько минут, по его словам, «был в ступоре» – жуки действительно ожили!
    
Первые в мире

    Режиссёр за несколько минут придумал сценарий новой «Люканиды» и приступил к изматывающей кропотливой работе. Так в России в 1910 году начались съёмки первого в мире объёмного (кукольного) мультипликационного фильма и родоначальника всей современной 3D-анимации.
    После успеха «Люканиды» Ханжонков распорядился пристроить к квартире Старевича небольшой съёмочный павильон. Режиссёр пропадал там дни и ночи, и вскоре на свет появились ещё более эффектные «Месть кинооператора», «Рождество обитателей леса» и «Авиационная неделя насекомых».
    
Стрекоза и муравей и... Николай II

    А в 1913 году на экраны вышел фильм «Стрекоза и Муравей», который был признан настоящим шедевром мировой мультипликации, чем многократно умножил славу русского гения. Интересно, что после «Люканиды» Старевич отказался от использования препарированных насекомых, а начал снимать их точные копии, которые изготавливал с соблюдением мельчайших «деталей» сам. На экране же было всё реальным.
    Фильм вызвал всеобщий восторг у зрителей, с него было сделано и продано 140 копий, что стало рекордом популярности даже на фоне игрового кино того времени. Интересно, что главную героиню мультика исполнял… кузнечик.
    Сам император Николай II закупил картину для экспорта, и она стала жемчужиной раннего русского кино. Многие всерьёз думали, что Старевич собирал мёртвых животных и снимал их. Совершенно невозможно было отличить искусные поделки от реальных насекомых. Всё двигалось и жило, движения и пластика кукольных героев ничуть не уступали поведению живых героев, а порой даже и превосходили их.
    
Куклы живые?!

    После «жучиной» серии Старевич шагнул дальше и взялся за съёмки мультфильмов с участием новых персонажей: кукол людей и животных, причём последних мастер изготавливал настолько реальными, что на экране нередко создавалась иллюзия, что «актёры» действительно живые! Зрелище бывало даже несколько жутковатым.
    
Великий Рейнеке-лис

    …После революции 1917 года Владислав Александрович покинул Россию, перебрался в Италию, а затем поселился во Франции. Интересно, что он стал единственным эмигрантом-кинематографистом, которому французы сразу предоставили студию и заключили несколько выгодных контрактов. За границей режиссёр снял более двух десятков мультфильмов. Одним из шедевров этого периода стал опять же первый в мире полнометражный кукольный фильм «Рейнеке-лис», который Старевич снимал на протяжении четырёх лет, с 1926 по 1930 год. Поскольку картина снималась в немой версии, выпускать её в прокат, когда кинематограф «заговорил», стало невозможно. Фильм был озвучен через восемь лет на немецком языке по заказу Германии, правительство которой было заинтересовано в появлении своеобразной экранизации «народной поэмы» Гёте, и выпущен в прокат. В 1941 году фильм был также выпущен на экраны на французском языке. «Рейнеке-лис» принёс Старевичу восемь международных премий
    
«Он обогнал всех на несколько десятилетий!»

    Масса медалей, призов, почётных дипломов за работы Старевича (в общей сложности мастер снял более полусотни мультфильмов) ярко иллюстрировали слова короля рисованной мультипликации Уолта Диснея который сказал о русском мастере: «Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий». И он был прав. Всё то, что мы, восхищаясь, смотрим сегодня в 3D – наследие русского гения Владислава Александровича Старевича.
    Аналогов в мире нет: история новой русской легенды и мультсенсации – живой актёр и живые куклы. Когда эклер – не пирожное, а... Любимый мультфильм культового ультрасовременного японского аниматора – советского производства! Почему? Настоящая (без шуток) великая тайна золотой классики мультипликации СССР. Об этих и других мультинтересностях – в следующей встрече.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования