Зубасто-серый за ушасто-белым: полвека погони и смеха. Часть 2 Волк. Заяц. Погоня... и знаменитое хрипато-папановское: «Ну, погоди-и-и-и!..» Продолжаем удивительную историю появления классики отечественной анимации, а ныне для некоторых ретивых чинуш – «опасного, вредного для детского здоровья и психики, зрелища», на котором выросло не одно поколение зрителей, – знаменитого мультсериала Вячеслава Котёночкина.
Продолжения не будет! Или…
Премьера первого выпуска «Ну, погоди!» состоялась 1 января 1969 года на экранах ЦТ. Успех был просто оглушительный. Одна шестая света хохотала, в буйном восторге глядя на похождения Волка и Зайца. Интересно, что в планах авторов не входила работа над продолжением мультика, но «Союзмультфильм» буквально завалили мешками писем от зрителей, требовавших продолжения. И авторы сдались. «Мы снимали с периодичностью серия в год, – вспоминал сценарист «Ну, погоди!» Александр Курлядский, – а могли бы и чаще. Но у нас, к сожалению, не Запад, где, если мультфильм имеет успех, его производство тут же ставится на поток и параллельно снимается несколько серий. Тех же «Черепашек-ниндзя», например, за три года сделали 150 серий. А мы за 30 лет сделали всего 18. Одно утешение: качество у нас гораздо выше!» «…Ну, а кроме смеха?»
Несмотря на полную аполитичность мультика, к создателям фильма всё же было немало придирок. Главные, конечно, относились к Волку. Уж слишком нетипичным был его образ для отечественной мультипликации: курит, пьёт, хулиганит, совершает противоправные деяния, куроча технику и прочую «социалистическую собственность», к тому же одевается, как диссидент и стиляга. Чему он научит детей? И чему научит сам фильм, безнравственный и глупый, с точки зрения цензоров? «Нам даже наши коллеги из Союза кинематографистов говорили: «Ну, хорошо, вы сделали смешной фильм, а что он несёт доброго, вечного?» – рассказывал Александр Курляндский. – И мы отвечали, что наша задача – развлекать и смешить, а остальным пусть занимается всё остальное советское кино». Эта позиция оправдала себя на все 1000%. Хотя и с различными «оговорками». «Ну, погоди!» и евреи
Создатели мультфильма испытывали сложности не только производственного характера. Несколько раз популярный сериал был на грани закрытия. После выпуска четвёртой серии («На стадионе») этот вопрос был практически решён, но неожиданно мультфильм получил главный приз на одном из международных кинофестивалей, а вместе с ним – право на продолжение. Но во время работы над седьмым, «морским» выпуском «Ну, погоди!» вновь возник кризис, принявший ярко выраженную политическую окраску – на постоянное жительство, по существу, во вражеский Израиль, выехал один из авторов сериала Феликс Камов (настоящая фамилия Кандель). Фамилию Камова немедленно изъяли из всех титров предыдущих серий «Ну, погоди!», и все работы по мультфильму закрыли. Политбюро вмешивается
Против политики стали сами политики. В 1973-м Папанову присвоили звание народного артиста СССР. Диплом народного артиста ему вручал тогдашний председатель президиума Верховного Совета Николай Подгорный. Папанов получил эту награду за то, что сыграл много незабываемых ролей в театре и в кино, понятно, что Волк из мультфильма – не самая его главная роль. Но Подгорный при вручении диплома произнёс: «Когда же вы порадуете нас новыми приключениями Волка и Зайца? У меня внуки ждут – не дождутся?» «А никогда, – мрачно ответил Папанов. – Фильм закрыт, один из авторов смотался в Израиль…» Ответ очень огорчил Подгорного: «Это невозможно, – строго заявил он. – Ни в коем случае нельзя вот так взять и оборвать фильм, полюбившийся народу. У меня не только внуки, вся семья смотрит. Вся семья. И все товарищи мои». Под «товарищами» явно имелось в виду всё политбюро. Во всяком случае, именно так понял эти слова Папанов. И присутствующее при вручении наград кинематографическое начальство тоже именно так истолковало его высказывание. Работа над популярным мультсериалом была немедленно продолжена. Нупогодимания и миллиарды
Когда выпусков «Ну, погоди!» стало хватать на полтора часа непрерывного просмотра, мультфильм выпустили на экраны кинотеатров отдельными сеансами. Залы, заполненные до отказа взрослыми и детьми, стонали от смеха. Фильмокопии «Ну, погоди!» затирались до дыр и к концу проката существенно «худели», поскольку не совсем добросовестные и всё-таки добрые киномеханики отрезали по кадрику от плёнки и раздавали сотням и сотням фанатов разного возраста изображения любимых героев мультика. Что же касается сборов от «Ну, погоди!», то они, даже по самым поверхностным, скромным прикидкам, составили, «конвертируя» настоящий советский рубль в международную киновалюту XXI века, свыше 1,5 миллиарда долларов! Мультсериал становился культовым на глазах: с витрин магазинов, игрушек, одежды, сумок, авторучек, значков и даже самодельно расписанных юными фанатами промокашек из школьных тетрадок таращился патлатый Волк и смеялся симпатичный Зайчик. Появилась масса анекдотов о героях «Ну, погоди!» Воднолыжно и «нупогодишно»
Весёлая фирменная «нупогодишная» мелодия, звучавшая в начале каждой серии, моментально узнавалась с первых нот даже совсем маленькими детьми. На самом деле эта знаменитая мелодия была написана вовсе не для «Ну, погоди!», а была совершенно самостоятельным произведением венгерского композитора Тамаша Деака под названием «Водные лыжи». Маэстро безвозмездно разрешил советским мультипликаторам использовать свою композицию. Теленупогоди-безобразие
К волне сногсшибательной популярности сериала киностудии «Союзмультфильм» решили «присоседиться» и телевизионщики. ЦТ и творческое объединение «Экран», пригласив в качестве режиссёра Юрия Бутырина, сняли в 1980 и 1981 годах три телевизионных версии «Ну, погоди!». Волка вместо Папанова озвучил В.Ферапонтов (тот, что спел песенку крокодила Гены в мультике Качанова). Котёночкин был очень возмущён этим «нупогодибезобразием», дал резко отрицательную оценку телеверсии, назвав её «убогим дурновкусием». На том, к счастью, опыты телевизионщиков прекратились. Горбостройка, деньги, мультфильм
К концу 1980-х годов работа над знаменитым сериалом вновь забуксовала – великая страна в финальной стадии «горбостройки» покатилась под откос. Рушились привычные идеалы и образы СССР, что просто не могло не сказаться и на персонажах «Ну, погоди!». Волк и Заяц, одетые в неброский прикид начала 1970-х и «привыкшие» действовать в окружении советской социалистической действительности, стали просто выпадать из реального времени. В первые же годы после уничтожения СССР после перерыва на экраны вышли едва ли не самые провальные 17-я и 18-я серии культового русского мультсериала. Вячеслав Котёночкин уже серьёзно болел, и за съёмочный процесс взялись ушлые ребята, пожелавшие срубить побольше «зелени». Поэтому напичканные продакс-плейсментом (скрытыми и открытыми рекламными слоганами, текстами) серии знаменитый бренд не украсили. Кризис усугубился ещё и тем, что после перестройки эмигрировал и второй, ныне покойный, соавтор – Аркадий Хайт (в Германию). В следующие десять лет не было денег на съёмки. В итоге сверхкассовый «Ну, погоди!», который в советские годы финансировало государство (одна серия мультика стоила в переводе на современную киновалюту от 100 до 300 тысяч долларов!), остался вообще без копейки! В 2000 году ушёл из жизни «папа» «Ну, погоди!» – режиссёр Вячеслав Михайлович Котёночкин. Казалось бы, вот и финал более чем 30-летней погони Волка за Зайцем. Но эстафетную палочку принял сын знаменитого режиссёра, Алексей. Волк и Заяц в 21-м веке
В 2006-м на студии «Кристмас-фильм» на деньги сети магазинов «Пятёрочка» закончились съёмки 19-й и 20-й серий. Действие 19-й, сценарий которой вновь написали Александр Курляндский и Феликс Камов, развернулось вновь на морском пляже. Волчищу фарт, как всегда, не шёл: то Бегемот на него сослепу уляжется, как на надувной матрас, то акула чуть хвост не откусит, то он почти утонет. Но Зайца всё равно из виду не упускал. В 20-й серии серый и косой действовали вдали от моря, на любезных всякому среднестатистическому россиянину шести дачных сотках. К созданию звукоряда привлекли композитора Андрея Державина. Писал музыку и сам режиссёр Алексей Котёночкин. Вечный «машинист времени» А. Макаревич безвозмездно предоставил фрагменты песен своей группы: «Марионетки», «Старый корабль», «Поворот». После ухода из жизни в 1993 году главного волка СССР Папанова, в 17-м и 18-м выпусках «Ну, погоди!» серый продолжал говорить голосом Анатолия Дмитриевича, записанном на плёнках архива «Союзмультфильма». С уходом Клары Румяновой и отсутствием её архивных записей ситуация ещё более усложнилась. И тогда режиссёр пригласил на озвучивание новых серий известного пародиста Игоря Христенко и актрису Ольгу Звереву – именно их голосами говорят в новых сериях Волк и Заяц. Ну, погодим!..
В одном из своих интервью Алексей Котёночкин сообщил, что 20-м выпуском поставлена точка на культовом советско-российском мультсериале, и... возможно появится продолжение, в котором полюбившиеся народу главные герои отойдут от стилистики 1970–80-х годов и будут действовать в принципиально новых сюжетах и с новыми дополнительными персонажами. Котёночкин также намекнул, что уже ведутся переговоры о создании полнометражного анимационного фильма «Ну, погоди!» в объёмном 3D-формате! Но пока всё упирается в финансирование. Нам же, зрителям, остаётся пока лишь… «ну, погодить». P.S. По данным Internet Movie Database (сокр. IMDb), самой крупнейшей в мире базы данных о кинематографе, и её веб-сайта, «Ну, погоди!» входит в десятку самых высоко оценённых советских и российских фильмов (2-е место) и имеет оценку 9,0 (из 10)! Сергей Балахнин |