«Мушоуи бовугуань» Скажите эту фразу жителям соседней Маньчжурии, и вам объяснят дорогу в новый музей – истории развития деревянной культуры На свете белом он такой не один. Всемирно известны музеи деревянного зодчества под открытым небом в Суздале, Костроме, Архангельске. Самобытен музей культуры дерева в Поветлужье. Ближе к нам среднеуральский в Нижней Синячихе. Есть даже виртуальный музей дерева – «прогуляться» по его залам можно на сайте m-der.ru. Маньчжурский по своей идее схож с музеем в Тироле (Австрия), но грандиознее. Да и добраться до Китая сподручнее и дешевле.
Мы попали в музей до официального открытия по приглашению коллектива газеты «Маньчжоулибао» и Центра русских новостей. Новый культурно-исторический центр расположен, как и другие крупные туристические объекты, в 15–20 минутах езды от центра Маньчжурии. Туристы пока не протоптали сюда тропу. По прохладным залам просторного трёхэтажного здания с куполом вместе с нами бродило гулкое эхо. Эхо времён здесь тоже ощущается, как нигде. У входа встречает кусок ствола такой громадной лесины, которая едва ли не мамонтов «видела», теперь на ней вырезаны письмена. И дальше – витрина за витриной, этаж за этажом – идёшь-бредёшь вехами развития человеческой цивилизации. Вот дремучий первобытный лес «шумит» кедровыми вершинами. У подножий стволов-исполинов рассыпан по мху такой знакомый брусничник. Туманные сопки проглядывают вдали. На ветках – пичуги и белки (не чучела, больше мультяшные). Только это да пластиковая непахнущая хвоя (да-да, усомнились – потрогали!) возвращает в действительность: мы не в настоящем лесу. Вышли из чащобы – стой, современный человек! В звериной шкуре на привале, на берегу древней реки добывает животворный огонь твой, уже разумеющий, предок. И тут ему дерево – помощник: обогреет, приготовит пищу, даст кров. Дальше колесо цивилизации раскручивается со скоростью мельничного в бурном потоке. Усложняются способы обработки древесины, ширится область её применения, растёт мастерство. Уже не только для элементарных выживания и удобства использует человек свойства молчаливого помощника своего, но стремится к красоте и роскоши. Возводит и украшает узорочьем деревянные храмы. Вместо примитивных лодок-долблёнок спускает на воду корабли. Штурмует с помощью деревянных лестниц неприступные крепостные стены. Дорогой пергамент, хрупкий папирус заменяет бумага (на чём, скажите, печатали б мы газету, не осени светлая мысль голову сановника Цай Луня?). Деревянные плуги, жернова, мельницы (многое нам неведомо) уходят в историю, только китайские крестьяне в музейных залах по-прежнему тянут свой воз… Удивительны древние образцы резьбы. Изящная мебель из дерева, потемневшего не только от лака, но от времени. Причудливые носилки (в них невесту приносили к месту церемонии, скрывая от посторонних глаз). Резные, тонкой работы, ширмы. Панно с журавлями. «Смотрите», – приглашает вглядеться в картину наша переводчица Саша: каждая, толщиной чуть не с волос, линия лепестка вырезана отдельно. Как сотворили такое примитивным инструментом? А вот, кстати, и творцы – знаменитые мастера, вернее, их статуи. И ещё один, и ещё… Говорят, лубочная Маньчжурия, где рынки шумны, а здания похожи на декорации к кукольному театру, – это далеко не Китай. Далеко-то мало кому из забайкальцев доводилось заглядывать. Но в залах маньчжурского музея осознаёшь древность и величие китайской цивилизации. На огромном – от стены до стены – панно резчики по дереву искусно запечатлели самые важные её моменты. России место тоже отведено: источника древесины. Может, заглядываясь на соседа, поумнеем мы сами? Ещё бы вот чему поучиться – музей построен по инициативе (и, наверное, силами и средствами) крупнейшего деревоперерабатывающего и строительного предприятия Маньчжурии «Лянь Чжун»: возводит современные коттеджи, изготавливает мебель и прочее, так что часть экспозиции можно считать рекламной. Проект этот представители власти, искусствоведы и бизнесмены обсуждали долго, собравшись не раз и не два (фото с этих заседаний, как часть истории культурного центра, тоже хранятся на верхних этажах). Общим их детищем стало трёхэтажное нетиповое здание. Галереи его расположены по спирали – возникает ощущение, что поднимаешься внутри древесного ствола. Да что рассказывать – лучше один раз увидеть. Елена Сластина |