Великий человек в великом фильме. Часть 2 101-й годовщине Октября посвящается… Великая Октябрьская революция свершилась, товарищи! А посему продолжаем рассказ об истории появления первого звукового революционного фильма, легендарной картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», которой в эти дни исполнилось 81.
Питер в Москве
Итак, съёмки начались 17 августа 1937 года. Сдача картины должна была состояться уже 6 ноября! Чтобы не терять времени на киноэкспедиции в Петроград, мосфильмовцы построили город-колыбель Революции в... Москве. В самых больших павильонах, которые могли вместить даже девятиэтажные здания, были построены Смольный со всей его территорией, а также здания, часть петроградских улиц и т.д. Опасно! Беспрецедентно! Без дублей!
Съёмки велись невиданными и даже рискованными темпами. К примеру, все сцены с участием Ленина снимались без единого дубля. Всего один раз! Такого мировая практика художественного кинематографа не знала. Не знает и по сей день. Это был страшный риск: малейшая ошибка в освещении, в игре актёров, малейший сбой кинокамеры, звукозаписывающей аппаратуры (тогда ещё не слишком совершенной), малейший брак киноплёнки, ничтожный брак в лаборатории проявки и – всё. Картине бы пришёл конец. Режиссёру Михаилу Ромму, рискнувшему взять обязательство снимать фильм государственной важности в такие нереально короткие сроки, тоже хватило бы неприятностей на всю жизнь. Но Ромм верил в удачу и в свою команду и продолжал творить. Министр – актёр и «контра»
Для съёмок важной сцены (заседания Временного правительства) Ромм долго и внимательно осматривал актёров, приглашённых для этой работы. Всё вроде удовлетворяло режиссёра, пока его взгляд не натолкнулся на кого-то мужчину с огромной бородой. Ещё во время предсъёмочной подготовки сцены этого дядечку мосфильмовцы окрестили Черномором. Ромм, впервые его увидев, раздражённо прорычал: «Какого чёрта вы приклеили сюда это помело?!» Черномор спокойно и обстоятельно пояснил, что борода настоящая, не приклеенная. Режиссёр проверил. Черномор боднул головой – оказалось, правда – борода настоящая. Через несколько минут возник вопрос, сколько понадобится адъютантов для Керенского, и какие он носил ордена. «Не носил он никаких орденов... – вдруг подал голос кто-то из актёров «временного правительства», – Александр Фёдорович носил только свой университетский значок, а адъютантов у него было два». Оказалось, это говорит Черномор. Режиссёр удивился: «А вы-то откуда знаете?» И тут выяснилось, что актёр Черномор – бывший министр Временного правительства Малянтович! Все киношники, включая Ромма, просто обалдели... В конечном итоге бывший министр стал главным консультантом всех сцен, связанных с Временным правительством, и сыграл в фильме, как сейчас говорят, роль «камео», то есть самого себя. Несмотря на то, что в титрах его фамилия не значилась, абсолютное сходство актёра-министра с его прототипом было идеальным. К сожалению, судьба Малянтовича сложилась трагично. Вскоре после выхода фильма бывший министр, а ныне актёр, был узнан на экране некоторыми особо ретивыми чекистами – любителями кино, взят «на заметку», затем арестован по доносу и расстрелян. «Волк» в «Октябре»
А сейчас ещё один малоизвестный и удивительный факт – «Ленин в Октябре» стал фильмом, где впервые появился на экране будущий «голос» знаменитого волка мультика «Ну, погоди!» – великий советский актёр Анатолий Дмитриевич Папанов! В титрах фильма его фамилии не было, но именно он исполнил маленькую эпизодическую роль «суетливого юноши» в сцене «Чтение статьи Ленина в завкоме фабрики». Толе Папанову было на тот момент всего 15 лет. Вредители на съёмках
Зная о важности снимаемого фильма, на съёмочной площадке орудовали реальные вредители. Кто-то разбил очень дорогой объектив американского производства для камеры. Кем-то не единожды засвечивалась или похищалась плёнка с отснятым материалом. Кто-то разбивал лампы осветительных приборов и рубил силовые кабели. В звукозаписывающее оборудование однажды вылили машинное масло. Дошло до того, что однажды в павильоне неизвестный подпилил стойку тяжёлой осветительной установки весом свыше полутора центнеров, расположенной над местом, где отдыхали Михил Ромм и актёр Борис Щукин. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Фильм за 82 дня
Днём 6 ноября 1937 картина «Ленин в Октябре» была полностью готова «под ключ». Рекорд в быстроте создания полнометражного фильма – 2 месяца и 20 дней (от подготовки, первого съёмочного дня до монтажа и озвучания) – до сих пор никем не превзойдён! За 82 дня! Группа и режиссёр работали на износ, порой круглосуточно. Вечером того же 6 октября картину смотрел её «куратор» – Иосиф Сталин. Фильм ему почти понравился. Впрочем, это «почти» аукнулось режиссёру Ромму уже через 72 часа. Сталин недоволен «Сталиным»
Актёр Семён Гольдштаб (см. заставку-иллюстрацию) живому «прототипу» поглянулся не особо – уж больно будущий глава страны был простоват и скромен, да и фамилия актёра была слишком «специфической». Фамилию Гольдштаба убрали из титров, а во второй части ленинианы – «Ленин в 1918 году» – роль Сталина исполнял Михаил Геловани, ставший впоследствии «вечным» кино-Сталиным. Новая картина «Ленин в Октябре» была показана с большим успехом в день 20-летия Революции – 7 ноября, в зале Большого театра. Лента была встречена с восторгом первыми зрителями, треть которых были участниками тех великих событий. Тем более на экране был энергичный, деятельный и главное – живой, любимый вождь! Далее произошло непонятное – фильм был... снят с проката через два дня по личному распоряжению Сталина. Сталин предлагает – Ромм падает
Иосиф Виссарионович вызвал в кабинет режиссёра фильма. Ромм явился, едва держась на ногах от волнения и, чего там, страха. «Товарищ Ромм, я тут посмотрел ваш фильм ещё два раза... Понимаю, спешка. Желание показать советским людям нашу революцию в её юбилей... – Сталин внимательно посмотрел в глаза бледному режиссёру. – Предлагаю доделать картину в добавочные 20 дней – доснять штурм Зимнего дворца и арест Временного правительства... Эти сцены, я думаю, украсят фильм и сделают его более правдивым в историческом плане и в плане зрелищности...» Последние слова Михаил Ромм не расслышал, поскольку в первый и в последний раз режиссёр от нервного напряжения и усталости упал в обморок.... «Цирк» в Зимнем
10 ноября «Мосфильм» гудел, словно растревоженный улей. По коридорам носились художники, костюмеры, декораторы, реквизиторы, грузчики, рабочие съёмочных площадок... В самом большом павильоне срочно строился Зимний дворец. В натуральную величину! В других павильонах сооружались интерьеры дворца. В ход сооружения декораций пошёл взятый из других фильмов мосфильмовский реквизит. Помните, как в фильме «Ленин в Октябре» рабочие, матросы и солдаты, штурмующие Зимний, бегут по огромной лестнице? Так вот эта самая лестница фигурировала и в другом фильме – картине Г. Александрова «Цирк» (сцена, где герой в исполнении актёра Столярова, приземлившись после «полёта в стратосферу», «поджигает» электрическим «факелом» эту лестницу, и она начинает сиять волнами света). Полная трёхэтажная декорация Зимнего дворца была возведена всего за две недели. Перед «Зимним» были установлены арки Генерального штаба, Александровская колонна и настоящая, выкованная на одном из московских металлургических заводов, чугунная решётка с воротами, способными выдерживать вес почти полусотни человек. Нижнее пространство перед «Зимним» было вымощено брусчаткой размером более половины квадратного километра. «Ленин в Октябре» – документальный?!
Картина была доснята в срок и 1 декабря, отпечатанная в 900 копиях, начала своё победное шествие по всей стране. Новый фильм теперь уже знаменитого режиссёра Михаила Ромма был также закуплен десятками стран. У зрителей и кинематографистов вызывало восторг не только художественное, но и техническое качество фильма – особый реализм съёмок. В конечном итоге сцена со штурмом сотен матросов, солдат, рабочих сначала дворцовой площади, затем решётчатых ворот, за которыми Зимний дворец, многими была воспринята как… документальная! Некоторые кинодеятели в дальнем зарубежье того времени начали говорить о том, что художественный фильм Ромма больше, чем наполовину – документальный! В целом ряде зарубежных (и даже некоторых советских и российских) историко-документальных фильмов, где упоминается Октябрьская революция 1917-го, авторы используют для иллюстрации «хронику», взятую из фильма «Ленин в Октябре». В 1941 году режиссёр М. Ромм за свою картину получил Сталинскую премию I степени (размер премии – 100 000 рублей). Исполнитель главной роли В.И. Ленина актёр Б. Щукин также стал обладателем этой премии (посмертно). Сергей Балахнин |