Об актёре бело-хрустяще- низкотемпературном и тайнах его Июль... Жарища... Поглощение воды, кваса, минералки и потребление мороженого не всегда спасают... Как же хочется охладиться!.. И вдруг среди пыльной, жаркой зелени лета, раскалённых полуденных улиц... снег! Сугробы на тротуарах, газонах, в парках. Они не тают! На берегах Читинки, Арахлея, Арея, Онона пляжный народ в купальниках и плавках играет в снежки. Зимний оазис среди лета. А рядом какие-то чудаки в шубах, меховых куртках, шапках, рукавицах усиленно «замерзают» в этих снегах и льдах. Фантастика? Вовсе нет, если далее мы вдруг услышим: «Камера, стоп! Снято!»
Бутафорская неправда
Начиная со своего рождения, кинематограф зависел от погоды. К примеру, от солнца. Первые киноплёнки были настолько слабы к свету, что многие фильмы эпохи Великого немого приходилось снимать только в ясную солнечную погоду. В связи с этим даже декорации интерьеров вместе со всем убранством и мебелью строились прямо под открытым небом. Любая плотная облачность портила немало крови операторам и режиссёрам. Наконец плёнка стала более светочувствительной и киношники смогли перебраться в специальные павильоны. Однако не всё можно было снять в студийных условиях. Несмотря на качество декораций, во всех этих искусственных улицах города, лесах, полях, горах и прочих объектах зритель сразу угадывал их бутафорское происхождение. И даже когда кинематограф вырос из пелёнок, а художники-декораторы достигли небывалого совершенства в своём деле, появилась другая проблема – как сделать в павильоне искусственную погоду? Страдания погодные, киношные…
Служители кинематографа вновь ринулись на натуру, где сразу попадали в рабство капризов погоды. Стоит солнце, а по сценарию надобен дождь. Или на улице лето, а нужны зима и снег. Если с первой проблемой удавалось справиться, то вторая становилась камнем преткновения, особенно для съёмщиков Голливуда, где, как известно, круглый год стоит немаленькая плюсовая температура с пальмами и апельсинами. Даже советские кинематографисты, творящие кино в одной из самых снежных стран, зависели от погодных причуд: в кадре нужен снег, а он и не думает идти. А если фильм снимается летом или зимняя «натура» в процессе съёмок растаяла? Или совсем уж кошмарное – бесснежная зима. Можно, конечно, рвануть в Заполярье, как это сделали А. Роу в «Морозко» и Д. Карпентер в «Нечто», или забраться высоко в горы, как Г. Кроманов в «Отеле «У погибшего альпиниста» и Р. Харлин в «Скалолазе» с участием С. Сталлоне. А если в картине всё действие разворачивается летом и лишь пара-тройка кадров – в снегах? Ждать полгода? Ещё один очень важный фактор: при низких зимних температурах нежной киноаппаратуре (особенно современной, цифровой) требуются разные термоизолирующие чехлы, футляры и специальная смазка, иначе техника выйдет из строя. И ещё – снимать кино на морозе просто некомфортно и... затратно (тёплая одежда, спецэкипировка и повышенные гонорары «за вредность»). Из-за этой кучи «зимних» проблем киношники стали лихорадочно соображать, как в тепле снять разгульную белую стихию. «Куриный» снег и снег… вкусный
Первый искусственный снег появился в 1903 году в одной из сцен фильма компании Эдисона «Хижина дяди Тома». Создатели вольной экранизации книги Г.Б. Стоу пытались изображать падающий снег при помощи измельчённых куриных перьев и отбеленных кукурузных хлопьев! Кстати, о попкорне. Этот вкусный продукт оказался настолько эффектным в роли снега, что вплоть до 1946 года Голливуд пользовался его услугами. К тому же он, хотя и довольно своеобразно, ещё и хрустел, что было важно, когда в кино пришёл звук. Но прежде чем рассказать, что произошло в 1946-м в Голливуде, перенесёмся в 1938 год и в другую могучую кинодержаву – СССР. Зима по-русски: крепкого засола, под стеклом и под «беленькую»
…Здесь летом творил великий С. Эйзенштейн, снимая «Александра Невского». Самую главную сцену фильма – «Ледовое побоище», которая занимает треть экранного времени, было решено снимать зимой. Но руководство «Мосфильма» заявило: «Картина должна быть готова к ноябрьским праздникам». Эйзенштейна едва не хватил удар: на дворе лето, +30, а нужны снег, лёд, мороз! Выручил второй режиссёр фильма, Дмитрий Васильев, который предложил коллеге, казалось бы, несбыточное – самим сделать зиму. Сказано – сделано. Огромный пыльный песчаный двор бывшей слободы Потылихи, ныне Мосфильмовской улицы, был покрыт асфальтом в считанные дни. Территория в 32 тысячи квадратных метров была затем посыпана мелом и залита тоннами жидкого стекла. Поверх этого для характерного блеска подсыпали нафталина (давал специфический, почти естественный «снежный» скрип), смешанного с всё тем же мелом. В одно прекрасное утро местные жители проснулись и увидели самую настоящую зиму в середине июня! Падающий снег, покрывающий латы рыцарей и кольчуги русских воинов, изображала обычная белая крупная соль. Оказалось, что это, хотя и эффектный, но чертовски вредный снежный «актёр»: попадая на тело, соль моментально растворялась и разъедала кожу. Зима реалистическая, пенная, пластическая
Спустя восемь лет таким же жарким летом по ту сторону океана мастер сентиментальных комедий Фрэнк Капра трудился над сказочной лентой «Эта прекрасная жизнь» (аналог нашей новогодней «Иронии судьбы»), которую до сих пор смотрят традиционно все США в Рождество. От попкорна в роли снега он отказался, поскольку тот при записи звука давал не слишком естественный хруст, а на общих и средних планах плохо держался в виде сугробов. И тогда мастера спецэффектов пригласили на роль снега новых «актёров» – противопожарную пену с мылом, которой залили несколько гектаров декораций, а также кусочки белого пластика, гипсовую пыль и 300 тонн алебастра (этих, более твёрдых снежных «артистов», расположили на земле). Всё это было настолько новаторским, что принесло «Оскара» за спецэффекты. Надо заметить, в современном кино пена используется по-прежнему. Это, пожалуй, самый дешёвый «снег». Но очень недолговечный. А ещё пожарная пена вытягивает кислород, оставляет ожоги на коже и вообще вредно влияет на экологию. Кроме того, пена от ветра шевелится, а сильный ветер может её вовсе унести. Значит, срыв съёмок киношникам гарантирован. Потому она используется в основном в сериалах и недорогих кинопроектах. Снег красивый, сверкающий и… кусающий
На роль снега в кино приглашаются и другие нетающие белые «артисты». Скажем, вышеупомянутый пластик. Если в картине «Эта прекрасная жизнь» он спокойно полёживал на земле, то в последующих фильмах с его помощью «ледяные кристаллы» приобретали искристый вид и эффектно носились в воздухе, изображая снежную метель, которая абсолютно ничем не отличалась от естественной. Существенным минусом такой «метели» является то, что она довольно болезненно хлещет по лицу своих коллег – актёров-людей и напоминает сотни, тысячи укусов комаров или мелких острых булавок. А ещё такие «снежинки» могут быть опасны для глаз. Были даже случаи, когда актёры, в первую очередь, женщины, из-за боязни получить травму кожи лица (что маловероятно) даже отказывались от съёмок. Снег, который жуётся, горит и вымораживает. Летняя холодрыга, или Как промокашка опускает столбик термометра до –40. Самая «подлая» и электрическая кинозима. Как? Вы ещё не знаете, что каждый пятый забайкалец носит киноснег с собой?! Тогда удивитесь однозначно! Сенсация: тёплый нетающий снег и снежки! И ещё: сколько же стоит зима в кадре? Обо всех этих и не только кино-погодно-снежных штучках – в следующий раз. Сергей БАЛАХНИН |