Об актёре бело-хрустяще-низкотемпературном и тайнах его. Часть 2 Продолжаем рассказывать тайны великих и всепогодных дублёров-каскадёров зимнего актёра – киноСнега!
Дублёры
Для того чтобы снять в кино зиму, вовсе не обязательно ждать это время года, зависеть от капризов погоды или отправляться за зимой на север или юг, подвергая нелёгким испытаниям людей и чувствительную к низким температурам съёмочную технику. Кинематографисты уже далеко не одно десятилетие «приглашали» и продолжают «приглашать», несмотря на возможности мощнейших графических компьютерных станций («натуральное» изображение по-прежнему в фаворе), на роль снега его различных дублёров – куриные перья, попкорн, мел, жидкое стекло, нафталин, соль, алебастр, гипс, противопожарную пену, мыло и пластик. Про особенности солевого и пластикового «снега» – крайне неприятные особенности – мы уже говорили. Более мягким характером обладает другой заменитель снега в кино – синтепон! Да-да, тот самый, которым утепляют куртки. Синтепоновый снег можно даже не подсыпать лишний раз – его белизну никакая грязь, которая неизбежно появляется в кадре при каждом дополнительном дубле, не убивает. Мало снега и мороза? Выручает…
…целлюлоза! Недорогая и очень правдоподобно изображающая снег талантливая «артистка» в бесснежную зиму всегда готова прийти на выручку кинематографистам. Она оказалась настолько хороша, особенно для масштабных пейзажей, что Никита Михалков для съёмок зимних танковых боёв в «Утомлённых солнцем – 2» заказывал тонны искусственного снега с её участием. Восковой морозец
Ещё один «актёр», способный выполнить в кадре морозную задачу, это... воск. Он, оказывается, отлично имитирует подмороженный грунт, асфальт и прочие поверхности. Например, в известном фильме-катастрофе «Послезавтра» кадры глобального вымерзания Земли имитировалось именно с помощью воска. Его без проблем можно распылить специальной машиной. А особые восковые панели с наложенным блеском создают ещё больший эффект замороженности. К примеру, в 20-м фильме «бондианы» «Умри, но не сейчас» ледяной дворец главного злодея построили как раз из таких восковых панелей. От одного их вида, бр-р, становилось зябко. Снег из… свечки
Как известно, снег в кадре не только лежит в виде сугробов, но и, как положено любому актёру в кино, ещё и движется: несётся в пурге или величественно падает с небес. На сегодняшний день самый качественный падающий снег (если требуется, то и пепел) в кадре выдают специальные свечи. Именно они создали великолепный снегопад в картине Ридли Скотта «Гладиатор». Есть минус – горит такая свеча всего три минуты. А поскольку большинство российских режиссёров так и не научились снимать быстро, то в нашей стране такие снегосвечки не в фаворе, поскольку ещё и стоят дорого – 25 долларов за штуку. В городе мороз и осадки в виде бумаги
С ролью снега в кино справляется и обычная белая бумага. Представим, что надо снять заснеженные улицы. Сначала из бумаги изготавливаются схематичные сугробы и снежные наддувы на крышах, подоконниках, балконах. Потом при помощи специального аэрозоля на стёкла окон наносятся морозные узоры. После этого в дело вступает снежная установка, из которой, как из брандспойта, вся улица заносится влажным бумажным «снегом», напоминающим мелко нарезанную промокашку. Всё. Даже жарким летом улица выглядит так, будто за окном –40. А зимой бумажный снег можно смешать с натуральным. Им можно эффектно обрабатывать стены (отлично держится на вертикальных поверхностях, поскольку такой снег можно просто приклеить), деревья, придав им естественный заснеженный вид. А вот с декорированием катка или лыжного склона бумажный снежок не справится – тормозит и коньки, и лыжи. Однако здесь киношникам приходит на помощь снег из полимера. Он почти не держится на вертикальных поверхностях, зато не препятствует движению. Снежный коктейль
Если в холодное время года улицы города, которые необходимо снять, обделены зимними осадками, а с бумажным снегом некогда возиться, в ход идёт недорогой коктейль из проверенной десятилетиями «актрисы» – противопожарной пены, близкого родственника натурального снега – мелко порубленного льда, а также маленьких кусочков полиэтилена. Последние относительно успешно способны исполнять роль снегопада, который разбрасывается во время съёмки специальным устройством, поднятым над улицей, за кадром. Две трети такого снега к концу съёмки тает под лучами осветительной аппаратуры, а полиэтилен собирается в ёмкости и вполне может использоваться, после небольшой чистки, ещё раз. Самый тёплый снег
Самым эффектным, натурально выглядящим и красивым в представлении белых морозных осадков на экранах XXI века является так называемый «быстрорастворимый» искусственный снег. В неактивном состоянии это белый порошок-полимер. Но стоит присыпать им, скажем, дно стакана, плеснуть воды, слегка перемешать, и тут же наступает удивительная реакция – из стакана начинает подниматься... снег (см. фотоиллюстрации 1, 2, 3). И в большом количестве (полимер впитывает воду и превращается в гранулы снега, увеличиваясь в объёме в 30–40 раз) он выглядит абсолютно натурально не только на экране, но и воочию, и на ощупь. Из него можно легко лепить снежки. Единственное отличие от настоящего снега в том, что этот – комнатной температуры (или вообще может быть тёплым) и не тает! Снимать его можно максимально крупным планом: имитация абсолютно незаметна. По нему можно легко кататься на лыжах и даже устраивать лавины, причём засыпанному сноубордисту или лыжнику такая лавина ничем не угрожает. Хорош такой полимерный снежок и для создания атмосферы слякотной зимы, поскольку легко видоизменяется от количества добавляемой воды: мало воды – снег пушистый, белый; много воды – снег серый, мокрый. Сколько стоит зиму устроить
При всех его великолепных качествах, стоит такой «быстрорастворимый» нетающий снег недёшево: пакет размером с подушку – 30 долларов. И хотя при смешивании с Н2О он немало увеличивается в объёме, устроить серьёзную маскировку, скажем, летней улицы или лесной поляны «под зиму» будет, мягко говоря, дороговато, в первую очередь небольшим кинокомпаниям, телевизионщикам или кинолюбителям. А потому наши предпочитают экономить, чаще – по старинке, рассчитывая на зиму и сопутствующие природные осадки, реже – используя, несмотря на эффектный внешний вид, довольно коварные «снега». Самый «подлый» снежок
Поучительный пример из прошлого: киевские киношники однажды по дешёвке купили четыре грузовика тёртого пенопласта. Засыпали им аэропорт, отсняли нужные сцены и уехали. А через полтора дня на лётное поле именно этого аэропорта должен был прилететь тогдашний президент Украины пан Кучма. Тогда технические службы аэровокзала собрали всех уборщиц, и бедняги, страшно ругаясь, пытались убрать «снег», вплоть до приезда Кучмы гоняясь за пенопластовыми шариками, которые, наэлектризовавшись, носились от уборщиц по всему полю. И напоследок…
Сегодня в кинематографе, несмотря на мировую компьютеризацию в синтезе изображений («натуральное», нелишне повториться, до сих пор в фаворе), используется более 30 видов имитаций снега. Однако до сих пор находятся желающие проникнуться суровой снежной реальностью. Настоящие киношники по-прежнему штурмуют белые морозные просторы Заполярья и горные выси, ибо в этих чертогах вечной зимы вся правда Снега. P.S. Кстати, знаете ли вы, что в эскимосском языке около 300 слов, обозначающих разное состояние и виды снега? Так-то! Сергей БАЛАХНИН |