«Из дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана» С появлением письменности в роду человеческом мы научились фиксировать факты и события, дабы за давностью лет они не затерялись в беспросветной тьме истории. Великие свершения, войны, катаклизмы аккуратно записаны летописцами на пергаменте, берёсте и бумаге. А что же было до этого?
Знания передавались из уст в уста, обрастали легендами, каждый старался приукрасить события, добавить что-то своё. Таким образом из невинного факта могла родиться монументальная легенда, которая со временем переходила в разряд мифологии или фольклора. Но остались вещи, которые практически не тронуты домыслом человеческим, потому как уважение к описываемым событиям выше желания приукрасить их. Это касается прежде всего славянской мифологии. Среди известных нам славянских божеств выделяют в первую очередь домового, лешего, банника, водяного, русалку и кикимору. Из присланных вами историй деяния домового занимают почётное первое место, потому как хозяина дома встречали девяносто процентов моих респондентов. А вот остальные существа крайне обделены вниманием. Причина проста и понятна – домовой живёт в непосредственной близости от человека, постоянно с ним контактирует. Поэтому проявления его жизнедеятельности, если можно так выразиться, постоянно фиксируются людьми. Мелькающие тени, сонный паралич, шумы и звуки человек наблюдает не только в старинных деревенских избах, но и в современных городских квартирах. Банник же живёт только в банях, причём только если она построена отдельно. Если баня является частью дома, то это уже территория домового. У банника скверный характер, потому что он постоянно возится с чёрной энергетикой. Ещё меньше информации от очевидцев о русалках. Фактически описан только один случай, произошедший в селе Размахнино Шилкинского района. Якобы там одну из девушек очень давно русалка схватила за ногу в омуте во время ночного купания. А вот кикимора лично для меня – тёмный лес. Ни одного свидетельства в нашем регионе я не получил. Не было зафиксировано случаев, подходящих по описанию к маленькой старушке, живущей на болотах. К водяному мы ещё вернёмся. Героем же нашего сегодняшнего расследования станет леший. Дело было так…
Мне было семь лет, когда в 1992 году от диабета на шестьдесят пятом году жизни скончалась моя бабушка. Это была сильная и волевая женщина. Деду она особого спуску не давала, поэтому, как это не прискорбно, он после похорон стал засматриваться на соседку по даче. Правда, соседкой ту женщину трудно было назвать. Жила она на другом краю кооператива. Я её видел несколько раз. Женщина с чёрными, как смоль, волосами. Эвенкийские черты лица. Она была немного моложе деда. Звали её все почему-то Моникой. Имя это или прозвище, я так до конца и не выяснил по причине моего тогда юного возраста. Но я хорошо помню запах и вкус булочек, которые она пекла для меня и передавала через деда. Сдобные, румяные, посыпанные сахаром, они таяли во рту. Дедушка умер спустя восемь месяцев после смерти бабушки. А Моника неожиданно заявила, что дед обещал ей подарить дачу и всё хозяйство. Мы её погнали со двора. А через пару недель она пропала в лесу. Пошла по грибы и не вернулась. На дворе стоял сентябрь. Я помню, как деревенские собирались возле озера в нашем кооперативе, как ходили её искать в тамошних непролазных лесах. А потом Моника пришла. Пришла сама. Пришла через три дня. Я хорошо запомнил эту встречу. Мы уже садились было в машину, когда заметили её, стоящую у дороги. У неё неестественно тряслась голова, как будто после контузии. Волосы спутались в большой колтун, из которого торчали прелые листья и веточки. Она с мамой перекинулась несколькими словами и ушла. Самое удивительное было то, что она заблудилась на участке леса размером 500 на 500 метров. С трёх сторон этот лес окружают дороги, по которым день и ночь шумят машины. Другими словами, она три дня не могла выйти из леса, который насквозь можно было пройти за десять минут. Наверное, это первый на моей памяти случай деяния лешего. Заведёт, не выведет?
У лешего нет внешности. Среди высоких деревьев он вышагивает по лесу исполином, а в чистом поле едва угадывается в траве. Мужчина ли, женщина, медведь, старик, гориллообразное существо – всё это может быть хозяином леса. Когда он идёт, поднимается ветер, заметая за ним следы. Физического тела он не имеет, умея растворяться в воздухе и появляться из ничего. Чем больше я изучаю эту тему, тем больше мне кажется, что леший и снежный человек – одно и то же существо. Неуловимый и всесильный хозяин тайги русской. Встреча с лешим в незапамятные времена не была чем-то из ряда вон выходящим. Если его видели в образе человека, то по определённым признакам признавали в нём божество. Он не отбрасывает тени, у него «кафтан запахнут другой стороной, а обутка обута задом наперёд», то есть ноги у него вывернуты коленями назад. На самом деле ощутить присутствие потусторонних существ довольно просто. Проще всего это сделать по отношению к лешему. Достаточно пройтись одному по лесу ночью. Пятнадцать лет назад я поставил эксперимент в том самом месте, где когда-то давно заблудилась Моника. Ещё в обед ваш покорный слуга выдвинулся к центру вышеописанного леса, где и дождался темноты. Ну а затем поспешил на дорогу. Неискушённый читатель меня должен понять. Я никогда в жизни подобного не испытывал. Когда я пробирался по распадку через кусты, было нестрашно. Но когда выбрался в лес, было очень сильное чувство, что на меня смотрят со всех сторон. Причём смотрит именно лес. Смотрят пни. Смотрят деревья. Ночь была безлунная, но мне казалось, что стволы деревьев испускают еле видимый свет. Постоянно хотелось бежать. Это чувство погони известно многим. Тут же оно не покидало меня ни на минуту. Деревья смыкались за спиной сплошной спиной, а я старался поменьше оборачиваться назад. Паутина лезла в глаза. Постоянно запинаясь о поваленные стволы, я вылетел на дорогу и... всё успокоилось. Мистерия закончилась, и лес снова стал лесом. Он лишь немного шумел, словно возмущённый моей дерзостью. Дорога была спасением. Дорога была жизнью. А теперь представьте себя на месте Моники. Три дня проходить по лесу, который за сорок лет исходил вдоль и поперёк и не найти дороги? Хочешь – верь, хочешь – не верь
Из всей массы литературы, которую мне довелось изучить, я нашёл лишь один случай встречи с лешим, официально задокументированный. Профессор Платонов в своей книге «Психология религий» в 1967 году писал: «Однажды я беседовал со старым забайкальским охотником, который говорил, мол, не знаю как насчёт обезьян, я их никогда не видел, а вот лешего видел, и не один раз». Существует поверье, что леший, помогающий путникам выйти на тропу, предупреждает о том, чтобы никто не знал о нём. Поэтому люди и молчат. Пережив подобную встречу, человек испытывает столь сильное эмоциональное потрясение, что свято выполняет волю лешего не разглашать подробности их встречи. Домовой в этом отношении более лоялен. Но домовой – дух, предпочитающий оставаться невидимым. Леший же может пригласить путника в свою избушку переночевать. Более того, считается, что у лешего могут быть жена и даже ребёнок. По славянской мифологии, детьми лешего становятся пропавшие без вести некрещёные младенцы. Здесь я бы хотел провести параллель с русалкой. В соседнем регионе был описан случай, когда в бане видели старуху-русалку, которая мыла мёртвого ребёнка. Но тут, скорее всего, произошла типичная подмена понятий. Так сказать, распределение ролей славянских божеств. В связи с этим приведу в пример ещё одну историю. Хочу предупредить, что лично я эту историю ставлю под сомнение, потому как дошла она до меня, что говорится, через третьи руки. Наталья пятнадцати лет от роду пошла с двумя подругами в лес за ягодой. Перед этим она поссорилась с матерью, которая в сердцах пожелала, мол, чтобы тебя леший взял. Он и взял её. А заодно и её подруг. Девушек нашли через несколько дней за пятьдесят километров от родной деревни. Они были живы, но явно не целы. Когда шок прошёл, они поведали, что действительно заблудились. Ходили до ночи по лесу, пока не встретили соседку из дома напротив. Подозрительным было, прежде всего то, что тут делает сия соседка? Кроме того, женщина та была известна своей аккуратностью. Перед девушками же она предстала в мятой юбке и какой-то вытянутой кофте. Она пообещала, что выведет подружек из леса. Они долго шли, всё больше и больше убеждаясь, что соседка эта меньше всего похожа на человека. Наконец та сказала, что пора спать. Она предложила подругам лечь вместе под ель. «Сама же я лягу отдельно от вас – вы сильно тёплые». После этих слов девушки в ужасе стали творить все молитвы, которые знали. Женщина исчезла на глазах. Ну а девушки через некоторое время вышли на дорогу к людям. В вышеописанной истории есть много непонятных фактов, которые мне, как скромному исследователю славянской мифологии, необходимо разобрать. Во-первых, действия этой женщины и её внешность, схожая с внешностью соседки, более напоминают деяния деревенской ведьмы-колдуньи, но никак не лешего. (К ведьмам из деревень мы вернёмся в следующих материалах.) Во-вторых, если леший принял решение помочь людям, он им поможет. Потому как немногие очевидцы, якобы видевшие его, действительно вышли из леса живыми. Ну и, в-третьих, даже если мать и пожелала ребёнку быть взятой лешим, то за это в ответе только мать. Издавна считалось, что дети за проступки родителей не в ответе. Каждому славянскому существу приписываются определённые качества, равно как и задачи. Если увидел домового, нужно спросить его: «К худу или к добру?» Если увидел русалку или белую бабу, это всегда к беде. В случае с белой бабой – даже к смерти. Если увидел лешего, то он кроме почтительного к себе отношения, равно как и уважительного отношения к его лесу, более ничего не требует. Водяных и кикимор никто из моих интервьюеров не видел. Если описание кикиморы мы может представить только по сказкам и фольклору древней Руси, то водяной может быть кем угодно, подробных описаний хозяина водоёмов нет. Антон ДОЦЕНКО |