Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
АКТУАЛЬНО
    За достойную пенсию!
    Новогодние сказки народов мира
ЛЮДИ И СУДЬБЫ
    Персоны года
КАЛЕЙДОСКОП
    2019 в событиях страны
    Забайкалье – 2019
ЗДОРОВЬЕ
    Пётр Громов: «Мы открыты для всех»
НУ И НУ
    Крысота-то какая!
КАК ЭТО БЫЛО
    Новый год пятидесятых
ТелеМАНИЯ
    «Союз спасения»: «Мы вышли. Нам не вернуться»
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Реликтовая рыбалка в Забайкалье
ГОРОСКОП
    Астрологический прогноз на 2020 год
ВЫХОД В СВЕТ
    Встречаем Новый год на пуантах
И Я ТАМ БЫЛ...
    Круто ты попал в ЦДТ!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Забайкальская вольная поэзия
ИТОГИ ГОДА
    На рубеже новых производственных побед!
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
    Через бурные потоки жизни
Выпуск № 52 от 24.12.2019 г.
«Союз спасения»: «Мы вышли. Нам не вернуться»
Восстание. Переворот. Путч. Бунт. Революция... Разные слова, обозначения, понятия, но схожие в желании и действии совершить нечто, позволяющее в короткие сроки изменить происходящее. Они – около шести сотен благородных офицеров-дворян и штатских. Они шли к свободе, справедливости, равенству и процветанию великой России без тенёт самодержавия, крепостного права и невежества. Они знали, что выступление их и в случае победы, и в случае поражения пройдёт через кровь, страдания и смерть. Но свободы и справедливости без оных не добиться. Они твёрдо знали: «Мы вышли. Нам не вернуться». На календаре грозно чернело: 26 декабря 1825 года... Декабристы сделали свой выбор. 194 года назад и в настоящий год и день. День «Союза спасения».
    
Четыре

    Попытка декабристов создать подлинный мир свободы и равенства в дальнейшем отразилась в литературе, живописи, скульптуре, музыке и театре. А вот кинематограф тему декабристов – захватывающую, благодатную для большого экрана – обходил в основном стороной. Ярким исключением стала лишь историко-романтическая биографическая картина известного режиссёра Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», снятая в 1975 году и ставшая классикой отечественного кинематографа. Было ещё три киноленты – «Декабристы» (реж. А. Ивановский, 1926), приключенческая Г. Козинцева и Л. Трауберга «С.В.Д.» («Союз Великого дела») от 1927 года и картина Б. Халзанова о судьбах братьев-декабристов Бестужевых «Нет земли чужой» (1990). Больше серьёзных попыток кинематографистов обратиться к теме декабристов не было.
    
Герои или изменники?

    Итак, четыре фильма: два из них – «немые», забытые, вспоминаемые лишь киноведами, третий – угодивший в «безвременье» отечественного кинематографа 1990-х. В чистом итоге – одна, хотя и блистательная, «Звезда пленительного счастья». Всего одна. Почему так произошло? Причины были разные – технические, экономические, организационные… С появлением на картах мира вместо СССР нового государства – России – с иным социальным строем, появилась ещё одна, самая пожалуй, серьёзная причина отсутствия темы декабристов в «историческом» кинематографе. Особая – полная неоднозначность взглядов, восприятия и суждений на события, произошедшие в XIX веке на Сенатской площади. Неоднозначность не только среди современных кинематографистов и зрителей, но и властных политических структур: от демократическо-патриотической – горячей поддержки действий декабристов, стремившихся к свободной и процветающей великой державе, до реакционно-радикальной – полного неприятия и обвинения противников монархического строя в предательстве, измене государю императору, империи и т.д.
    Исключением в этих непрекращающихся спорах, вероятно, могут быть лишь жители дальневосточной части современной России. В первую очередь Сибири, особенно Прибайкалья и Забайкалья, куда были сосланы на каторгу, а затем, после оной, и поселение десятки декабристов, включая помилованных, избежавших казни «главарей», «бунтарей», «активных зачинщиков» и «соучастников» Волконского, Трубецкого, братьев Муравьёвых, Бестужева, Оболенского, Одоевского, Завалишина и других. Переоценить культурно-просветительский и научно-изыскательский вклад этих великих, хотя порой и противоречивых людей в развитие, жизнь Сибири и её населения просто невозможно. Отношение к декабристам в наших местах в подавляющем большинстве, несмотря ни на какую «конъюнктуру политического момента», останется однозначным.
    И вот спустя 194 года со дня событий на Сенатской площади в отечественном кинематографе в этот же исторический день, 26 декабря, в нашей стране также произойдёт Событие с большой буквы, как надеются его авторы. Все экраны кинотеатров России полыхнут огнём истории и зрелищем одного из самых крупных проектов современного российского кино – картиной...
    
«Союз спасения» (о фильме и фактах)

    Сам проект возник ещё в конце 2014 года. Идею снять большое кинополотно о декабристах с использованием всех технических возможностей современного кинематографа подал один из его продюсеров – Константин Эрнст. Интересно, что такое название проекту авторы дали неспроста. Дело в том, что «Союзом спасения» в 1816 году называлось вполне реальное политическое тайное общество, куда входили гвардейские офицеры – братья Муравьёвы, князь Трубецкой, братья Муравьёвы-Апостолы, майор Лунин, полковник Глинка, полковник Пестель и другие. На смену «Союзу спасения» и последующим пришли более крупные объединения («Северное» и особо радикальное – «Южное»), понимавшие, что страну не изменить одними словами и благими целями. Только действием. Причём самым жёстким... Но вернёмся к фильму...
    Бюджет и режиссёр. Бюджет «Союза спасения» составил в общей сложности 800 миллионов рублей. Возглавил проект достаточно опытный в жанре исторического кино режиссёр Андрей Кравчук («Адмиралъ», 2008, «Викинг», 2016).
    Сюжет. В общих чертах он известен многим будущим зрителям (особенно, по вполне понятным причинам, забайкальским, старшего и среднего поколений), изучавшим историю России хотя бы в рамках школьной программы (особенно советской) и посещавшим читинский музей «Церковь декабристов», а также по многочисленной рекламе по телевидению и в интернете.
    Роли. Центральные образы декабристов воплотили известные российские актёры: полковник гвардии, князь Сергей Трубецкой (осуждён на каторгу в Сибирь – Забайкалье) – Максим Матвеев; подполковник Сергей Муравьёв-Апостол (казнён 25.07.1826) – Леонид Бичевин, подпоручик в отставке Кондратий Рылеев (казнён 25.07.1826) – Антон Шагин (см. фотоиллюстрацию); полковник Павел Пестель (глава «Южного общества», казнён 25.07.1826) – Павел Прилучный; подпоручик Михаил Бестужев-Рюмин (казнён 25.07.1826) – Иван Янковский; поручик в отставке Пётр Каховский (казнён 25.07.1826) – Сергей Агафонов. Также в главных ролях задействованы Игорь Петренко (разжалованный майор Баранов), Алексей Гуськов (генерал от инфантерии, князь Щербатов), Александр Домогаров (генерал, граф Милорадович). Образы государей-самодержцев российских воплотили актёры Виталий Кищенко (Александр I) и Иван Колесников (Николай I).
    
«Звезда пленительного» «спасения»

    Интересно, что творческая группа «Союза спасения» во время подготовки к съёмкам не менее десятка раз тщательно пересмотрела шедевр советского кино, картину «Звезда пленительного счастья». Коллеги прошлого «выручали» современных российских киношников, как надо с блеском выходить из сложных творческих и «технических» ситуаций в съёмочном процессе – актёрской игре, режиссуре, монтаже.
    Реквизит. Костюмы... Для съёмок фильма на целом ряде фабрик в разных регионах России было изготовлено в общей сложности более 1500 единиц одежды! Особо сложные офицерские мундиры изготавливались при участии нескольких пошивочных ателье, причём из того же типа сукна, что носилось в первой четверти XIX века.
    Вооружение. Было изготовлено свыше 1000 идеальных копий отечественного и зарубежного огнестрельного и холодного оружия 1800-х годов. Особой гордостью оружейников и пиротехников «Союза» стали точные копии 12-фунтовых пушек образца 1806 года, которые использовались в войне с Наполеоном, а затем на Сенатской площади во время восстания.
    Массовка. За весь съёмочный период в фильме приняло участие свыше 2000 актёров массовых сцен.
    Локации. События на Сенатской площади снимались непосредственно на месте самих событий – в Санкт-Петербурге, а также Петропавловской крепости, Царском селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке… Прошли съёмки и в Белгородской области.
    
Экстремально морозные съёмки

    Самым тяжёлым испытанием для киногруппы Андрея Кравчука, причём в дни самых кульминационных съёмок сцены «Восстание на Сенатской площади» в Санкт-Петербурге, стал жестокий мороз в –24 градуса, – который вместе с влажностью до 90% ощущался на все - 350С. Но именно подобные условия ещё больше помогали, по словам актёров, вживаться в роли. «Солдатской» массовке было чуть легче – она была в шинелях. А вот офицерам во время чрезвычайной ситуации, к которой относилось декабрьское восстание, в шинелях ходить было нельзя. Верхнее обмундирование закрывало знаки отличия и мундир. Они обязаны были его снять. Так и работали актёры, занятые в крупных ролях «Союза» на морозе и налегке. В таких условиях «страдали» и ...гримёры – отчаянно краснеющие части лица актёров – носы, уши, щёки – им периодически приходилось спешно «камуфлировать» в нужный оттенок.
    Итак, совсем скоро, 26 декабря, миллионы россиян через порталы-экраны кинотеатров, включая забайкальские краевые – «Нерча» (Нерчинск), «Россия» (п. Первомайский), «Экран» (Карымское), «Космос» (Балей), «Авангард» (Кокуй) и «Восток» (Борзя), окажутся там: в начале – в период триумфа Победы России над наполеоновской Европой, а затем в месте с великими людьми, с их высокими, хотя порой и противоречивыми, даже туманными и вместе с тем ясными по своей сущности целями создания в России мира свободы, справедливости, братства, а затем уйдут и примут те события, произошедшие ровно 194 года назад в Санкт-Петербурге, в картине «Союз спасения». «Мы вышли. Нам не вернуться», – уже пророчески гласит официальный слоган-девиз этой новой работы российских кинематографистов.
    
    P.S. Будущие зрители фильма, помните: это художественная картина, а не документальная лента. А посему пусть о событиях, показанных в «Союзе спасения», у каждого останется своё суждение.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования