Антракт. Ещё антракт Журналистов провели по этажам краевого драматического театра, который переживает масштабную реконструкцию Пока тут, конечно, драма. Представьте, что любимый дом выскребли до кирпичной кладки. Обнажили стены и потолки. Темно. Мрачно. Холодно. Грязно. В пыли и шуме передвигаются рабочие. И трудно вообразить, что на месте этого вот зияющего провала через два года вновь будет рукоплещущий зал... «Будет! обязательно будет», – успокаивает директор театра Юрий Пояркин.
А сцена… там?
С мая 2019 года труппа кочует по чужим подмосткам с багажом костюмов и декораций; за всю историю театра ни разу так надолго не покидали они родных стен. Читинские театралы, что не пропускают премьер и знают здесь каждую портьеру, тревожатся, глядя на беспомощного сейчас гиганта, опоясанного профлистом. За забором – строительная площадка. Бетономешалки вместо приветливых контролёров. – Это время выбрало нас, – повторяет Юрий Иванович. И если человек, любящий театр как своё детище, уверен, что трудности, которые сейчас переживает труппа, и все волнения зрителя, того стоят, перестаём содрогаться и мы. Петляем по закулисью за провожатыми. Иногда почти в темноте. Гадаем, где что, и даже не сразу понимаем, что стоим в сумраке над святая святых – сценой! «Щёлкаем» кабинеты, гримёрки, если так можно назвать комнаты с горами строительного мусора, барханами бетона и песка. Сейчас они обезличены. Как заготовки для театральных масок. Ни характеров, ни настроения. Только большой ремонт. Помнится, что «где-то здесь» свой уголок обустраивал Евгений Нимаев. Разучивал роли. Правил гитарную струну. «Где-то здесь» мечтой о ласковом море делилась яркая, сама как южный цветок, Светлана Зограф. А не с этой ли верхотуры смотрели мы вниз с уроженкой Читы, начальником осветительного цеха Иркутского театра музыкальной комедии, интереснейшей, глубокой Галиной Мельник?.. Сейчас на подмостках (строительных!) другие люди, в афишах (новостях о театре) – другие имена. «Имя повторите, пожалуйста»
Ответ перед журналистами (а значит, перед всеми забайкальцами) о ходе ремонтных работ держит главный подрядчик – директор ООО «Звезда» Вартан Хачатурян. Имя-отчество говорит скороговоркой, поэтому его несколько раз просят повторить, ну и запомнить его тоже нелишне: реконструкции такого масштаба входят в историю, и главные герои – обязательно тоже... До того Вартан Дурсунович пять лет назад возглавлял работы по восстановлению Дома культуры в Красном Чикое, построил переселенцам из ветхого жилья два многоквартирных дома в Первомайском, 70 квартир в Шилке и по программе «Дети-сироты» – благоустроенные дома в Ясногорске. – Без никаких проблем, без нарушения сроков, – расскажет он чуть позже. А пока отчитывается по драматическому: – Работаем. В сроки укладываемся. Даже немного с опережением. За год, как планировалось, освоили 109 миллионов рублей. Выполнено почти девяносто процентов работ по кровле. На восемьдесят готов малый зрительный зал. Окна поставили. Укрепили фундамент. Внутри идёт штукатурка, кирпичная кладка... Да, в холода тоже работаем – 30 декабря ушли, вышли 3 января. Ускорить? Попробуем, но надо всё рассчитать... Закончить реконструкцию раньше контракта предлагает губернатор Забайкалья Александр Осипов. От вице-премьера Аягмы Ванчиковой недавно прозвучал призыв начать досрочно и реконструкцию Театральной площади. Положа руку на сердце, радует, что подрядчик и другие ответственные за глобальный ремонт не спешат козырнуть «так точно!»: резать ленточки к праздникам нам не привыкать, но редко, очень редко аврал – не помеха качеству, а когда ещё краевому театру повезёт попасть под золотой дождь: миллиард потратят на реконструкцию. Пока «ускорениям» мешает коронавирус: рабочая сила, которая восстанавливает храм Мельпомены, большей частью из КНР. Есть зависимость по времени от поставок дорогостоящего оборудования (многое доставляют из Европы). – Каждую лебёдку можно ждать по полгода, – признаётся подрядчик. Но ни о каком застое и отказе от контракта (в театре опровергают скандальные заявления некоторых СМИ) речи не идёт. Возможно, поэтому и пригласили журналистскую братию в трескучий февральский мороз взглянуть изнутри на то, что происходит за временным зелёным забором. Елена Викторовна Морозова, которая от региональной службы выступает заказчиком работ, подтверждает слова Хачатуряна: всё по графику, согласно договору. Контроль фактически ежедневный. Кроме внутренней отделки (а работы по этой части ещё очень много – посмотрите фотографии), ещё предстоит заняться отоплением, водоснабжением, вентиляцией… А что снаружи?
– Изменится облик театра, – присоединяется к разговору министр культуры Татьяна Цымпилова. – На входе, вы видели, уже установлены колонны. Впоследствии будут обложены гранитной плиткой так же, как весь фасад. Это одна из, наверное, самых кропотливых работ по реконструкции. Через два года – в 2022-м – драматический театр, обновлённый и современный, должен распахнуть свои двери. Встретить зрителя совершенными звуком, светом, акустикой. (На техническое оснащение приходится больше половины сметы всего проекта.) Когда бетон, песок, пыль, грязь останутся только на фотографиях, поступит инновационное оборудование, которое позволит сцену поднимать, опускать… – воплощать самые смелые фантазии режиссёров-постановщиков. Соответственно, и принимать с гастролями Чита сможет любые коллективы. Пока же – ремонт. Капитальный ремонт. Наберёмся терпения. Ведь театр (это же не только и не столько здание) живёт своей жизнью. Идут постановки. Выполняется, как сказал Юрий Иванович, государственное задание. За год (кочевой жизни!) поставлено пять спектаклей. 70 тысяч зрителей увидели любимых актёров, которые, да, вдали «от дома», но продолжают нести свет. А «дом» пусть скорее обретёт достойный театра облик. Елена СЛАСТИНА |