Свидание с войной У каждого своё отношение к памяти. Одни живут, не помня родни, не зная и не желая знать подвигов предков, не интересуясь местом их последнего пристанища и состоянием родных могилок. Другие заваливают запросами военкоматы и поисковые организации в надежде узнать боевой путь своих защитников, хоть какой-то информацией пополнить семейные архивы. А есть ещё те, на кого молятся родственники пропавших без вести бойцов.
За теми, кто всё ещё между адом и раем…
Поисковое движение преследует единственную цель – увековечить память защитников Отечества, найти их родственников и предать останки земле по-человечески, по обычаю. Поисковиков – сотни. К ним присоединяются добровольцы, родственники павших бойцов Красной Армии и тяжким трудом вырывают из забвения имена тех, кто десятилетиями считался пропавшим без вести. Один из таких людей – подполковник в отставке Сергей Мачинский, 25 лет прослуживший в Вооружённых силах. Вместо того, чтобы сидеть в тёплой московской квартире, уже 20 лет, с ранней весны, как только появятся первые проталины в смоленских лесах или на болотах Новгородчины, он отправляется в лес на очередную Вахту Памяти, на поиски тех, кто всё ещё между адом и раем, чья душа неприкаянно мучается в заросших окопах и воронках от взрывов… Великая Отечественная и подвиг советского солдата для Сергея – святое. Близкое по духу, памяти, воспитанию и семейной истории. «Воспитывали меня родители-военные, дедушки и бабушки, которые прошли войну и выжили. От них война ко мне и перешла», – говорит он о своей работе, ставшей уже не просто важным, а главным делом всей жизни. «Поиск – уже давно нечто большее, чем группа единомышленников, это уже субкультура со своими законами и правилами. И не всегда поиск был правильным, овеянным патриотизмом; он был и, наверное, есть всякий. Вместе со страной он переживал подъёмы и падения, менял вектор и направление. Пускаются в него люди разные. Есть «мажоры», которым подавай приключения и романтику, есть «копари», которые ищут убитых. Есть и третья группа людей – «местные». Те, кто выросли на линии фронта, в долинах и коридорах смерти, в «чёрных», «мёртвых» лесах, «гнилых», «красных» полях и оврагах. Там, где война лишь вчера сделала шаг в тень. Эти люди выросли на костях. Их игрушками были настоящие винтовки и автоматы. Они глушили рыбу боевыми гранатами и минами. Ничуть не стеснялись пользоваться вещами, притащенными с этой войны. Для них всё железо войны было просто железом. А останки погибших солдат – просто костями. Это не потому, что они плохие и бесчувственные, это потому что так они были воспитаны. Вот эти люди и становились проводниками «на войну». Многие из них не шибко разбирались в истории и с интересом слушали рассказы поисковиков об истории сражений вокруг их деревень. Многие, пообщавшись с родственниками найденных солдат, осознавали всю важность и человечность поисковой работы. Некоторые просто… тихо спивались у благодарных поисковых костров», – рассказывает Сергей о том, как всё начиналось. А ещё он предлагает изучать географию нашей огромной страны через её историю. История и география по Сергею Мачинскому
«Путешествия по стране, да даже по краю – это интересно, познавательно, захватывающе и красиво. Это встреча с новой, другой культурой, людьми этой культуры; это история других народов. Наша страна уникальна тем, что через её историю можно изучить географию почти всего мира и даже познакомиться с людьми из других стран, не лучшими, но, наверное, и не самыми худшими их представителями. ...Забайкальская тайга. Сосны и лиственницы, чистый, шуршащий мхом и голубичником подлесок. Зелень ковра с синеневыми пятнами ягод, душистый, терпкий, пахнущий смолой и разнотравьем воздух. Посреди леса – ряд безымянных холмиков. Местные знают: здесь похоронены японцы. Дата – 1919 год. Что вам нужно было в нашей тайге? Почему вы решили, что можете прийти сюда? Зачем вы полезли туда, где сами мы не могли разобраться и до сих пор спорим, кто прав, кто виноват в той страшной братоубийственной войне? Почему, встав добровольно в строй нашей Гражданской войны, вы, нарушив все человеческие обязательства, припёрлись в нашу страну наводить свой порядок, грабить и убивать наших сограждан в самое тяжёлое для нас время? Что вам нужно было здесь, за тысячи километров от своего дома? Жалко ли мне вас? Нисколько! Вот вам наша земля! …Новгородская область, предболотье… Квашня под ногами, залитые жижей, смазанные воронки и траншеи. Мириады летучих кровососов. Островки травы и гигантский «укроп» борщевика. Сизые, в жиже размазанные по стенкам воронки, перемешанные со стрелянными гильзами и ошмётками солдатского снаряжения, колотые кости... Белым в чёрном месиве блестят молодые зубы сплющенного взрывом черепа. Сгнивший, разбитый немецкий стальной шлем и чуть угадывающаяся на нём эмблема с испанским флагом. Весёлый чернявый испанец, молодой, крепкий, выросший под горячим солнцем. Что тебе нужно было в этих болотах? Сколько жизней забрал ты на этой земле? Чей отец, сын, муж, брат остался в этом болоте после твоего выстрела? Доброволец! Земля наша приняла, обняла и размазала все мечты и стремления. Съела болотной жижей зачернённую морским солнцем кожу, осколками мины расшвыряла поющую в душе весёлую испанскую песню. …Ручьи Новгородчины весной превращаются в бурные реки. Тишина в диком, непроходимом буреломе леса. Запах прели, сырости и забвения. Здесь не пахнет корицей и горячим шоколадом, здесь нет порядка и строгости брюссельских улочек. Свернувшись калачиком от очереди из «максима» или «дегтяря» в живот, обнимая свой позвоночник, здесь сидит бельгийский доброволец, только уже СС. Что ты видел в последние минуты своей жизни, сжимая в окровавленных крепких руках вонючую требуху кишок? О чём думал? Уж точно не об этих наших бескрайних лесах и болотах. Думал ли ты о том, какой ты был дурак, придя сюда наводить свой порядок на нашей земле, а не освобождать от немцев свою? Плакал ли о матери, жене, девушке? Да в принципе мне всё равно, меня беспокоит, сколько ты убил, ограбил, изнасиловал моих земляков. А тебе лежать здесь, если не заберут бывшие хозяева… Удобрив своими разодранными осколками и пулями телами землю, в чёрной пучине вечности гниют добровольцы из Нидерландов и Латвии. Нужна она была вам, наша земля, наши женщины и старики? Наелись? Чего вам не хватало дома? …Карелия. Тишина болотных ламбин, стройность и прелесть поросших елями суровых скал. Ряды разрытых могил, сваленные в беспорядке на дно кости, белеющие под дождём и ветром. Россыпь солдатских жетонов в чёрной от земли руке местного. «СС», «СС», норвеги-викинги, охотники-финны, банкиры-шведы и часовщики-швейцарцы. «Что это?» – задаю вопрос. «Контрибуция», – смеётся человек с лопатой. Не по-человечески? Наверное, да. Но в праве ли я его осуждать? Не знаю. Ведь потомки этих «добровольцев-помощников» сейчас ровняют с землёй памятники и могилы наших дедов и прадедов, ценой своей жизни вернувших их странам свободу. Ведь там солдата-освободителя приравняли к фашистам и с визгом, как на диком шабаше, рушат их скульптуры. Жалко ли мне их? Однозначно нет! Кто звал их сюда? Молодых, здоровых, сильных? Могущих столько пользы принести своим странам! Сколько горя они принесли моей земле, сделав хоть один выстрел в цель, отобрав чью-то жизнь. …Брянские леса. Окопы и блиндажи по берегам реки. Гильзы со странной маркировкой. И ответ, полный неподдельной ненависти в почти бесцветных глазах старушки, как выстрел, как плевок: «Звери! Венгры! Хуже немцев народ тиранили!» Ещё одни «просвещённые» европейские добровольцы. …Забайкалье, Приморье – японцы, Сталинград – итальянцы, Крым – румыны. Французы – под Москвой. Литовцы и Эстонцы – под Псковом и ещё много где. Вот вам география через историю только одного века и двух войн, целью участников которых была наша страна. Кто мы такие, чтобы сейчас говорить о примирении и прощении? Мы не горели в тех танках, не наши кишки наматывались на штыки этих «добровольцев свободного мира». Я, может, скажу жуть, но я бы вывалил все эти иностранные кости в огромную гору, и, поверьте, она была бы огромной. В огромную кучу, как мусор, на границе с нашими соседями. Вывалил так, чтоб было это видно из Рейхстага и с Эйфелевой башни, а оттуда транслировалось в Вашингтон и дальше. Вывалил бы, как есть, – в гнилых пробитых касках разных эпох и войн, стран и армий, с оскаленными черепами, пробитыми пулями и осколками лбами и затылками. Вывалил и накрыл стеклянным саркофагом навечно. А на флагштоках – государственные флаги стран-участниц. У мусорной кучи добровольцев бы поставил. Чтобы помнили, чтобы не забывали, что мы живём так, как хотим мы. При царе, Сталине, Брежневе, других. И если нам не понравится, мы сами в силах разобраться в своей жизни. Нам не нужны «помощники» со штыками на винтовках. Скажете – демократия, свобода слова и человека? А вы там не подумали, что всё, что несётся на чужую землю на штыках из другой страны, – это всё равно нацизм, фашизм и национализм? Потому что это «вы там» решили, что нам так лучше, а нас не спросили. А ну как решат горячие головы новую нам идею притащить – пусть на кучу свою посмотрят и, может, охолонут. Неполиткорректно? Негуманно и не по-человечьи? А гуманно каждые несколько десятков лет сжигать половины моей страны? Корректно убивать лучших мужчин и женщин, неразумных детей и стариков? Каждый раз прикрываясь какой-нибудь красивой политкорректной хренью? Корректно уже несколько сотен лет всему миру загаживать мозги, показывая мою страну страшной и дикой? Корректно и культурно врать и лицемерить, когда от нас что-то надо, а потом бить русскому в спину, как в двух последних мировых войнах? А потом ложью отбирать проплаченную нашей кровью Победу и перевирать написанную судьбами наших дедов историю. И готовить своё население к новой войне, загаживая ему мозги ложью. Может, новая орда «добровольцев», глядя на эту кучу, задумается, а надо ли оно им? Дикость? А не дикость сжигать инакомыслящих живьём, разрушать целые государства ради своих амбиций, травить газом и убивать детей для пропаганды и дешёвого пиара? Может, если бы хоть раз мы проявили ту дикость, что нам приписывают наши соседи, не началась бы новая война? Может, мы слишком мягкими и культурными были с палачами своей страны? Разжигание ненависти? Нет! Жажда справедливости. Ведь простить можно врага, осознавшего свою вину и ставшего пусть не другом, но хорошим соседом. Наши соседи спокойны ли? Виноваты политики? Простые люди не при чём? Гитлер тоже был политиком, а простые немцы, австрийцы, финны, итальянцы, венгры, румыны, испанцы и другие рвали и жгли мою страну, вознося ему, одержимому кровопийце, хвалу: «Хайль Гитлер!» Там что-то изменилось? Стали другими политики или простые люди, этих политиков избравшие? Судя по последним событиям – нет! Кто-то не забудет вякнуть: «Гляньте, как живут побеждённые, – в чистоте и неге». Так они потому и живут так, что нашу, победившую фашизм страну, разорённую, сожжённую войной, потерявшую треть трудоспособного населения, бросили на произвол судьбы, ополчились всем своим цивилизованным миром, втянули в новую «холодную войну», которая сжирала ресурсы похлеще любой «горячей». А потом ударили в спину через купленных предателей, пытаясь скинуть в новую пропасть. Вспомните, кто и когда помогал нам в наших бедах просто по-соседски, безвозмездно? Кто протягивал руку помощи? Единицы! Остальные или наживались на нас, или били подло в спину, выступая на стороне врага. Истерика? Нет, правда, только правда! И она в том, что сами, только сами мы можем навести у себя порядок, а все наши соседи только и ждут, когда мы перегрызёмся меж собой, чтобы прислать нам сюда новых «волонтёров-помощников» и добить нас окончательно. Примирение и прощение, как показывает история, ведут к забвению, а забвение – к новой войне, новым жертвам и потерям простивших и забывших». *** Вот такой монолог. Лично для меня поговорить с Серёгой (я давно привыкла так его называть) – это очередная встряска, штурм мозга, если хотите. Это новый стимул работать и искать дальше, не в канун приближающейся даты или очередного праздника, не в угоду «проснувшихся» родственников, а ради них – молодых неопытных солдатиков, чей век на войне был заведомо трагичен и недолог… Галина БАЛАГУРОВА |