Выпуск № 50 от 11.12.2013 г. |
Осторожно: гений! Трёхлетняя девочка с большим бантом уверенно пиликает на скрипке. «Оля Мусина побила рекорд Моцарта – тот стал давать сольные концерты в пять лет», – взахлёб рассказывает телерепортёр и зритель ахает: «Гениально!»… Прошли годы, девочка наверняка стала талантливой скрипачкой, но попробуй – найди в необъятном Интернете о ней сегодняшней хоть что-то: Оля Мусина прочно вошла в историю как маленький музыкант. Вот и решили мы с помощью педагогов Центральной музыкальной школы Читы рассказать родителям и всем, кому интересно, как вести себя, если сынишку подозревают в гениальности, если дочка заявляет о недюжинном таланте. Как поддержать крохотный огонёк, чтоб стал пламенем и чтоб… не опалила самого малыша ранняя слава.
Т-с-с, не спугни… В разговоре немедленно выяснилось, что эпитет «гениальный» по отношению к ребёнку, как бы даровит он ни был, педагоги школы имени Брониславы Павликовской стараются не применять. В этом есть своего рода преподавательское суеверие и, конечно, многолетний опыт: блеснувшие на вступительных экзаменах «звёздочки» могут идти ровно со всеми однокашниками и ничем больше не выделиться. И наоборот: не проявивший себя на первых порах маленький музыкант, бывает вдруг через несколько лет раскроется совершенно неожиданно. – Конечно, порой мы действительно ахаем на вступительном испытании. Бывает, манера исполнения у ребёнка незаурядная или даже абсолютный слух. Но «штампик» «гениальный» стараемся не ставить. Возможно, кем-то где-то разработаны критерии для такого звания, но согласитесь, все они условны… Талант нужно наблюдать в развитии и уж потом делать вывод, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе заслуженный работник культуры России Людмила Ивановна Хмелёва. И про себя, чтоб далеко не ходить, добавляет: у знакомого мальчика прекрасные музыкальные данные, слух великолепный, а стремления заниматься музыкой, тяги к ней нет. Так что талант – это ещё не всё. – Бывает, что талантливый ребёнок первое время себя не покажет – словно внутри к себе приглядывается, прислушивается, прежде чем раскрыться. Многие музыкально одарённые дети очень замкнуты. Нужно сначала заслужить их доверие, – подтверждает Лариса Ивановна Рачинская. – И, наверное, как бы мы не любили своих воспитанников, гениальный ребёнок рождается раз в тысячелетие. Преподаватели, увлекшись темой, начинают вспоминать: – Саша у Валентины Андреевны занималась. Крохотуха совсем. И вдруг она русскую народную «Вдоль по Питерской» как запела этаким низким сильным голосом!.. Музыкантом Саша не стала. Может, если бы приложила больше усилий… – А мне вспоминается другой случай – про Олю К. У неё на приёмных экзаменах все три «двойки» были, а окончила Московскую консерваторию! Стала музыковедом, очень хороший музыкант. – Или Ирина Фалейчик. Действительно одарённая девочка! Поступила в класс гитары и через два или три года – ещё на класс саксофона. Ещё с детства начала сочинять, был какой-то и композиторский опыт. После школы поступила в Санкт-Петербургское музыкальное училище. Год проучилась в Питере и нынче поступила на бюджетное отделение в колледж имени Гнесиных в Москве на теоретическое отделение, на музыковеда, и в композиторский класс. И уже там делает успехи. Вывод: раз на раз не приходится, всё очень индивидуально. Вот почему громкое «гений» даже в кулуарах учительской заменяется на менее обязывающее – «одарённый». А родителям советуют не пугаться, не возносить чадо на пьедестал, а настраивать на кропотливый труд: как бы талантлив человек ни был – природа свой подарок уже преподнесла, остальное зависит от работоспособности и упорства.
Создайте условия и – без паники – Если цветок не поливать, он засохнет! Хоть какие-то, хоть минимальные условия должны быть, чтоб талант проявился, – делятся многолетними наблюдениями музыковеды. Какой-то внешний толчок: дома музыка звучит, или родители водят ребёнка на концерты, или повезло с учительницей пения в младших классах… Отмечают, что у большинства талантливых ребятишек папа или мама имеют отношение к музыке. Но это не только генетика: ребёнок с детства (или даже ещё раньше) погружён в творческую среду – самая плодородная почва для развития одарённости. Некоторые современные родители задолго до появления малыша предопределяют, насколько это возможно, его задатки. Так рождаются маленькие балеринки, которые в мамином животике толкались ножкой под «Лебединое озеро». Родителей, которые «программированием» таланта не занимались, появление в семье чудо-ребёнка может поставить в тупик. Здесь, по совету педагогов, главное – вести себя абсолютно спокойно. – Хвалить, но не перехваливать. Не пытаться реализовать что-то собственное, не сбывшееся за счёт сына или дочери. Не взваливать на малыша груз своих и чужих ожиданий. Ребёнок – сам по себе счастье, гениален он или нет! – рассуждает Ольга Ивановна Шнырёва, преподаватель класса аккордеона. – Почему троечники часто устраиваются в жизни лучше отличников? Потому что от них ничего особенного не требовали, к тому же они более стрессоустойчивы. Это не значит, что бесталанным быть лучше. Но что юное дарование требует более тонкого подхода, чем остальные, – бесспорно: работа с одарённым ребёнком идёт быстрее и глубже. Однако педагог, по мнению Ольги Ивановны, должен вести себя совершено естественно, не выделять любимчиков. Кстати, в музыкальных школах (по крайней мере, на взгляд учителей) детские коллективы дружней, и ребята не ставят обидного клейма «ботаник». Наоборот – тянутся к тем, кто способнее, учатся у них. Наш разговор на десять минут прервал музыкальное занятие педагога с одарённой девочкой – Дашей Корешковой. «Способности выше, чем у других» – это про неё. И это тоже: «Но без усидчивости никак. Нужен труд, огромный труд, и родители её очень поддерживают, направляют. Нет такого, что «всё Даша, ты звезда, и делать больше ничего не надо». Самая разумная позиция». Но если в музыкальную школу детки приходят в младшем школьном возрасте, то современные центры с говорящими названиями «Ребёнок-индиго», «Маленький гений» предлагают всевозможные «развивалки» с младенчества. – И это правильно, – считает преподаватель игры на баяне Елена Юрьевна Пименова – Родители – молодцы, что раскрываю таланты своих крох на самом раннем этапе развития. А в основе комплексных занятий – музыка. Потому что именно она позволяет развить задатки и в будущем художнике, и в завтрашнем программисте. Почитайте, интереса ради биографии успешных людей современности – почти все имеют хотя бы начальное музыкальное образование. По второму образованию Елена Юрьевна – психолог. Знает тонкости воспитания детей, причины «несостоявшихся» гениальностей и так называемого «синдрома бывшего вундеркинда». Этот специфический невроз выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться. Виной тому взрослые – сначала наперебой внушали человечку мысль об его исключительной природе, а в самый трудный, подростковый возраст, потеряли к нему интерес. Нелепостью кажется на первый взгляд, однако специалисты включают одарённых детей в «группу риска» наравне с умственно отсталыми, эпилептиками, сиротами и даже... малолетними преступниками – слишком ранима психика, слишком велика опасность вырасти непонятым и одиноким. Но оставим минорные ноты: редкий родитель откажется услышать: «У вас гениальный ребёнок, честное слово!». Правда же?
От гвалта к гаммам Механизм «отбора» музыкально-одарённых детей довольно прост: родители приводят ребёнка в музыкальную школу, заметив его тягу к искусству, или просто – для общего развития. Преподаватели приходят в детские сады (в случае с Центральной школой – это садик №73) и устраивают шумовой оркестр – раздают детям треугольники, маракасы, ложки, трещотки, кастаньеты. Чуткое ухо в невообразимом гвалте выделяет ребят, у которых есть чувство ритма. В школе №2 создан эстетический класс. Через несколько уроков тоже становится видно, у кого способности есть, у кого – не особенно. Крест не ставят ни на ком, считая, что развить можно всё, но в разной степени. И снова вспоминают про терпение и труд, которые порой с лихвой заменяют врождённую талантливость при врождённой же лени. Но в истории (и в сегодняшней жизни) примеров достаточно, когда гениальный музыкант с пелёнок чувствовал своё предназначение, шёл к этому через все возможные препятствия – социальные, географические, материальные. – Это очень большая редкость, – качают головами мои собеседники. В основном, ребятишек приходится усаживать, уговаривать. И рассказывают про свою коллегу. – Марину Сергеевну Школину. Увидела пианино в три года, потянулась ручонками, и никаких игрушек больше не надо было. С Мариной Сергеевной поговорить тоже удалось. Талантливая, одухотворенная. А к гениям – нет, себя к ним не причисляет. Щедро делится знаниями и любовью к музыке с детьми, искреннее радуется, когда ученик превосходит учителя и рвётся выше и дальше – на внечитинский простор. Это даёт надежду, что если тот самый, который «раз в тысячелетие», родится в Чите – его взрастят бережно и умело. Елена СЛАСТИНА, фото www.gal.oi-music.ru |
|
|