Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Праздник для мам
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Москва, Кремль, Владимиру Путину
У ВСЕХ НА УСТАХ
    «Черновский овощевод» к перезагрузке готов
ЗНАЙ НАШИХ!
    Лучшие животноводы края
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    На аргунском пограничье
1941-1945
    С именем комбрига Яковлева
    «Красная Армия – шибко шанго!»
ТелеМАНИЯ
    Индеец №1 по имени Гойко. Часть 2
РЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ
    Поставьте памятник деревне...
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Талант, рождённый трудом
НАШИ ЛЮДИ
    «Музыкант, маэстро и просто талантливый человек»
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Ветераны ещё в силах!
    Казачьи традиции
    Соколов не тронь!
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Как не разориться при покупке семян
Выпуск № 49 от 01.12.2015 г.
Индеец №1 по имени Гойко. Часть 2
Ветер прерий, лесов, каньонов. Боевой клич свободы и приключений. Мир грозной романтики всех мальчишек до 90 лет, особенно рождённых в эпоху СССР. Мир вестерна, Дикого Запада и мир того, чьё летящее, словно дикий мустанг, имя, воедино сплелось с ними. Гойко Митич. Кумир. Самый знаменитый Индеец европейского (и не только) кинематографа. Хао! Продолжу речь о нём...
Главный индеец ГДР и Европы
    В 1965 году киноруководством социалистической ГДР был поставлен вопрос по созданию собственных картин способных противостоять засилью вестернов производства ФРГ. Крупнейшая студия ГДР – DEFA, запланировала в производство 12 вестернов, которые в конечном итоге были все сняты. Режиссёр первой картины – «Сыновья Большой Медведицы», чех Йозеф Мах просматривая ленты западных конкурентов о Виннету (пять фильмов), сразу обратил внимание на молодого парня удивительно фактурной, «индейской» внешности, сильного, ловкого, самостоятельно выполняющего головоломные трюки. «Вот тот, кто станет нашим главным Индейцем!», – заявил Мах. И не прогадал. В 1966 году состоялась премьера картины «Сыновья Большой Медведицы», где свою первую и самую главную роль исполнил 25-летний актёр Митич. В этот же год состоялось его знакомство с ГДР, куда вскоре он и переехал на постоянное место жительства. «Сыновья» с огромным успехом прошли по всей Европе.
    
Red-western, Вождь и апачи-колхозники
    Тем временем DEFA едва успевала следовать требованиям зрителей: на следующий год выходит культовая лента по Фенимору Куперу «Чингачгук – Большой Змей», в 1968-м «След Сокола», в 1969 «Белые Волки», далее «Смертельная ошибка», «Оцеола», «Текумзе», «Апачи» и т.д. Гойко Митич снялся во всех 12 картинах «индейского» цикла, окончательно сделавших актёра мегазвездой евро – или, как его окрестили на родине жанра, США, «red-western» – «красного вестерна»…
    Практически все вестерны DEFA становились в то время кассовыми лидерами европейского и советского кинопроката. Съёмки ряда лент производились на территории СССР. Ландшафты Северной Америки и Мексики имели своих «двойников» на Кавказе, в Крыму, Казахстане, а чаще всего в Узбекистане. Забавная история произошла неподалеку от Самарканда, во время съёмок «Апачей» (1973 г.). Режиссёру Конраду Петцольду требовалась скачущая на лошадях индейская массовка. Немецкие киношники обратилась за помощью в соседний кишлак. Желающих нашлось много, но... Каких же усилий стоило уговорить «апачей» из колхоза «Навои» раздеться по пояс (молодые узбеки оказались чрезвычайно стеснительными людьми), а потом угомонить их: они так хохотали друг над другом, не узнавая себя в длинноволосых париках, в боевой раскраске и с томагавками. Зрители ни в одной из десятков стран, где шла картина даже не подозревали, что апачи в массовке были из узбекского «племени».
    Как Гойко Шлангом был (курьёз). Примерно в тех же местах натурных съёмок – в одной из средне-азиастких республик, но за шесть лет до картины «Апачи», произошёл курьёзный случай связанный с языковым барьером. В прокат вышел знаменитый вестерн с участием Митича «Чингачгук – Бoльшoй Змей». По-немецки это звучит так: «Chingachgook, die grosse Schlange» – «Чингачгук дер Грoссе Шланге». Местные «лингвисты» умудрились перевести название в... прямом смысле! От чего в титрах значилось: «Чингачгук – Бoльшoй Шланг». Хохотала вся республика, а затем и весь Союз.
    
Пошатнувший стереотип
    В 1973 году, будучи признанным европейским «индейцем» Гойко Митич побывал в одной из резерваций США, у самых настоящих краснокожих племени Дакота-Сиу, соблюдающих, кстати, свои древние обычаи. За несколько месяцев до этого, ряд «красных» вестернов был закуплен некоторыми прокатными компаниями Соединённых Штатов и с неожиданным успехом продукция DEFA начала было своё шествие по стране, родине вестернов. Зрители-американцы были крайне удивлены тем, что «коммунисты» снимают картины о Диком Западе ничуть не уступающие качеством лентам Голливуда. Но особое удивление на грани шока, вызывало то, что индейцы во главе с эффектным Gojko Mitic были в роли «хороших парней»! В американских вестернах индейцы всегда изображались кровожадными дикарями и бандитами... «Индеец» Гойко пошатнул закостенелый стереотип. Но в мире вовсю бушевала «холодная война». В дело вмешались политики. Пресса начала злобные нападки на картины с Митичем, презрительно называя их «эрзац-вестерны». Особенно политики опасались картин «Сыновья Большой Медведицы» и «Белые Волки». Ещё бы! В первой рассказывалось о воине племени Сиу борющимся с белыми завоевателями за исконные земли своего народа. Во второй, о Зорком Соколе, вожде племени Дакота, мстящим за произвол белых бандитов. Историческая правда, пусть и в художественно-кинематографической форме, очень больно колола тех, кто продолжал политику расовой и этнической сегрегации в США второй половины XX века. «Провокационные» фильмы были изъяты из проката.
    
Гойко Волк
    Несмотря на запреты, несколько «красных» вестернов были полуподпольно показаны в резервации племени Дакота-Сиу. Вскоре прибыл вертолёт с Гойко Митичем, которого встретили барабанным боем и песнями. Индейцы удивлялись, как бледнолицый европеец создал такие правдивые образы их предков в фильмах. Но самое главное – Гойко приняли в племя, при этом старый вождь так и сказал: «Ты – наш брат!». В один из вечеров возле костра он попросил Митича закрыть глаза, сосредоточиться и представить себе, что он – животное. При этом нельзя было диктовать своему подсознанию образ, всё должно было произойти само собой. Гойко увидел себя волком. После того, как он рассказал об этом вождю, индеец провозгласил тотем и новое имя Митича – Волк.
    
После фильмов – на тропу войны!
    Спустя всего несколько месяцев «красные» вестерны с Митичем, в первую очередь, «Сыновья Большой Медведицы» и «Белые Волки», стали причиной выхода настоящих индейцев на отнюдь не киношную, а вполне реальную тропу войны. Восприняв сюжеты картин, как руководство к действию за свои права, а так же в связи с недавними убийствами одного из старейшин сиу и его более молодого соплеменника, началось восстание. Сотни индейцев племени сиу, вдохновлённые героями Гойко Митича, вооружённые винтовками и автоматами Калашникова (их завезли через мексиканскую границу), захватили посёлок Вундед-Ни в Южной Дакоте. Городок был объявлен территорией, свободной от бледнолицых, независимым индейским государством. Инцидент получил название «Индейская революция в Вундед». Городок был перерыт окопами. Сиу и индейцы из союзных племён 70 дней (!) отбивали атаки тяжёлой бронетехники и вертолётов армии США. В боях погибли сотни сиу. Точное количество жертв с обеих сторон до сих пор неизвестно. Белые завоеватели, как и в прошлые времена, жестоко подавили восстание аборигенов. Дикий Запад так и остался «диким». Вскоре американцы объявили, что кровавый инцидент в Вундеде – это «провокация КГБ и восточногерманской Штази». После чего МИД США запретил Гойко Митичу въезд на территорию Штатов.
    
Разведчик, космонавт, мафиози, любовник и… вечный индеец
    «Индейский» цикл Гойко Волка завершился в 1983 году картиной «Вождь Белое перо». Однако карьера актёра в кино и не думала завершаться – последняя работа Митича вновь оказалась «индейской» - в крупнобюджетном немецком телевизионном вестерне «В дикой Земле» от 2013 года он исполнил роль вождя Тамакера… В разное время Митичу приходилось входить в образы итальянских мафиози, полицейских, югославских партизан, разведчиков (в конце 1980-х годов сериал «Архив смерти» с успехом прошёл по центральным телеканалам СССР) мексиканцев и даже исполнять роль космонавта в фантастической ленте «Сигналы», где актёру, по его словам «пришлось выделывать такое, что «индейская серия» казалась детской забавой». Видимо он имел ввиду сложные трюки с подвесками имитирующими невесомость
    В телефильме «Любовь и королева» по роману Гюго «Мария Стюарт» Гойко исполнил роль знойного любовника королевы. Кроме того, Митич, как режиссёр, поставил несколько детских фильмов.
    В последние годы Гойко не раз приходилось исполнять роли... русских (вот вам и краснокожий воин!), среди которых были: министр энергетики России и даже знаменитого маршала Соколовского стоявшего в 1945-м на подступах к Берлину! Что ж, настоящему «индейцу» всё по плечу...
    
Личная жизнь Гойко
    …до сих пор покрыта мраком. Гордый и мудрый Индеец старательно обходит эту тему во всех своих интервью. Известно только, что Митич ни разу в жизни не был официально женат, но одно время встречался с актрисой Ренатой Блюме, вдовой Дина Рида. Надо заметить роман Гойко с Ренатой имел место ещё до её встречи с Ридом. Имеет дочь Наталью двадцати двух лет. Несмотря на занятость, Гойко мечтает вернуться в бывший СССР и сняться в новом вестерне. «Хотя бы в роли старейшины племени», – улыбается 75-летний актёр. В этом случае Волк обещает прибыть в Россию в оперении индейского вождя и верхом на белом коне...
    Когда и как это произойдёт, в принципе не столь важно, ибо могучее племя советских мальчишек разного возраста, всегда будет приветствовать неувядающий, стремительный, как молния, живой тотем своего детства – Зоркого Сокола – Текумзе – Ульзану – Северино – вечного Чингачгука – Гойко Митича. И на этом...
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования