Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Ко Дню Победы готовьсь!..
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
    Лёд надежды нашей
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
    Лучшие из лучших
НАШИ ТАЛАНТЫ
    Забайкалье, ты супер!
НАШИ ЛЮДИ
    Ровесник революции, Герой и легенда
1941-1945
    Они сражались за Родину
ТелеМАНИЯ
    Весна, Любовь, Кино или Некоторые в джазе любят погорячее
СИТУАЦИЯ
    Должны или обязаны?
    Найти золотое ядро
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    «И хорошо, и вольно дышится... И даль светла и далека...»
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Село – Оловянная, сердца – золотые
МЫСЛИ ВСЛУХ
    А детей учим верить в лучшее
ВЫ ПИШИТЕ НАМ
    Вести из поселений
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
Выпуск № 10 от 14.03.2017 г.
Весна, Любовь, Кино или Некоторые в джазе  любят погорячее
Где-то в конце июня 1958 года, примерно за месяц до начала съёмок картины «Не сегодня, Джозефина» (таким, напомню, было рабочее название будущей комедии), двое крепких весёлых американских мужиков Тони Кёртис и Джек Леммон принялись изучать правила женского «дорожного» движения...
Продолжение. Начало в №9
    
Легко ли быть женщиной?

    Чтобы актёры вжились в образы женщин, естественно носили платья, правильно ходили на каблуках, обрели женскую походку и жесты, кинокомпанией из Берлина был специально приглашён известный женский имперсонатор, трансвестит Барбет (Бабетта). Кёртис эффектно смотрелся чопорной Джозефиной, но внутренне был крайне скован, чего не скажешь о Леммоне. Тот в роли Дафны не чувствовал никакой неловкости ни от платья, ни от макияжа, свободно разгуливал в таком виде по студии и вёл себя так, будто всю жизнь носил платья. Однако все попытки научить Леммона выглядеть настоящей женщиной оказались безуспешны. «Леммон просто невозможен, у него ничего не выйдет, он всё время отказывается делать то, что я ему приказываю», – кипятился Барбет. На что Джек резонно заявлял: «А я и не хочу убедительного перевоплощения в женщину, мы должны изображать двух мужиков, которым неуютно в женском платье». Режиссёр фильма Билли Уайлдер поддержал линию Леммона. Раздосадованный трансвестит покинул киношников через три дня.
    Забегая вперёд, сообщу любопытный факт: во время озвучки фильма Кёртис-Джозефина так и не смог убедительно воспроизвести высокий голос и в женской части роли его продублировал актёр Пол Фриз. А вот Леммон-Дафна с озвучанием справился сам и на «отлично».
    
Экзамен в «М/Ж»

    Кроме науки быть женщиной, актёрам пришлось обучаться танцам и игре на саксофоне и контрабасе и даже заниматься... платьями (оказалось, что Тони Кёртис работал в молодости в ателье мод).
    Подобрав подходящий грим и макияж, надев парики, переодевшись в платья, обув «шпильки» весельчак Леммон предложил Кёртису: «Тони, давай-ка посетим в качестве проверки женский туалет в соседнем съёмочном павильоне. Узнают нас или нет?» Актёры подошли к зеркалам в женской уборной и принялись подкрашивать губы и подводить ресницы. Проходившие мимо танцовщицы даже поинтересовались, в каком фильме «девочки» снимаются!
    Довольные «экзаменом» Джозефина и Дафна показались Билли Уайлдеру. Режиссёр внимательно осмотрел сияющих Кёртиса и Леммона и остался доволен: «Не идеально, но приемлемо – вы же, в конце концов, мужики, которые только притворяются женщинами. Больше ничего не меняйте. Так и будем снимать».
    И в этот момент Уайлдер окончательно понял: фильму цветным уже точно не бывать. И... обрадовался.
    
О «цвете» ненавистном

    «Некоторые любят погорячей» – картина чёрно-белая. Большинство зрителей даже не заморачивается на этом – дескать, фильм старый, потому и не цветной. Это заблуждение. В конце 1950-х, в Голливуде уже правил бал «цвет» и, в отличие от другой великой кинодержавы – СССР, пережившей войну и получившей отчасти разрушенную кино-фотопромышленность, дефицита цветной плёнки не было. Разумеется, комедия Уайлдера первоначально планировалась цветной. Дело было в другом. Во-первых, сам постановщик фильма не любил цветного киноизображения, предпочитая ему графическое, чёткое чёрно-белое. А во-вторых, после первых же цветных кинопроб косметика Джозефины и Дафны оказался слишком «тяжёлой» и выдавала на плёнке слишком заметный и ничем неистребимый зелёный оттенок.
    «Цветные» проблемы касались напрямую и Душечку – Мэрилин Монро. Контракт со студией-дистрибьютором «Fox», которой «принадлежала» актриса, требовал, чтобы она снималась только в цветных фильмах. Уайлдер умудрился обойти контракт – объяснил Монро, что мужчины, загримированные под женщин, в цвете выглядят не как комическая пара, а как «двое размалёванных зелёных гея». Увидев пробы, актриса в ужасе сразу дала согласие на чёрно-белый вариант.
    И наконец, одна из главных причин отказа от «цвета» – оказывается, Уайлдер ещё на стадии написания сценария хотел стилизовать картину под старые, но бурные «гангстерские» 20-е годы. Такой шанс выпал.
    
Походка «моторчик», пар и Душечка

    Съёмки начались в августе 1958 года.
    Самой первой отснятой сценой стал эпизод посадки пассажиров в поезд, идущий на Майами и его отправление с вокзала Чикаго. Вокзал, выглядевший так натурально в кадре, был декорацией. Именно здесь абсолютно обалдевшая от походки сногсшибательной блондинки-незнакомки Дафна произнесла знаменитую фразу: «Ты только взгляни... Вот это походочка! ...У неё, наверное, внутри моторчик... Влево-вправо-влево... Никогда Джо нам с ними не сравняться...»
    Сцена получалась очень смешной – зрители впервые видели Джо и Джерри, преобразившихся в Джозефину и Дафну, а затем красотку Душечку с «моторчиковой» походкой. Однако самой Монро сцена категорически не понравилась – Мэрилин считала, что её первое появление в фильме должно быть куда более броским. Режиссёр Уайлдер, памятуя о сложном характере актрисы, решил продемонстрировать внимание к её мнению. На минуту задумался. «Давай-ка ещё дубль сделаем...», – дал команду режиссёр, и пока Монро шла на исходную точку, он, хихикая, что-то быстро прошептал ассистенту – тот фыркнул и передал реквизитору. «Мотор! Камера!.. Экшн!» ...Душечка вновь прошла мимо парочки обалдевших «музыкантш» и двинулась дальше, как вдруг из-под вагона неожиданно и мощно дунуло струёй шипящего пара. Перепуганную Монро занесло аж куда-то вбок, и она чуть не полетела на платформу. С неподдельным испугом актриса оглянулась назад и нашла в себе силы пройти ещё несколько шагов. Этот эффектный кадр затем и вошёл в картину. А за кадром все мужчины киногруппы хохотали над шуткой режиссёра. Рассерженная звезда двинулась к Уайлдеру, тот с улыбкой парировал: «Душечка, ты же сама хотела броское появление...» Тут Мэрилин рассмеялась сама.
    
Ноги – в лёд и т.д.

    Всех тяжелей на съёмках пришлось Тони и Джеку. Каждый день, когда им приходилось «становиться женщинами, они приезжали на студию в 5.30, их долго и тщательно гримировали, делали макияж, маникюр и одевали в дамские наряды, что бы к 10.00 они были готовы к съёмкам. Многие часы работы на высоких каблуках нагружали непривычные ноги до такой степени, что в перерывах актёры опускали их для облегчения боли в вёдра со льдом.
    7 сентября 1958 года съёмочная группа составом в 175 человек выехала к океану и приступила к натурным съёмкам.
    Как Джозефина укусила... курицу... 47 раз! Паразитка-коммунистка спасает Монро. Безумные съёмки и самая аморальная сцена в истории США. Комедия над которой смеялся... один человек! Кёртис: «Я скорей поцелуюсь с Гитлером, чем с... !» Режиссёр, Душечка, борт самолёта и псих с бомбой. Горох и название. «В джазе только девушки» и Л. И. Брежнев... об этом и обо всём остальном читайте друзья в продолжении рассказа об истории появления классической и самой любимой «женской» народно-международной комедии в следующей «Телемании».
 
    Сергей БАЛАХНИН, фото-коллаж автора
Яндекс цитирования