Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
О ВАЖНОМ
    Куплю стаж на законных основаниях…
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    «Скинуться ребятишкам на книжки…»
ПРОШУ СЛОВА!
    Что же всё-таки не так?
ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Поговорить за круглым столом
И Я ТАМ БЫЛ...
    Лес не любит слабаков
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Пока для нас его дороже нет
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
    Сретенск
    Петровск-Забайкальский
    Газимурский завод
    Агинский округ
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Красновоенлёты
ТелеМАНИЯ
    «Война и мир». Полвека эпопее. Часть 1
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Божьи птички Геворга Элояна
ПОМОГИТЕ НАЙТИ
    Размахнины из Размахнино
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Кому снится водяная ночница
ВЫХОД В СВЕТ
    Всё и сразу
ДОБРОЕ ДЕЛО
    Карты в руки
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Перед людьми и совестью права
НАША ГОРДОСТЬ
    Учителю и краеведу
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Каким он был и в памяти остался
СОБЫТИЕ
    Потушены топки, но сердце горит
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Забайкальская вольная поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Сочи – город мифический
ФАЗЕНДА
    Сеешь просо – будешь богат
    По капельке, по капельке
Выпуск № 31 от 08.08.2017 г.
«Война и мир». Полвека эпопее. Часть 1
Великий роман и его 11 экранизаций: короткометражных и в полный «метр», немых и звуковых, чёрно-белых и цветных, кинотеатральных и телевизионных, отечественных и зарубежных... Таких разных, но единых в стремлении показать зрителю воочию картины ужаса Войны, прелести Мира на фоне бушующих вечных человеческих страстей: любви, ненависти, героизма, низости, благородства...
    Сегодня мы отправляемся в легендарное кинопрошлое – в бессмертное произведение Льва Толстого и его грандиозную эпопею-экранизацию, величайший кинопроект XX века. Сегодня в «Телемании» картина Сергея Бондарчука «Война и мир», чья финальная, четвёртая, часть вышла на экраны СССР, а затем и всего мира, ровно 50 лет назад!
    
Зритель требует

    В 1959 году на экраны СССР вышла первая полнометражная кинотеатральная версия романа – картина режиссёра Кинга Видора «Война и мир» (США, при участии Италии, 1956 г., бюджет 6 млн долларов). Несмотря на некоторую псевдорусскую, но вполне безобидную «клюкву», американская киноверсия была с восторгом встречена советским зрителем, изголодавшимся в период «малокартинья» 50-х по зрелищным фильмами. Руководители советского кинематографа серьёзно задумались тогда об отечественной экранизации романа: близилось 150-летие Бородинской битвы, наступало время хрущёвской оттепели, а от зрпителей в ЦК КПСС и Министерство культуры хлынули многочисленные письма: «...фильм по-своему хорош, но что за позор – Голливуд снимает то, что должны снимать советские режиссёры!», «...почему американцы, а не мы?». 
    
Кому доверить?

    Великой стране явно была нужна своя экранизация великого романа. Однако министр культуры Екатерина Фурцева с окончательным решением призвала не спешить. Если снимать, то ошибиться с выбором режиссёра нельзя: предстоит грандиозная работа, колоссальные траты; в случае провала – огромнейшие убытки. Кандидатам Фурцева предложила снять пробную, как сейчас говорят, «пилотную» версию – экранизировать небольшой эпизод книги. Автор лучшей возглавит проект.
    Кандидатами были мэтры советского кино: Михаил Ромм (он со студентами во ВГИКе разбирал роман Толстого как основу для фильма), Иван Пырьев (уверял, что готов браться хоть сейчас) и Бондарчук. Ромм отказался. Пырьев страдал «звёздной болезнью», ревновал Бондарчука к теме, однако ниЧЕГО не представил. А Бондарчук снял сцену «Расстрел поджигателей» (чтобы не оставлять Наполеону, москвичи сами поджигали свои дома и лавки). На роль Пьера Безухова исполнителя найти не смог, потому сыграл сам. И вопрос о кандидатуре отпал.
    В феврале 1961 года вопрос об экранизации «Войны и мира», самого масштабного проекта в мировой кинематографии, был окончательно решён. В апреле началась предварительная подготовка к работе над фильмом, рассчитанным на три серии. Только на разработку сценария было выделено в общей сложности 150 тысяч рублей (средняя стоимость бюджета «обычного» фильма)! Бондарчук и его соавтор, драматург Василий Соловьёв («Дорога к звёздам», «Нейтральные воды») в течение года мастерски, с максимальной точностью смогли перевести роман Толстого на киноязык. Правда, сценаристов несколько смущал факт, что из-за обилия материала фильм становился длиннее на одну серию (вместо запланированных трёх). К счастью, главного «продюсера» проекта – государства – это не смутило, дело касалось не только творчества, но, в первую очередь, престижа СССР. 
    В марте 1962 литературный сценарий в четырёх сериях был одобрен. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива десятков тысяч костюмов директор картины привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности СССР. 
    Министерство обороны предоставило десятки тысяч военнослужащих для массовок, лошадей, специальную военную технику, связь и вертолёты для съёмок с воздуха… Был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк (около 1500 всадников), который впоследствии был успешно задействован во многих других советских фильмах. В качестве главных консультантов Минобороны откомандировало трёх генералов.
    30 марта фильм «Война и мир» был запущен в подготовительный период, на который были выделены астрономические суммы: 795 тысяч рублей на актёрские пробы, постройку декораций и т. д. Плюс 600 тысяч на необходимый инвентарь.
    Отбор актёров начался весной и проходил всё лето 1962 года. Помимо гигантских массовок, одних только ролей-персонажей в фильме предусматривалось свыше трёхсот!

Актёрский состав

    На главную женскую роль Наташи Ростовой пробовались многие ведущие актрисы, в их числе Анастасия Вертинская (стала Лизой Болконской), Наталья Кустинская, Лариса Голубкина, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко (см. фотопробы), но выбор Бондарчука был неожиданным. После нескольких проб он остановился на никому не известной 19-летней выпускнице Ленинградского хореографического училища, балерине Людмиле Савельевой, хотя у девушки не было ниЧЕГО общего с литературной Наташей: белобрысенькая, синеглазая. Но репетиции убедили  режиссёра, что лучше Наташи не найти.
    Петей Ростовым мог стать Никита Михалков. Но после первой же серьёзной сцены русской охоты его сняли с роли и утвердили Серёжу Ермилова.
    На роль Андрея Болконского пробовались Василий Лановой, Кирилл Лавров (о И. Смоктуновском будет сказано отдельно), Юрий Соломин и Олег Стриженов (см. фотопробы). Утвердили последнего, а Лановому отдали роль Анатоля Курагина.
    Долго не могли найти подходящего актёра на роль Пьера Безухова. Обсуждалась даже «экзотическая» кандидатура в лице знаменитого спортсмена-штангиста, чемпиона мира Юрия Власова. Несмотря на неплохие пробы, рассудительный спортсмен отказался от съёмок: «...Мне сыграть Пьера – всё равно, что вас, дорогой Сергей Фёдорович, заставить поднимать олимпийскую штангу...» В конечном итоге Бондарчук, памятуя о своей «пилотной» пробе, решил сыграть сам, хотя и не слишком желал этого: автор фильма был старше своего персонажа лет на 20, в чём потом пришлось выдержать немало упрёков от критиков и зрителей. Для роли пришлось и прибавить в весе около 15 кг!
    Также режиссёру хватило обвинений в кумовстве по поводу Элен Курагиной. Её должна была воплотить красавица латвийка Вия Артмане, но Бондарчук личным нажимом утвердил на роль жены Пьера свою собственную – Ирину Скобцеву.
    Кутузовым мог стать Игорь Ильинский, но отвёл свою кандидатуру по причине, связанной с его участием в «Гусарской балладе», причём в той же роли. Утверждённого было Николая Симонова заменили вахтанговцем Борисом Захавой (у него в союзном Минкульте было гораздо больше покровителей)
    7 сентября 1962 года начались съёмки. Как это нередко бывает, снимать начали с «хвоста» – с четвёртого фильма эпопеи – эпизода, где французские солдаты расстреливают у стен Новодевичьего монастыря москвичей, подозреваемых в поджогах города. Попутно снимали уходящую осеннюю натуру…
    
Болконский 1-й и 2-й

    Незадолго до съёмок от роли вдруг отказался Олег Стриженов: собрался пойти работать во МХАТ, а съёмки, которые грозили растянуться на несколько лет, не позволяли ему отдавать всего себя сцене. Бондарчук отправился жаловаться в Госкино, но зампред только руками развёл: «Ну, не с милицией же заставлять играть Болконского». Даже министр культуры Фурцева, которая лично отвечала за создание эпопеи, не смогла уговорить его сниматься.
    Работа уже шла полным ходом, но одна из главных ролей оставалась вакантной. Бондарчук остановился было на Иннокентии Смоктуновском (см. фотопробы), тот был не против, но желание сыграть Гамлета в новой постановке Г. Козинцева пересилило, тем более сам Козинцев с изрядной долей творческой агрессии категорически отказался «отдавать сокровище». Наконец, вмешалась Фурцева, настоявшая на кандидатуре скромного Вячеслава Тихонова, с которым Бондарчук был знаком ещё по «Молодой гвардии». Многочисленные и мучительные пробы долго не устраивали режиссёра. Ещё актёр честно показал свои руки Бондарчуку: «У моего героя они маленькие, аристократичные, а я из семьи работяг...» Но уже видящий Тихонова Болконским режиссёр успокоил: «Слава, это ниЧЕГО, в перчатках снимем...»
    1 декабря съёмочная группа Бондарчука в полном составе отправилась в первую экспедицию – в Закарпатье, в город Мукачёво. В этих местах предстояло снять два больших сражения. 
    …Грандиозные киносражения, колоссальные массовки, ошеломляющий успех, кинорекорды... Продолжение истории появления шедевра мирового кинематографа, величайшего русского исторического кинополотна – в следующей нашей встрече.
     
    Сергей БАЛАХНИН,
    фотоколлаж автора
   
Яндекс цитирования