Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Традиционный, но необычный
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Вы из Чикоя? Тогда вам к нам!
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Живи, «Родник», живи!
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Станция юннатов как путёвка в жизнь
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Сквозь дожди и туманы
ДЕРЕВЕНСКИЕ КАРТИНКИ
    Сазан
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Здесь, в Петровске-Забайкальском, всех судьба нас созвала…
ТелеМАНИЯ
    Человек-улыбка. Часть 1
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Волшебница иглы и челнока
НЕ ПРОПУСТИТЕ
    Фестивальная осень
ВЫХОД В СВЕТ
    Бенгальские львы и российские гонщики
ЗЕМЛЯ ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ
    Нам просто хорошо в своём селе
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Сельский «длуга», как живёшь?
К СЛОВУ
    В Чойбалсан на автобусе
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Забайкальская вольная поэзия
    Литературная гостиная
ФАЗЕНДА
    Августейшие блюда
СОВЕТУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
    Муравьи – друзья или враги?
Выпуск № 33 от 22.08.2017 г.
Человек-улыбка. Часть 1
Улыбки. Весёлый смех. Замечательное настроение. Заразительное жизнелюбие, даже когда грустно, драматично, печально... Удивительная «белая» энергия, живущая в одном человеке. Ему не нужны образы-маски и грим. Он всегда остаётся самим собой, кого бы ни  воплощал на экране. Его любят взрослые и дети нескольких поколений. Для одних он вечно разный, но с вечным теплом в сердце и с вечной улыбкой, даже когда её не видно. Для других – вечный весёлый, добрый медвежонок... В этом году ему – 91. И по такому случаю сегодня в «Телемании» укротитель Шулейкин, 33-зубый «марсианин» товарищ Травкин, суровый Доцент, друг сантехника штукатур Коля, чатланин Уэф и главный Винни-Пух СССР – Евгений Павлович Леонов.
    ...Я не оговорился, утверждая, что в этом году, в самом начале сентября, любимому актёру исполняется 91 год. Именно «исполняется», потому что он никуда не ушёл от нас, зрителей. Он всегда нами, во всех своих 73 фильмах и 29 мультиках. Такова уж магия вечной жизни кинематографа и его служителей.
     
Покорять небо! Или…

     2 сентября 1926 года в Москве раздался звонкий крик, а вскоре и весёлое агуканье. Две комнаты коммунальной квартиры на улице Васильевской наполнились суетой и заботами – в семье инженера Павла Васильевича и домохозяйки Анны Ильиничны Леоновых орудовал и на всю младенческую катушку новорождённый Женя и его более опытный в этом деле двухлетний брат Коля. Семья жила в не слишком большом достатке, но дружно и весело. 
     Предвоенное детство Жени прошло, естественно, в мечтах стать вовсе не актёром, а... лётчиком! В то время едва ли не каждый мальчишка хотел покорять небо. Страна гордилась своими бесстрашными «соколами» – Чкаловым, Байдуковым, Беляковым... У Жени Леонова были на этот счёт и семейные причины: отец работал инженером на авиазаводе и много рассказывал сыновьям о самолётах и знаменитых конструкторах. 
     Мальчишки готовились стать лётчиками. Да не простыми, а испытателями. Впрочем, уже тогда весельчак Женя начал понимать, что со своей полненькой комплекцией роль покорителя атмосферных далей ему не особенно светит. Зато когда в пятом классе он начал играть в школьном драмкружке, все умирали со смеху. «Женька, ну ты просто умора!» – говорили мальчишке. Не обижался... Интересно, что много лет спустя Евгения Леонова спрашивали: «Почему вы стали актёром?» Он, посмеиваясь, отвечал: «Да потому что у меня физия круглая».
      Что касается брата, то Николай Павлович пошёл по стопам отца и посвятил жизнь авиастроению.
     
Забегая вперёд... Всепотопляющая любовь

     Что бы ни говорили, но актёры-комики бывают нередко популярней коллег по цеху – актёров-трагиков и романтиков. Однажды, во время съёмок фильма «Совсем пропащий» (киногруппа жила на самом настоящем корабле), режиссёр Георгий Данелия и оператор Владимир Юсов вдруг услышали истошный вопль в мегафон (лексика весьма 
смягчена. – Прим. автора): «Леонов, уйди с палубы, тудыть-растудыть!!! Спрячься! У меня из-за тебя... так-растак... сейчас корабль потонет!»
     Сие возбуждённо вещал капитан проходящего мимо пассажирского двухпалубника «Тарас Шевченко». Оказывается, актёр курил на палубе, а кто-то из пассажиров «Тараса Шевченко», заметив его, заорал: «Там Евгений Леонов стоит!» И мгновенно все – более трёхсот пассажиров, матросы и обслуга – высыпали на борт посмотреть на него. А «все» – это в среднем масса более 24 тонн! И корабль дал действительно очень опасный, критический крен. Вот уж воистину «всепотопляющая» любовь народная!
     
Токарь и стишок Блока

     Когда началась война, Женя окончил семь классов и пришёл на авиационный завод учеником токаря, в 1941-м поступил в авиационный техникум им. Орджоникидзе, но в конечном итоге так его и не окончил. Во время войны вся семья Леоновых работала на этом заводе: отец – инженером, мать – табельщицей, брат – копировальщиком. 
     В 1943-м увлечение театром привело молодого токаря Леонова в Московскую театральную студию. Даже в голодные военные годы его лицо и фигура сохраняли некоторые остатки былой полноты. Преподаватели скептически глянули на толстенького, смешного, неуклюжего 17-летнего парнишку. «Ну-с, молодой человек, что вы нам прочтёте?» – царственно поинтересовалась какая-то интеллигентная дама. «Ну, это... стишок Блока», – несколько растерялся Женя и покраснел. «Стишок?!! – дама, дрожа от возмущения, даже хлопнула ладонью по столу. – Запомните, юноша, у Александра Блока нет стишков! Ну, читайте, раз уж явились...»
     Собрался перепуганный Женя с духом, побледнел и начал входить в образ. «В «стишке» такая любовь огромная, такая любовь невозможная, что я понял, что должен читать не как я, а как роковой красивый мужчина... – вспоминал Евгений Павлович свой первый творческий экзамен: – ...Ну, очень красивый мужчина, понимаете, и очень-
очень роковой...»
     Парень, воодушевившись и вдохновившись, начал читать, а члены комиссии чуть ли не с первых строк начали... хохотать и плакать. Одной из женщин даже стало плохо от смеха. После такого первого же экзамена Леонова сразу... зачислили в студию.
     
Забегая вперёд...  «Если я чешу в затылке – не беда...» 

     В нашей любимой мультрилогии «Винни-Пух» (реж. Ф. Хитрук) главную роль весёлого бесшабашного медвежонка озвучивал Евгений Леонов. Для достижения большей комичности речь актёра была ускорена примерно на 30%. Если уменьшить скорость на эту величину, можно услышать обычного Леонова.
     
Спец по ветру, грому и... телегам

     Учёбу  Женя закончил в 1947 году и стал актёром по диплому, а затем и по-настоящему – поступил в труппу театра им. К.С. Станиславского. С работой было туго – страна залечивала раны, нанесённые войной, и было не до искусства. Вместо спектаклей знаменитый театр даже выпускал почтовую бумагу. Ролей даже для известных актёров было мало. 
     Пять лет Евгений, кроме крохотных ролей и участия в массовках, почти ничего не играл, а зарабатывал тем, что в антрактах перетаскивал и монтировал сценическое оборудование и создавал звуковые «спецэффекты». Свист ветра (крутил барабан с натянутым шёлком, с которым соприкасались подвешенные полоски шёлка – получался характерный свист), гром (дубасил киянкой по висящему металлическому листу), цокот копыт (стучал друг о друга деревянными плошками), грохот коляски (крутил небольшие колёса по лёгкому полому деревянному коробу), оружейные выстрелы (колотил по большому подвешенному картонному листу плашмя метровой линейкой), шаги по снегу (мял перед микрофоном мешочек с крахмалом) и т.п. За всё это было твёрдая такса – 5 рублей. 
     Однажды умотавшийся актёр уснул, а в этот момент за окном с грохотом проехала какая-то таратайка. «Эх, пять рубчиков 
проехало», – с досадой сквозь сон произнёс Леонов. Для него в то время это были немалые деньги. Иногда на молодого актёра накатывали периоды отчаяния, но он твёрдо хотел служить искусству и терпеливо переносил невзгоды, постоянно работая над собой и ожидая больших ролей.
     
Забегая вперёд...  Смотреть, как генерал!

     В 1964 году Георгий Данелия снял фантастическую комедию «Тридцать три» с Леоновым, где тот исполнял роль человека с тридцатью тремя зубами, которого признали в конечном итоге марсианином. Цензура сочла этот фильм идеологически вредным и запретила. (Запрет длился до 1980 года.).Однажды Леонов встретил в поезде помощника министра культуры, который сказал, что «дико хохотал животным хохотом», когда смотрел «Тридцать три». «Зачем же было запрещать?» – удивился Леонов. «Э-э, милый мой, одно дело, когда смотришь фильм, как человек, и совсем иное – как генерал!» – ответил чиновник.
     
Лариосик – первый прорыв

     Добродушный внешний вид, улыбчивость и жизнерадостность наряду с ярким комедийным дарованием в конечном итоге невзгод обеспечили Евгению Леонову широкое признание с самых первых, ещё не слишком больших ролей в театре. Началось с Лариосика – персонажа спектакля «Дни Турбиных» по повести М. Булгакова, поставленного руководителем театра им. Станиславского Михаилом Яншиным. Публика и критика были в восторге. 
     
Забегая вперёд...   Бабушка – Доцент
 
    Главная роль воспитателя детсада товарища Трошкина и его криминального двойника Доцента в сценарии «Джентльменов удачи» писалась сразу под Евгения Леонова. Актёр был настолько дотошным профессионалом, что, готовясь к съёмкам, даже специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камер, изучая поведение и манеры заключённых. Комический образ Бабки – Доцента Леонов придумал сам, заодно проверив его на членах съёмочной группы. Актёр явился однажды на работу в стареньком пальто и задрипаной шалюшке. Леонова не узнали и со словами «бабушка, не мешайте, чешите отсюда...» выдворили со съёмочного павильона. Потом долго смеялись. Найденный образ вошёл в картину.
     
Полосатый подкрадывается

     С кинематографом Леонов впервые столкнулся уже спустя год после учёбы в студии – попал в комедию «Карандаш на льду», где едва мелькнул в роли дворника. Чуть более засветился в одном из первых советских фильмов-«3D» – стереоскопической ленте В. Немоляева от 1949 года «Счастливый рейс» («Машина 22-12»), где примерил образ пожарного. Вскоре последовали более крупные роли – шофёр Снегирёв («Дело Румянцева», 1955 г.), милиционер Сердюков («Улица полна неожиданностей», 1957 г.), злой Старый Год «Снежная сказка», 1959 г.) и т.д. 
     Наконец к Евгению Леонову подкрался знаковый и очень-очень «полосатый» 1961 год...
     Рыбные неприятности. Как Женя поросёнка колол. Терапия по-леоновски. Женатый-«полосатый». Памятник при жизни за то, что «б...» не был + «дза... дза... дза». Целование хищника. Дважды неумирающий. Винни-Пух forever… Об этом и не только – в следующей нашей встрече.

     Сергей БАЛАХНИН,
     иллюстрации автора

Яндекс цитирования