Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Главная площадь Читы: преображение
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Поём хором
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Балей: даст ли золото вторую жизнь?
    От слов – к делу!
АКТУАЛЬНО
    Кто работает, тот не ест
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Как картошка может свиноводство развить
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Время беду перемелет
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Моя малая родина – Сретенск
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Будущее начинается здесь...
ТелеМАНИЯ
    Путешествие на планету бурь
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Сила – в неравнодушии
ВЫХОД В СВЕТ
    «Обезьяны, попугаи – вот компания какая!»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
СРОЧНО В НОМЕР
    С поленницей на балконе
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    Закрыть СПТУ – это преступление
И Я ТАМ БЫЛ...
    Конвейер социальных проектов
ФАЗЕНДА
    Уход за волосами осенью
Выпуск № 40 от 10.10.2017 г.
Путешествие на планету бурь
К 10 октября 1957 года, ровно шестьдесят лет назад, первый в мире искусственный спутник Земли уже успел совершить 96 витков вокруг нашей планеты, вступившей в космическую эру.
    Ещё через четыре года, 12 апреля 1961 года, ровно в 10 часов 00 минут московского времени цивилизация планеты Земля окончательно перестала быть... земной. Её первый посланец, сын самой удивительной и могучей державы Юрий Гагарин покинул пределы «колыбели» человечества и отправился в космос... А спустя всего год русские с двумя американскими представителями высадились на планете Венера. Это было 55 лет назад. И это случится вновь. Сегодня! В «Телемании»... Прямо сейчас... Зажигание... 10, 9, 8... ...3, 2, 1. Старт! Поехали!
    ...Прежде чем взять курс на Венеру, или Планету бурь как тогда, в далёком 1962 году, её называли многие в честь знаменитой одноимённой картины, ставшей вехой в мировом фантастическом кинематографе и вызвавшей в то время бурю эмоций у зрителей, критиков, кинодеятелей многих десятков стран, перенесёмся в первый год эры Спутника.
    
«Дорога к звёздам»: сенсация без компьютеров

    В 1958 году на экранах СССР и дальнего зарубежья (фильм закупили 130 стран) с небывалым, просто бешеным успехом прошёл полнометражный научно-популярный фильм «Дорога к звёздам» гения спецэффектов, комбинированных съёмок, энтузиаста кинокосмонавтики и астрономии, режиссёра (в будущем и писателя) Павла Владимировича Клушанцева («Полярное сияние» (1946), «Метеориты» (1947), «Вселенная» (1951) и т.д.). Русские первыми в мире с потрясающей реальностью, естественно, безо всяких компьютерных эффектов показали полёты космических кораблей, мир невесомости, стыковки, строительство гигантских обитаемых орбитальных станций, быт и работу «небожителей», а затем и высадку на естественный спутник Земли и создание лунных баз.
    
Миссия «Лунный камень»

    Пока зрители СССР и зарубежья с удивлением восторгались невиданными космическими чудесами «Дороги к звёздам», её автор уже вынашивал идею первой кинокосмической международной (!) экспедиции на Луну. В захватывающей лунной миссии с избытком хватало опасностей, страшных событий, приключений, что поджидали космонавтов на подходе к естественному спутнику Земли и на нём самом.
    Уже в 1959 году на стол руководства киностудии «Леннаучфильм», которая занималась производством научно-популярных, документальных, учебных фильмов и лишь изредка игровых картин (и даже мультиков), в штате которой состоял Павел Клушанцев, легла заявка на полнометражный научно-фантастический художественный фильм «Лунный камень». Жанр фантастики в то время был сверхредким в кинематографе СССР – к 1959 году было снято всего шесть (!) полноценных фантастических картин. Началась эра Спутника, страна нуждалась в кадрах новой космической отрасли: рабочих, инженерах, учёных и тех, кому предстояло отправиться за пределы Земли – на орбиту, а затем к другим планетам. Требовалась космическая романтика, ведущая за собой. Возможно, поэтому заявка на «Лунный камень» была утверждена и поставлена в план производства «Леннаучфильма».
    
СССР, США, ФРГ: летим вместе!?

    За сценарий к новому космическому «блокбастеру», обещающему удивлять зрителей не только сюжетом, но и ещё более грандиозными масштабами спецэффектов и комбинированных съёмок, чем в «Дороге к звёздам», взялись уже известный писатель-фантаст Александр Казанцев (романы «Арктический мост» (1941), «Пылающий остров» (1941)) и драматург Михаил Витухновский. По его сюжету, три космических корабля из трёх стран – СССР, США и ФРГ – отправлялись на Луну для изучения спутника Земли, последующей высадки и доставки образцов лунного грунта. Все корабли периодически попадали в аварийные ситуации, и космонавты из разных стран приходили на помощь друг другу...
    Интересен и тот факт, что в сценарии были некоторые эпизоды на лунной поверхности, намекающие на некое инопланетное, неземное присутствие...
    
Гнев номенклатуры: «Луну... мы завоюем сами!»

    В конце 1959 года сценарий «Лунного камня» был готов, но вмешалась идеология. Верхушка Ленинградского обкома КПСС, куда директор киностудии привёз сценарий для ознакомления, усмотрела в нём форменную крамолу: «Да вы с ума сошли! Какое международное сотрудничество? Какая дружба между Советским Союзом и странами дикого капитала? Вы что, на студии совсем сдурели и потеряли партийную бдительность?! Луну со всякими вашими «марсианами» мы завоюем и так, сами...» «На «полку» вашу Луну! – только и смог прошипеть в гневе директор, когда вернулся на студию, но, придя в себя, добавил: – ...Или всё переделать». Легко сказать!
    
«Мы рванём дальше Луны...»

    И без того натянутые отношения Клушанцева со сценаристами, что сложились во время работы, были к её концу изрядно испорчены – режиссёра не устраивал медленный темп развития сюжета, откровенный «недолёт» фантазии авторов и многое другое. А тут ещё разгром сценария в обкоме. Взрыв не замедлил себя ждать – Витухновский со скандалом покинул проект «этого сумасшедшего «лунатика» Клушанцева», а за ним и Казанцев. Доведённый до нервного срыва режиссёр уговаривал писателя взяться за переделку сценария. «Саша, а давай мы рванём – дальше Луны, – заманивал Казанцева Павел Владимирович: «Туда, куда в кино ещё никто в мире не летал... На Венеру!»
    Писатель сдался.
    
Русские идут к Планете бурь

    В 1960 году на страницах абсолютно нового сценария, в основу которого легла одноимённая фантастическая повесть Казанцева, обретшая к тому времени немало поклонников в СССР и за рубежом, в направлении планеты Венера стартовало три советских пилотируемых космических корабля: «Капелла», «Сириус» и «Вега». Через пять месяцев полёта произошла трагедия – приблизившись к загадочной планете, «Капелла» столкнулась с метеоритом и погибла вместе со всем экипажем. Перейдя в режим орбитального полёта и посоветовавшись с ЦУПом на Земле, двое из команды «Веги» – командир Щерба, кибернетик американец Керн и тяжёлый экспедиционный экспериментальный робот на исследовательском планере, не предназначенном для пассажиров, высадились на поверхность Венеры с целью найти посадочную площадку для «Сириуса».
    Под зловещим, непроницаемым покровом облаков смельчаки отыскали среди скал походящее место, но сами рухнули на перегруженном планере в полусотне километров, в болотах чужой планеты. Экипаж «Сириуса» поспешил на выручку, оставив на орбите «Вегу» с одним– единственным человеком для связи с Землёй, девушкой Машей – биологом и радистом...
    Так с машинописных страниц начиналась картина, которой предстояло стать киносенсацией 1962 года под названием «Планета бурь».
    
Миссия на Венеру: подготовка

    Обновлённый сценарий на этот раз был с восторгом принят как на студии, так и представителями КПСС, отвечающими за идеологическую «благонадёжность» киномиссии на Венеру. Работа, которой был непочатый край, закипела. На «Леннаучфильме» монтировались венерианские ландшафты, в инженерно-бутафорских цехах строились макеты космических кораблей, создавалось оружие для первопроходцев опасной планеты. Здесь же в тесном контакте с художниками группы шились и сооружались оригинальные скафандры для космонавтов, не имеющие аналогов в кинематографе. В конце февраля 1961-го «Леннаучфильм» «выращивал» экзотические инопланетные растения, включая хищного представителя флоры чужого мира, пытающегося, по сценарию, сожрать землянина. Здесь «рождались» чудовища Венеры: мелкие ящероподобные хищники, бронтозавр, птеродактиль... Тем временем режиссёр с оператором Аркадием Климовым уже успели подыскать подходящие места для натурных съёмок – «планета Венера» была обнаружена в нескольких районах, или, как сейчас принято говорить, «локациях» полуострова Крым.
    
Реальность наступает

    В конце марта – первой декаде апреля 1961 года группа «Планета бурь» во главе с режиссёром приступила к отбору экипажа киномежпланетных путешественников. Интересно, что характеры и взаимоотношения героев будущей картины интересовали Клушанцева несколько в меньшей степени, чем техника, антураж, спецэффекты, комбинированные съёмки и достоверность, реальность, «научность» происходящего. Первой целью была популяризация космонавтки, романтика покорения других планет и т.п. От будущих актёров требовалась прежде всего «типажность». Киношники торопились с отбором кинокосмонавтов – поджимали сроки – летом надо было уже «высаживаться» на Венеру… Но вскоре случилось Нечто!
    Однажды члены съёмочной группы «Планета бурь», как и миллионы граждан СССР, проснулись в своих квартирах утром и услышали торжественную сталь левитановского голоса: «Внимание! Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза... Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство...»
    На календаре было 12 апреля 1961 года. Гагарин летел над планетой. Полёт человека в космос перестал быть фантастикой. Киношники, как и вся страна, как и весь мир, ликовали. Но оставались Венера и команда во главе со своим «главным конструктором» – режиссёром Павлом Клушанцевым, в первый месяц Космической эры человечества они с энтузиазмом готовились покорять таинственную вторую планету от Солнца...
    «Сириус» и «Вега»: всё об экипажах кораблей. Четыре «Волги» на Венере. Живой инопланетный синтезатор. Как бортинженер «Сириуса» Георгий Жжёнов Куртом Боденом стал. Главное, чтобы «костюмчик» сидел, или От Венеры до «Прометея». «Кто вы, мистер Джон?» – о первом в мире трансформере. Криминал-приключения «Планеты бурь», или Грандиозный космическо-планетарный гоп-стоп. Зрители ликуют, критики с чиновниками... Об этом – в нашем следующем «полёте» к «Планете бурь».
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования