Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    К каменному веку возвращаться нельзя!
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    20 лет в обороне
СИТУАЦИЯ
    Тарифы двойных стандартов
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Горячие будни в хозяйстве Стерликовых
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
    В разгар уборочной поры
ЮБИЛЕЙ
    Плугом добрых перемен
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    100 лет и 100 дней…
    «Вдохновение» для Маккавеево
    Как вернуть землю?
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Будёновка, папаха и крейсер «Аврора»…
Возвращаясь к публикации
    Мы заслужили правду и нормальную жизнь
ТелеМАНИЯ
    Путешествие на планету бурь. Часть 2
ДАТА
    С Днём рождения, «земляне»!
ЗНАЙ НАШИХ!
    Забайкалье – вторая Родина
ВЫХОД В СВЕТ
    «Свет и Тьма» в наших краях
МЫ ЖИВЫ, ПОКА ЖИВА ПРИРОДА
    Забайкальская антилопа
НАШИ ЛЮДИ
    «За уши тащи, за уши!»
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Два чемодана волшебства
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
ЗДОРОВЬЕ
    Что такое осенняя депрессия?
Выпуск № 41 от 17.10.2017 г.
Два чемодана волшебства
– Весь театр умещается в двух чемоданах, – начинает наш разговор Александр Мусиенко, заслуженный артист России, директор Забайкальского государственного театра кукол «Тридевятое Царство». – Артист выходит на сцену с этими чемоданами, раскрывает их и прямо на ваших глазах создаёт совершенно другой, волшебный мир, в котором появляются и действуют куколки.
Душа на кончиках пальцев

    8 октября театр кукол торжественно открыл 83-й театральный сезон. Премьерный спектакль «Ты, я и Кукольник» ненавязчиво рассказывает детям о том, что, несмотря на то, что мы все разные – с разным разрезом и цветом глаз, с разным цветом кожи и по-разному одеты, мы всегда можем найти точки соприкосновения для того, чтобы любую проблему решить сообща. Один из эффективных приёмов – вовлечь зрителей в действо на сцене. Поэтому в некоторых моментах куклы напрямую обращаются к детям за помощью или советами.
    Ребёнок – самый требовательный зритель. Он безошибочно чувствует фальшь, и обмануть его невозможно. К сожалению, даже понимая, где обман, маленький человек не всегда может рассказать об этом, но он это запомнит, поэтому перед артистом театра кукол стоит важная задача – не отвратить ребёнка от театра, чтобы он и во взрослом возрасте возвращался туда вновь и вновь.
    – Я всегда говорю, что профессия артиста-кукольника гораздо труднее, чем, допустим, артиста драматического театра или артиста кино. По одной простой причине – у артиста-кукольника знания и умения должны быть те же самые, но в арсенале драматического артиста есть пластика и мимика, которые помогают ему держать внимание зрителя. Самое главное, что есть у драматического артиста, – это глаза, которые, как известно, не врут. Артист-кукольник практически всегда от зрителя скрыт, даже если он работает в «живом плане», на нём всё равно маска. Поэтому ему требуются огромные усилия, труд и эмоциональные затраты для того, чтобы в неодушевлённую куклу вдохнуть свою душу, передать через кончики пальцев свои сопереживания… Всё для того, чтобы маленький зритель поверил, что кукла сама ходит, по-настоящему может плакать и смеяться. Ну, и не зря профессия артиста-кукольника приравнена к профессии артиста балета, потому что нагрузка на организм колоссальная, – рассказывает Александр Николаевич.
    Но, с другой стороны, профессия артиста-кукольника очень благодарная и позволяет продлить творческую молодость. Юную Джульетту в театре кукол легко можно сыграть и в сорок лет, и в пятьдесят!
    
«Бэби-театр»

    В ноябре «Тридевятое Царство» посетит город Железногорск в Красноярском крае в рамках федеральной программы «Большие гастроли»:
    – Это так называемый Атом-град, закрытый город. И мы туда едем на две недели с двумя игровыми спектаклями – «Сюрприз» и «Бука». Также в 2018 году мы вошли во вторую большую федеральную программу – «Театры – детям». Инициатор этого проекта, поддержанного партией «Единая Россия», – народный артист России Сергей Безруков. По этому проекту мы будем приглашать режиссёра из Красноярска, чтобы он поставил спектакль «Иван-Царевич и Серый волк». Это будет цветной теневой театр, достаточно новое для нас направление, – рассказывает Александр Николаевич.
    Несмотря на то, что рекомендованный возраст посещения театра кукол – с трёх лет, родители начинают приводить детей чуть ли не с годовалого возраста. Логика простая – театр кукол, а куклы – для малышей. Но когда ребёнок попадает в незнакомую обстановку, где очень много людей, гаснет свет и звучит громкая музыка, он пугается. Именно для этого в планах у театра постановка спектаклей для самых маленьких, так называемый «Бэби-театр». Режиссёр из Санкт-Петербурга и подходящее помещение уже найдены, осталось только обустроить комнату, и можно будет показывать спектакли и для самых маленьких.
    Одновременно с открытием театрального сезона в «Тридевятом Царстве» совместно с Даурским заповедником открылась большая выставка рисунков «Живой символ моей малой Родины». Выставка бесплатна для всех посетителей и работать будет до декабря.
    – Мы много работаем с детьми-сиротами, детьми-инвалидами, выезжаем на гастроли в сёла и районы Забайкалья, где ставим бесплатные спектакли. Вообще, я считаю, что репертуарные государственные театры должны быть бесплатными для зрителя. Дети же не виноваты, что у их родителей нет денег на билет, что мы не можем приехать, например, в дальние районы, потому что это очень затратно для театра. А если бы такое решение приняли на уровне правительства и выделяли театрам конкретные деньги на благотворительные гастроли, покупку того же бензина, то мы могли бы уже без проблем давать бесплатные спектакли по всему Забайкалью, – говорит Александр Николаевич.
    
Мастерство кукольной сцены

    – Мы, пожалуй, единственное в Забайкалье театральное учреждение, двери которого открыты для посетителей круглый год. Такой график работы театра мы ввели два года назад. Сделано это для того, чтобы дети, которые отдыхают на каникулах, и их родители, у которых настала пора отпусков, смогли посетить театр, – говорит Александр Николаевич.
    Все куклы и декорации делаются руками сотрудников театра, которые в каждую деталь вкладывают частичку себя:
    – У нас есть «постановочные цеха», которые расположены на цокольном этаже – художники, бутафоры, конструкторы. У нас не поточное производство, каждая кукла создаётся индивидуально. И у каждого сотрудника при создании новой куклы свой фронт работ. Кто-то лепит голову, кто-то в эту голову вставляет глазки, ротик, кто-то прикрепляет «скелетик», кто-то раскрашивает и обшивает, а кто-то делает декорацию, в которой эта кукла будет потом работать. То есть процесс достаточно долгий, кропотливый, поэтому времени на создание нового спектакля требуется прилично, – открывает секреты театральной «кухни» Александр Николаевич.
    Театр постоянно ведёт обратный диалог со своим юным зрителем – дети пишут сочинения, лепят поделки, рисуют по сюжетам особо понравившихся спектаклей и даже заказывают репертуар! Так, например, появился спектакль «Три поросёнка» – театр проводил опрос, по результатам которого выяснилось, что именно забайкальский зритель хочет увидеть на сцене кукольного театра.
    – Мы постоянно проводим мастер-классы, на которых учим, как самостоятельно сделать дома небольшую куколку, например, из бумаги или картона. Проводим экскурсии по театру, рассказываем детям об истории театра, показываем наш музей, пытаемся наглядно показать, как появляется тот или иной спектакль. Раньше в музее у нас стояла телефонная будка с настоящим дисковым телефоном, по которому ребёнок мог позвонить любимому сказочному персонажу. Ребёнок набирает номер, а ему отвечают на том конце: «Алло, Зайчик вас слушает. С кем хотите поговорить?» Например, с Бабой-Ягой он хочет поговорить. «Подождите, соединяю», – отвечает «Зайчик», и трубку берёт другой артист, который голосом Бабы-Яги начинает разговаривать с ребёнком. И мы, может быть, восстановим этот «Сказочный телефон», потому что он пользовался большим успехом, – рассказывает Александр Николаевич. Правда, не многие современные дети знают, что такое проводной телефон.
    Сейчас цеха «Тридевятого Царства» в полную силу готовятся к ноябрьским гастролям и, конечно, к новогоднему спектаклю, который в этом году будет называться «Сладкая история Дедушки Мороза». Времени для подготовки осталось совсем немного, но будьте уверены, первый поход в театр обязательно понравится вашему ребёнку!
    
    Екатерина ФИЛИППОВА
Яндекс цитирования