Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СЫНЫ РОССИИ
    Особый праздник
ОФИЦИАЛЬНО
    Граница по-новому
АКТУАЛЬНО
    Ипотека по-новому
ПРОШУ СЛОВА!
    Маресьев против Губки Боба
И Я ТАМ БЫЛ...
    Блинки под буузы
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    На коленях у Рузвельта
ЗНАЙ НАШИХ!
    Славная дочь Агинской земли
1941-1945
    Кавалеры особо почитаемого ордена
ТелеМАНИЯ
    Жеглов, Шарапов… Говорухин: Место встречи изменить нельзя. Часть 3
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Как воспитать настоящего мужчину
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Забрал своё? Забери чужое!
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Бой в мирное время
    Баскетбол по-забайкальски
ВЫХОД В СВЕТ
    Весна идёт!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Николай Валуев рассказал жителям Шерловой Горы о пользе здорового образа жизни
ФАЗЕНДА
    Мужская радость
ЗДОРОВЬЕ
    Берегите мужчин! Можно уже в феврале
Выпуск № 8 от 20.02.2018 г.
Жеглов, Шарапов… Говорухин: Место встречи изменить нельзя. Часть 3
Сегодня в «Телемании» третья, заключительная «серия» рассказа об истории появления одного из самых ярких, знаменитых, культовых кинопроектов Центрального телевидения СССР – легендарной пятисерийной картины режиссёра Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
Когда «Лёля» круче Родины и Сталина

    Высоцкий участвовал в фильме не только как актёр – его многие находки заметно обогатили картину и сделали её более яркой. Именно он предложил приклеить фотографию Вари Синичкиной на дверь, где должен был спрятаться Шарапов от бандитов. Он же предложил сделать «наколку» Васе Векшину с именем «Лёля», самым модным в те годы, а не «За Родину! За Сталина!»; «Не забуду мать родную!» и т.п., как предлагалось авторами фильма. По его же указанию на шею Векшина накрутили белое морское офицерское кашне (в таком щеголяли подростки 1940-х, подчёркивая принадлежность к фронтовикам). Кроме того, Высоцкий блестяще выступил как режиссёр, ставя в отсутствии Говорухина (он уезжал на один из кинофестивалей) сцены «Допрос Груздева в МУРе», «Опознание Фокса» и другие эпизоды.
    
Смертельный трюк

    Осенью 1979 года группа переехала в Москву. Здесь снимали самый опасный трюк – падение грузовика с Фоксом и его подельником в Яузу. Ставить трюк взялись известные каскадёры Владимир Жариков и Олег Федулов. Интересно, что для подстраховки Говорухин пригласил ещё двух известных автогонщиков, но те вынесли убийственный вердикт: «Башку свернёте». Но каскадёры уже «горели» трюком. Им даже пришлось дать Говорухину подписку: «За наши жизни и здоровье киногруппа ответственности не несёт».
    Репетировали полмесяца. Снимали в промозглый вечер конца сентября. Все подъезды перекрыты ГАИ, но по бокам моста всё равно толпилась огромная толпа зрителей. Режиссёр дал сигнал. Грузовик разогнался, ударился колёсами о тротуар и полетел. Ремни безопасности применять было нельзя. Каскадёры упёрлись во что можно, руками и ногами. Навстречу неслось что-то чёрное... Когда грузовик снёс парапет, все ждали, что он упадёт в воду днищем (для этого в кузов положили тяжёлую плиту), но грузовик перевернулся и упал прямо кабиной, причём в то место реки, где было мелко. Раздались крики. Киношников затрясло. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно, и каскадёры мертвы. Но они чудом остались живы и даже не пострадали. Обидно стало через несколько минут, не только смельчакам, но и всей киногруппе: основная камера, та, что должна была снимать падение крупным планом, не сработала. В фильм вошёл эффектный, но общий план...
    После этого случая почти все натурные съёмки фильма сопровождались толпами фанатов.
    
Укушение Высоцкого

    Не сдерживали поклонников ни холод, ни ночное время. Доходило до курьёзов. На следующую ночь после трюка с машиной снимали первую половину эпизода «Милицейская погоня за Фоксом». Во время перерыва Высоцкий отошёл в сторонку курнуть в одиночестве. Вдруг из темноты раздался страшный рык: «Ды отпусти ты, стер-р-рва бешеная! Народ, помогите!..» Вся киногруппа бросилась в темень выручать коллегу от неведомой опасности. Каково же было всеобщее удивление, когда обнаружили Высоцкого, который изо всех сил пытался оторвать от себя молодую женщину, намертво вцепившуюся зубами в его кожаное пальто. Кое-как общими усилиями удалось разжать ей зубы. Нарушительницу увели, а Высоцкий рассказал, как к нему подбежала эта самая незнакомка, сказала взволнованным голосом: «Здравствуйте!», потом замолчала и вдруг внезапно, от полноты чувств, укусила артиста за плечо. Хорошо, что пальто было не из мягкой иностранной лайки, а из прочной отечественной кожи.
    
«А теперь, Гор-р-р-батый!»

    По мере того, как съёмки приближались к сценам с участием главаря «Чёрной кошки», Говорухин мрачнел. Жеглову в феврале 1979 года надо было уже кричать ныне легендарное: «А теперь Горбатый!» А Горбатого-то и не было. Долгое время режиссёр уговаривал на роль зловещего бандита Ролана Быкова. Добрый Ролан отказывался. Не помог в качестве парламентёра с бутылкой и Аркадий Вайнер. «Я только что разошёлся с женой и оттого безмерно страдаю, – объяснил Быков. – А ты предлагаешь мне выйти на экран в образе злодея-карлика да ещё горбатого! Ты что, совсем?.. Побойся бога!»
    Тогда обратились к Армену Джигарханяну, человеку безотказному и профессионалу-виртуозу, способному справиться с любой ролью. Так появился сатанинского вида Горбатый, обладающий почти гипнотической силой.
    Интересно, что Быков до предложения стать Горбатым пробовался на роль другого колоритного криминального персонажа – элегантного жулика и вора Ручечника, но Евгений Евстигнеев «перевесил» Ролана ростом и «преступным пафосом».
    
Когда «в кадре» все свои

    В связи со скромным бюджетом (на фильм Гостелерадио выделило менее миллиона рублей вместо заявленных 1400 тыс.) авторы экономили, на чём могли. В эпизодах приглашали сниматься родственников, друзей, знакомых, членов киногруппы и т.д.
    Так, роль жены Груздева, Галины Желтковской, исполнила театральная актриса Юнона Карева, бывшая супруга Говорухина. Снялся в одном из эпизодов и Владимир Гольдман, устроитель подпольных концертов Высоцкого. Правда, вскоре он попал под недремлющее око ОБХСС, а потом – в лагерь, где и увидел «Место встречи». На следующий день после премьеры его жизнь круто изменилась к лучшему – с лесоповала перевели на кухню. Вот что значило для зэков засветиться в одной картине с самим Высоцким!
    В ресторане, где Фокс танцевал с официанткой Марианной, за одним из столиков можно видеть дочь Аркадия Вайнера, Наталью Дарьялову, а среди музыкантов легко обнаружить дующего в саксофон Сергея Мазаева и т.д. Кстати, о музыке и песнях...
    
Поющий Жеглов

    Для фильма Высоцкий специально написал две песни и хотел их исполнить. Одна называлась «О конце войны» («Сбивают из досок столы во дворе...»), второй хотел поставить в фильм «Балладу о детстве» («...Взял у отца на станции погоны, словно цацки я, а из эвакуации толпой валили штацкия...»). Однако режиссёр отказался от той и другой. Правда, вскоре Владимир Семёнович сам отказался от такой затеи: «Как только я раскрою пасть, я из капитана Жеглова 1945 года превращусь во Владимира Высоцкого 1979-го. Это, может, и приятно, но моему Глебу придёт конец...»
    Актёр планировал использовать песни в продолжение сериала, сценарий которого написал сам и снимать который постоянно подбивал Вайнеров и Говорухина. В конечном итоге режиссёр сказал: «Володя, есть ли смысл снимать что-то дальше. Жеглов, считай, умер, а Шарапов стар, зачем продолжать-то?»
    Но в фильме Жеглову всё-таки пришлось петь. Правда, всего две строчки. И не своё. Из репертуара Александра Вертинского – романс «Лиловый негр». Высоцкий поначалу отказался: «Не даёшь петь своё, не буду и чужого». Но, в конце концов, поддался на уговоры Говорухина и «сторговался» всего на несколько строчек, звучащих в четвёртой серии фильма, да и те перебивались репликами Жеглова, обращёнными к Шарапову.
    
Пять вместо семи

    Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской студией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две серии сократили во время монтажа по требованию столичных телевизионщиков. Среди удалённых сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих зрителю причины дружеских отношений Шарапова и Левченко, а также их товарища штрафника Коробкова.
    Также убрали несколько сцен с Васей Векшиным до его убийства, которые объясняли, кто такой Сенечка Тузик.
    Кроме того, руководство официально запретило киношникам «убивать» подругу Шарапова Варю, сославшись на то, что у расстроенных её гибелью зрителей упадёт производительность труда, и то, что это искажало бы весь идейный смысл картины.
    Несмотря на некоторую смехотворность, авторы фильма всё же согласились с указанием руководства и никогда не жалели об этом в последствии.
    
«Ваш Жеглов похож на урку...»

    14 сентября 1979 года фильм принимало руководство Гостелерадио. В комиссии заседал и высокий чин из союзного МВД. «Ваш Жеглов сам похож на урку...», «Бандитов на экране слишком много, и все чересчур колоритные», «Романтизируете «Чёрную кошку» и т.д.
    В общем, картину милицейский чин не принял категорически. Телевизионщики решили подождать. Помогла календарная дата. В преддверии Дня милиции на телевидение позвонили из МВД и поинтересовались, какую премьеру они подготовили к празднику? «Есть только «Место встречи…». Милицейские начальники махнули рукой и дали «добро».
    
Пустые улицы СССР

    В воскресенье, 11 ноября 1979 года, в 19:55 по первой программе ЦТ началась премьера телефильма «Место встречи изменить нельзя». Поскольку картину предваряла мощная рекламная кампания (особый упор делался на участие Высоцкого), аудитория в те часы была многомиллионная. Позже было подсчитано, что каждая новая серия фильма повышала нагрузку электросети в одной только Москве на 400 тысяч киловатт! Улицы страны были в это время совершенно пусты. Но самая интересная статистика и, может быть, лучшее свидетельство достоинств фильма, находится в отчёте МВД за 1979 год. В те пять вечеров, когда показывали «Место встречи изменить нельзя», не было зарегистрировано ни одного преступления!
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования