«Поспеши, верховой, поспеши...» В прошлом номере «Земли» один из авторов упомянул о различиях празднования Нового года по восточному календарю у бурят и монголов. Я хочу рассказать, как праздновали Сагаалган в моём далёком детстве.
Многое уже забывается... Это было время, когда не снимали на видеокамеру, не фотографировались, в газетах не писали. Это история, оставшаяся в памяти пожилых людей. Родом я из Борзинского района, где Сагаалган отмечали буряты вместе с русским населением, равно как и сейчас. В то время основной костяк бурят составляли чабанские семьи, в основном они были многодетными, имели от 8 до 13 детей. Колхозные стоянки располагались вокруг села, соседствуя с чабанскими стоянками близлежащих деревень, – было с кем встречать Сагаалган. Поздравив с праздником своих старших родственников, молодёжь начинала снаряжать своих верховых и упряжных лошадей к выезду к первой стоянке, с которой начинался объезд всего улуса. Сагаалган – это изначально всенародный праздник, имеющий свой смысл, свои ритуалы. Молодёжь надевала шубы, меховые шапки, весело, шумно, во главе с кем-нибудь из старших, подъезжала к стоянке, где уже ждали первых гостей праздника. Объезд начинался по ходу солнца. К нам, в нашу семью, приезжали где-то после обеда, так как мы жили юго-западнее села. Гости, поздравив главу семьи с праздником, вручив хадак, обменявшись подарками, садились и угощались за праздничным столом. Застолье было недолгим. Получив подарки (а подарки были недорогие), все направлялись к следующей стоянке, и так по кругу. Следом за верховыми гостями подъезжали санные повозки, это уже были люди старшего возраста, тоже обменивались хадаками (их было немного), угощались и ехали дальше. Гости на прощание обязательно приглашали хозяев на праздник к себе. Последняя, западная точка колхоза находилась недалеко от города, и те, кто был на санных повозках, зачастую доезжали до города. Там мы гостили, ночевали у знакомых русских, с которыми дружили, вместе отмечали праздник. Праздничное путешествие не заканчивалось одним днём. Молодёжь останавливалась на ночлег, непременно устраивались разные игры: «hээр шаалга», «шагай наадан», «боhэлиг нюулсаан» и другие. Некоторые сами придумывали. С тех самых пор остались у нас в кулёчке в давние времена собранные шагайнууд (объяснения слову нет – Прим. ред.). Taк, по моим воспоминаниям, отмечали Сагаалган, который продолжался не один-два дня, и затем переходил в более спокойную, степенную стадию. Здесь начинались ответные визиты по приглашениям «Манайда сагаалаарайгты». Сегодня встреча Нового года – Сагаалгана – начинается в дацанах, затем начинается массовый праздник на площадях, в Домах культуры в виде театрализованных представлений. Всё это красиво, ярко, красочно, в соответствии с изменившимися условиями жизни, возможностями проведения культурно-массовых мероприятий. Примерно так же проходит празднование Сагаалгана в других регионах и сёлах, среди бурятов, проживающих вне округа. Они так же стараются провести Сагаалган с соблюдением обычаев, традиций. В других районах, где мало бурят, тоже празднуют Сагаалган. Они бывают благодарны, особенно молодёжь, если им помочь, объяснить, разъяснить правила народных обрядов, ритуалов. В проведении праздников всегда помогают работники сельских, районных Домов культуры. В начале 2000-х годов молодёжь (имею в виду молодёжь, проживающую вне автономии округа) начала интересоваться и принимать участие в праздновании Сагаалгана. У них было много вопросов, из-за незнания традиционных обрядов чувствовали себя неуверенно, трудно им было постигать премудрости обрядов без подсказок взрослых. В своё время мы рассказывали молодым, что Сагаалган начинают отмечать в храмах-дацанах соответствующими молебнами и ритуальными действиями. Сейчас они ездят в дацаны. Дети приезжают к родителям поздравить с праздником, угощаются, получают подарки. Это обязательный ритуал. Вместе с тем, дети должны пригласить родителей к себе домой, уважить, угостить. Это понятно и по нраву детям, но должна существовать и обратная связь. Даже если дети каждый день бывают у родителей, они должны пригласить и их к себе домой или привезти погостить на Сагаалган или на какой-нибудь другой праздник – это дань уважения, проявление благодарности, любви и заботы. Это придаёт устойчивость семейным устоям, почитанию младшими старших, это связь времён, знакомство с прошлым старшего поколения, перенос в настоящее время как фундамента для построения хорошего будущего. Хочу закончить письмо отрывком из стихотворения Эрнста Хавкина «Праздник Белого месяца»: Поспеши, верховой, поспеши, Видишь, степь вся искрится и светится В ожидании праздника Чистой Души! В ожидании праздника Белого месяца. День пошёл на прибыток. Снежной вьюгой, пыля, летит табун, Под копытом тает снег февраля Пролегли спозаранку через белую степь От стоянки к стоянке караваны гостей… Лариса Абидуевна Дадаева, п. Агинское |